Яндекс.Метрика

Духовный прорыв фестиваля

Духовный прорыв фестиваля

Двадцать первый Собиновский уже остался в прошлом. Отнюдь не юбилейный по своему числу, он, тем не менее, отмечен печатью круглого юбилея. Конкурс конкурсов вокалистов в нынешнем году стал десятым по счёту. Как известно, это творческое состязание не имеет аналогов не только среди российских, но и среди мировых фестивалей, ведь главное условие для участников – победа хотя бы в одном музыкальном конкурсе России или зарубежья. Посему получается, что сильнейшие соревнуются с сильнейшими. Робких дебютантов, обладателей невнятных, невыразительных голосов на нём не услышишь.

Фестиваль порадовал обилием прекрасных теноров. За лауреатство боролись молодые дарования из Москвы и Уфы, Екатеринбурга и Челябинска, Ростова-на-Дону, Казахстана, Кыргызстана и даже Китая.

Акцент, сделанный на усиление хореографической составляющей, не случаен. Прошло ровно 80 лет с момента возникновения в городе профессиональной балетной труппы. Балет был представлен в афише Собиновского поистине звёздными именами. В шедевре Минкуса «Дон Кихот» блистательно выступили народные артисты России, премьер Большого театра Андрей Уваров и прима Большого театра, Этуаль Миланского театра Ла Скала, лауреат Государственной премии и международных конкурсов Светлана Захарова.

«Жизель» Адана танцевала солистка Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, народная артистка России, лауреат международного конкурса Оксана Кузьменко.

Саратовский зритель получил уникальную возможность увидеть не только классический «белый» балет, но и хореографию в стиле модерн. Русский камерный балет «Москва» под руководством Николая Басина представил на суд фестивальной публики два одноактных балета – «Свадебку» Стравинского и «Терраклиниум» на музыку Якира Ямаоко, Раби Абу-Халил и культовой группы немецкого индустриализма Einsturzende Neubauten.

Оба спектакля – премьерные, не успевшие остыть от аплодисментов столичной сцены. А это ярчайшее доказательство того, что фестиваль пользуется заслуженной доброй славой и у музыкантов, у профессиональных критиков. Кстати, нельзя обойти вниманием тот факт, что согласно итогам опроса музыкальной общественности, проводимого газетой «Музыкальное обозрение», Собиновский фестиваль в разные годы своей жизни – в 1999, 2001, 2002 и 2007 удостаивался престижнейшего звания «Лучший музыкальный фестиваль России».

Одной из изюминок Собиновского являются его премьеры. Ежегодно фестиваль открывается исполнением произведения, в силу различных причин до того не имевшего большого зрителя, редко или вообще никогда не звучавшего в концертных и театральных залах. За годы существования фестиваля саратовцы и гости фестиваля имели счастливую возможность познакомиться с довольно солидным числом неизвестных шедевров.

Никогда не разговаривайте с незнакомцами – сакраментальный завет классика меньше всего подходит для Саратовского симфонического оркестра академоперы и для творческого почерка его маэстро Кочнева. Незнакомые произведения, созданные вдохновением и трудом гениев, не раз украшали афишу Собиновского. «Реквием» Берлиоза и «Военный реквием» Бриттена, третья симфония Малера, оратория Гайдна «Сотворение мира» – со всеми этими «незнакомцами» оркестр «говорил» в майские дни праздников музыки.

Премьерой 2008 года стало Симфоническое Евангелие «Совершишася» в десяти частях для солистов, хора и оркестра. «Совершишася» принадлежит одному из самых загадочных композиторов России, человеку, чьим талантом восхищался Дмитрий Шостакович, человеку, которого его сокурсник Альфред Шнитке называл гением.

Мистик, веривший в иные миры, Караманов прошёл сложнейший путь духовного совершенствования, богоискательства. Изучал практически все религии, живо интересовался тайнами мироздания. И, в конце концов, обрёл веру. Мусульманин, он принял православие, прошёл через обряд крещения. Написание своей симфонии композитор, ушедший совсем недавно, в 2007 году, считал ни чем иным, как посланием свыше.

Всероссийской премьерой «Совершишася» названа не случайно. Потому как впервые симфония Караманова звучала без малейших купюр. Исполнение сопровождалось видеорядом, выстроенным из шедевров мировой живописи. Музыка и все изобразительные средства символизировали важнейшие моменты из жизни Христа. Тайная вечеря, на которой сын Божий провозгласил о грядущем предательстве его одним из апостолов, крёстный путь, Голгофа, крест, и наконец светлейший миг воскресения.

Алексей САДОВСКИЙ, главный эксперт музыкальных театров СТД России (Москва):

– Фестиваль, безусловно, самодостаточен. Уже не первый год он придерживается жёсткой и органичной схемы, разработанной маэстро Кочневым. Принцип участия в фестивале практически всех слоёв высокой академической музыки соблюдается неукоснительно. Впрочем, сказать, что Собиновский это только высокая музыка – значит обеднить то разнообразие жанров и течений, что аккумулирует фестиваль. Саратовский театр не чужд поискам новых имён, авангардных постановок.

И всё же любой фестиваль интересен, прежде всего, премьерами. Премьера симфонического Евангелие «Совершишася», на мой взгляд, главное, звездное событие нынешних весенних театральных вечеров. Театр взял огромную, сложную партитуру и чрезвычайно тщательно подготовился к исполнению. Вхождение в карамановское творение требует колоссальных исполнительских ресурсов, увеличенного состава оркестра, большого и детского хоров. Исполнение карамановского произведения – это вдохновенное и безукоризненное заполнение той ниши, которую занимает высокая духовная музыка.

Каковы еще итоги завершившегося фестиваля? На мой взгляд, он продемонстрировал не только мощный потенциал театра, но и его проблемы. В частности, нехватку качественных голосов у солистов. Когда на заключительном концерте фестиваля Кочнев выстроил своих вокалистов – он словно намеренно продемонстрировал, кто чего стоит в творческом отношении, у кого голоса безупречны, а у кого – увы.

У вокалистов, к великому сожалению, не такой уж длинный век. Оперная труппа периодически нуждается в обновлении, в свежей крови. Сейчас, как мне представляется, именно такой период.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи:  Анна САВЕЛИЧЕВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: