Яндекс.Метрика

А судьи где?

А судьи где?

В академдраме грядет премьера – «Чудо святого Антония» по символисту Метерлинку. Ставит спектакль к 1 апреля московский режиссер Ансар Халиллулин (он известен нам по отличной постановке «Условных единиц»). Но об этом подробнее в следующий раз.

Значимое событие минувшей недели – обменные гастроли. Это чуть ли не единственная возможность для провинциального театра выехать в другой город. Саратовская драма удачно свозила в Тамбов «Женитьбу», «Чайку», «Панику» и детский спектакль «Иван Богатырь и Свет-Луна». Тамбовский театр драмы тоже представил три взрослых спектакля («Горе от ума», «Дверь в смежную комнату», «Семейный портрет с посторонним») и сказку «Кто царевну поцелует». Деревенская комедия Лоборезова «Семейный портрет с посторонним» – легкая и динамичная, давно и прочно вошла в репертуар многих театров. Легко «идет» она и у наших гостей. Умеют в Тамбове и сказки изображать.

А вот Грибоедов сразил нас наповал. По секрету: эта «комедия нравов» не отличается серьезной драматургической проработкой. Начинается как водевиль («она к нему, а он ко мне», – как замечает Лиза), водевильными страстями и заканчивается, в финале все раскрывается: кавалер барышни манкирует ее, тайно волочась за горничной, горничная манкирует кавалера, барышня, в свою очередь – собственного воздыхателя. Но нет в ней водевильной легкости и изобретательности. Ее смысл в длинных разоблачительных монологах Чацкого. И когда от них отказываются, как от устаревших, текст просто начинает валиться, как на глиняных ногах. Нет, постановщик спектакля Кирилл Панченко монологи не убрал, но попытался взглянуть на пьесу «вне политических реалий» ( хотя реалии здесь, скорее, социальные и очень сегодня актуальные, взять хотя бы монолог о судьях). В результате этих смелых новаций актеры теперь не произносят реплики и монологи, а просто-напросто пробалтывают их, «невкусно» и невнятно. Плакучая Софья, а заодно и Лиза, все (включая лакеев и Молчалина) смертно боятся Фамусова, который всех по полу валяет и бьет. Затем лакеи отчего-то наглеют, бестолково топчутся в барских покоях, танцуют среди приглашенных, весьма развязны с гостями. Аристократ Чацкий вскакивает ногами на кушетку, где вскоре усядутся дамы в бальных платьях.

Когда не веришь режиссеру в главном, невольно замечаешь любую оплошность. В спектакле занят народный артист Юрий Томилин в роли князя Тугоуховского. Не произносит ни слова, но каждое его появление на двух клюшках так уморительно, что заранее встречается аплодисментами. Может, и другим следовало бы помолчать? Куда лучше, чем еле слышно бормотать классические фразы.

Проблема Тамбовского театра, старейшего в России, со славной 224-летней историей (основал Державин, играли два великана русской сцены – Мочалов и Качалов, писатель Гиляровского и т.п.) в том, что у него сейчас нет худрука, а главреж «кочевой». Это беда – актеры не виноваты. Спектакль, может, и неплохо скроенный, он без постоянного режиссерского «глазу» разваливается на глазах. Остается только Чацкий (талантливый актер Евгений Харитонов), которому играть здесь абсолютно нечего и не с кем – слишком умен. Он и ростом своим, и внушительными формами выламывается из узких рамок режиссерского замысла. Иногда (когда не рыдает и не ползает по сцене) обаянием и сметкой блеснет Лиза (Анна Алексеева). Молчалин Никиты Логинова кажется невероятно мелким и пошлым, «позор» его принимается с облегчением. Вот сейчас, сейчас его выгонят вон, как грозится Софья! Но он продолжает стоять за спиной оскорбленной хозяйки дома и как бы даже растет на глазах, становится значительней. «Молчалины блаженствуют на свете!». Сильная игра.

И еще один герой произвел на нас впечатление. Антипод Чацкого – нелепый бедняга Репетилов. Каким только не видели мы этого персонажа в разных версиях! Чуть не «карбонария» из него делали, провокатором представляли, и вообще, жалкой пародией на человека. Репетилов Сергея Левандовского («играющий тренер» – председатель Тамбовского отделения СТД) красив, обаятелен, искренен в своих порывах. Но – несчастный он человек, как говорит о герое сам артист. «Кому ума недоставало?» – иронически замечает Чацкий по другому поводу. Именно что недоставало. Добродушный от природы, Репетилов глуп, и книги тут не помогут, он мечется, шумит и… молча страдает. Стремительно появляясь в сцене бала, актер сумел одним своим выходом оживить ее, насмешить всех, но… Достаточно заглянуть в глубокие печальные глаза неугомонного болтуна. Многослойная получилась трактовка «эпизодического» лица (воображаю, как же тогда блистает Левандовский в роли Несчастливцева, вообще культовой для всех актеров!). У него всего одна сцена с выходом и монологом, но сильный актер сумел сделать ее чуть ли не бенефисной. И вот что любопытно: даже в отсутствии худрука и режиссера речь Репетилова звучала и четко, и внятно – как написано. А ведь такие «выходы» щедрой рукой рассыпаны по пьесе – все эти Горичи, Тугоуховские, Графини… Не воспользовались.

В антракте мы беседовали с Левандовским о проблеме режиссерских кадров. Нам она тоже знакома: в саратовской драме тоже нет «главного», но есть ряд интересных столичных режиссеров. Может, Тамбову следует использовать опыт Саратова? Очень доброжелательного и энергичного, Левандовского недавно избрали председателем Тамбовского СТД на второй срок. Рассказал он и о жизни Союза. Обитают в драме, устраивают там вечера, капустники, фестивали. Тамбовская «Хрустальная сирень» собирает театральных деятелей из различных мест страны. Сергей скромно умолчал о том, что теперь знает в Тамбове каждый. Не так давно он получил грамоту и ценный подарок от УВД за задержание в своем доме опасного рецидивиста (вместе с верным псом Спайком!). И – тоже недавно – стал лауреатом Всероссийского фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова в Нижнем Новгороде и участником Международного фестиваля в Москве.

Вот такие в соседнем с нами Тамбове живут актеры! Надеемся, к следующим обменным гастролям они уже попадут в руки хорошего постановщика.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №11 (411)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: