Яндекс.Метрика

Каково будущее печатных СМИ?

Каково будущее печатных СМИ?

Индустрия печатных СМИ переживает сегодня не лучшие времена. За последние 15-20 лет электронные каналы массовой коммуникации заметно ослабили влияние газет и журналов, а стремительное развитие интернета в двухтысячных нанесло решающий удар по прессе. Аудитория сегодня уже не готова покупать информацию: в мировой паутине она распространяется бесплатно, причем намного быстрее и в колоссальных объемах.

В числе преимуществ электронных СМИ (радио, телевидения и интернета) — оперативность, простота восприятия, возможный эффект присутствия, выраженная концепция каждого канала, легкость переключения с одного ресурса на другой. Печатные издания, конечно, тоже обладают рядом достоинств. В первую очередь это удобство обращения к информации: для чтения газет не нужно никаких специальных приборов, пролистать страницы и найти интересную для себя заметку можно в любом месте и в любое время — неслучайно в приемных различных учреждений обязательно присутствует несколько журналов, а в кафе и ресторанах к завтраку часто подают свежий номер местной газеты.

В борьбе за внимание читателя прессе приходится противостоять не только профессиональным журналистам теле- и радиокомпаний, новостных порталов и тематических сайтов. Публиковать свежую информацию теперь хочет и сама аудитория. Многочисленные сервисы, позволяющие пользователям загружать в сеть собственные тексты, фотографии и видеозаписи, сформировали феномен «гражданской журналистики», оплотом которой стал блог-хостинг «Живой Журнал». В потоке непритязательных дневниковых записей на бытовые темы (ребенку понравились ростовые куклы, купить, бассейн на дачу к летнему сезону и т.п.) иногда встречаются и настоящие «жемчужины», способные взбудоражить всю блогосферу, а затем и привлечь к себе внимание самых влиятельных людей страны.

В таких условиях поддерживать и финансово обеспечивать жизнедеятельность печатного издания становится все сложнее. Традиционные бизнес-модели, основанные на подписке и распространении через торговые сети, практически исчерпали себя. Легкость нарушения норм авторского права и повсеместное тиражирование информации любого характера усугубляют проблему. Такие меры, как проведение масштабной рекламной кампании, создание фирменного стиля, расширение присутствия в розничной сети, если и дают положительный эффект, то он оказывается очень кратковременным. Печатной прессе требуется коренной пересмотр позиций по всем фронтам. Однако в настоящее время большинство учредителей и редакций изданий пытаются воевать старыми методами в принципиально новых условиях. Аналитики рынка предсказывают: если пресса не изменится, то перестанет существовать. Место утренней газеты с легкостью займет приложение для смартфона, аналитического журнала — френд-лента в блоге, глянцевого журнала — тематический сайт.


Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: