Яндекс.Метрика

Все – Джульетты, все – Ромео

Все – Джульетты, все – Ромео

Несколько лет назад мы уже видели этот хореографический шедевр Алексея Зыкова. Его исполнял последний курс тогдашнего главного режиссера академдрамы Антона Кузнецова. Теперь «Сонеты» идут в театре оперы и балета как дипломный спектакль будущих драматических актеров.

Заведующий кафедрой пластического воспитания консерватории Алексей Зыков написал сценарий на сюжет Шекспира и поставил драматический балет в современных ритмах. Это не «Сонеты» Шекспира, как можно заключить из его названия. И не точное следование трагедии «Ромео и Джульетта», хотя все главные герои налицо. У либреттиста и постановщика свой угол зрения: все любящие вообще – в какой-то степени Ромео и Джульетты.

– Для меня в каждом сонете Шекспира всегда есть Ромео и Джульетта, – говорит Алексей Зыков. – Причем в разных ипостасях: прожившие долго и счастливо, или расставшиеся, или соединившие свои судьбы с другими, или Ромео, оставшийся без своей умершей Джульетты, и так – до бесконечности...

А есть еще мальчик и девочка, которые весело бегают и немного мешают взрослым решать их серьезные дела. И это тоже будущий Ромео и его подруга. Почему, взяв за основу, канву «печальную повесть» Шекспира, постановщик назвал свой балет «Сонетами»? Потому что они шире темы двух юных сердец. В сонетах великого англичанина есть все: «это светлая история переживаний юности, молодости, зрелости и угасания, история нестареющей любви». 40 сценок, которые мы видим в новом зыковском спектакле, 40 хореографических миниатюр – это законченные новеллы о жизни, любви, о стихии, которая всегда говорит решающее свое слово, о смерти и снова – о жизни. А еще есть замечательно подобранная режиссером музыка Генделя, Вивальди и Чайковского, Тирсена, Крейга Армстронга.

- Самое первое, и самое известное, что начинают учить в музыкальной школе, это «К Элизе» Бетховена, и когда нашлись ее варианты – классический, рок-н-ролльный, танговый, возникла сцена бала», - рассказывает Алексей.

От классики к модерну меняется хореография постановки, с шутливой усмешкой в танце «под Чайковского», с размеренными «утренними» движениями соседствующих кланов (чистка зубов и прочие гигиенические процедуры), чуть ли не совместная уборка территории. Но трагедия нарастает с убыстрением ритмов и нервной неровностью движений, характерных для нынешней хореографии: «Но все трудней мне следующий день,//И все темней грядущей ночи тень». Уходят в мир иной дети: Меркуцио - вслед за любимой, девушка Тибальта – за возлюбленным, поддавшимся искушению грешной «другой» любви. Уходят вместе Ромео и Джульетта…

Получился как бы уже другой спектакль – более цельный и, наверное, более зрелый. То и дело переходя к модерну и другим современным па, везде выдерживая неуемный ритм века двадцать первого, решает свой балет Алексей Зыков.

Костюмы для спектакля создала известная питерская художница Ольга Герр, оригинальный и сильный сценограф, много работавший с нашей драмой. Мне объясняли, почему их яркая цветность так важна для сцены – на больших пространствах оперного театра фигурка танцора просто потеряется. Согласна, костюмы отличные. Однако многие из них – как бы из «другой оперы». В прежней постановке не было этой дорогой, тяжелой пышности: одежды героев были легкие, спортивные, нейтральных цветов. Ничто не отвлекало от накала страстей и самого танца.

Студенты курса заслуженного артиста России Игоря Баголея сумели донести до зрителя замысел хореографа. В постановке классических танцев им помогли педагоги Ирина и Алексей Борисовы, весь коллектив театра оперы и балета. Очень нежные, мягко пластичные вышли Ромео (Игорь Костин) и Джульетта (Кристина Толокнева), предельно импульсивным – Тибальт (Давид Осипян), убедительно меланхоличным – Меркуцио (Петр Матюшков). И остальные исполнители отлично справились как со сложными танцевальными партиями, так и с драматической трактовкой образов.

А Алексей Зыков показал, что может практически все: написать великолепное либретто, поставить изумительный спектакль и замечательно научить танцу.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №5 (405)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: