Муниципальный заказ под присмотром
Бюджет области в этом непростом финансовом году несет большую нагрузку, не отказавшись, несмотря на дефицит средств, от реализации социальных программ. В этих условиях рациональное расходование казенных средств приобретает как никогда важное значение. А потому за государственными закупками должен осуществляться постоянный контроль. Вот почему губернатор Павел Ипатов поручил правительству проверить, как реализуется на территории области закон №94, регламентирующий организацию и проведение госзакупок.
О результатах проверки рассказывает Людмила Жданова, министр области – председатель комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области.
– Область достигла в целом неплохих результатов по реализации 94-го закона. В первом полугодии 2010 года, когда муниципальные и областные заказчики могли проводить электронные аукционы на региональной площадке, было объявлено 2 553 электронных аукциона, из которых эффективно проведено 2 202 аукциона на 1,171 миллиарда рублей с экономией 9 процентов (108,5 миллиона рублей). Во втором полугодии заказчики области активно осваивают проведение электронных аукционов на федеральных электронных торговых площадках – уже объявлено о проведении 421 электронного аукциона на 847 миллионов рублей, причем муниципалитеты объявили 42 аукциона на 45,3 миллиона рублей.
Сегодня областные заказчики используют юридически значимый электронный документооборот в части ведения реестра государственных контрактов, что только в 2010 году позволило зарегистрировать около 15 тысяч контрактов без привлечения значительных финансовых и человеческих ресурсов. Сейчас система электронного документооборота позволяет заказчикам не ехать из районов для регистрации контрактов, им достаточно нажать кнопку в информационной системе – и сведения о контракте с цифровой подписью моментально отправляются в общий реестр. Помимо этого, использование данных системы позволяет комитету оперативно получать информацию о ценах на товары, проводить анализ на превышение.
То есть обеспечивается прозрачность аукционных закупок, что в свою очередь помогает легко контролировать эффективность расходования денег. В результате проведенных по инициативе губернатора проверок выявлено 38 нарушений, допущенных муниципальными органами. В частности, есть вопросы к Аткарскому МО, закупившему продукты для социальных учреждений по завышенной, на наш взгляд, цене. Дело передано в правоохранительные органы, будет проведено судебное разбирательство с целью установить степень вины и ответственности должностных лиц.
Такой контроль будет продолжен, и в каждом муниципалитете уже утверждается понимание, что «ловить рыбку в мутной воде» становится все труднее.
С января 2011 года вступают в силу существенные изменения ФЗ №94 – извещения о размещении заказов и государственными, и муниципальными заказчиками должны будут публиковаться на федеральном официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, органы власти обязаны будут проводить электронные аукционы по большей части продукции на пяти федеральных электронных площадках. Наш комитет совместно с министерством по делам территориальных образований области и Институтом дополнительного профессионального образования ФГОУ ВПО «ПАГС» занимаются подготовкой к этим новшествам государственных и муниципальных заказчиков. Сегодня уже более 80 процентов заказчиков области получили в Федеральном казначействе цифровую подпись (получили ЭЦП 3289 заказчиков из 4060), на федеральных электронных торговых площадках зарегистрировались около 30 процентов всех заказчиков области (1200 заказчиков зарегистрировалось из 4060).
К сожалению, в закупочной деятельности такого крупного заказчика, как МО «Город Саратов», прозрачности меньше, он не готов к работе на электронных площадках. Электронные подписи, правда, почти все получили (433 организации из 453, или 96 процентов). А вот с регистрацией на федеральных площадках дела обстоят значительно хуже. Администрация города не среагировала на неоднократные напоминания правительства области о необходимости заблаговременной регистрации на электронных торговых площадках, о проведении пилотных электронных аукционов. Сегодня заказы размещаются через уполномоченный орган – комитет по экономике администрации города. Но он зарегистрирован только на одной из пяти федеральных площадок (что сужает возможности для поиска наиболее оптимального результата торгов), да и то лишь 8 декабря 2010 года. Ввиду того, что у уполномоченного органа отсутствует опыт проведения электронных аукционов, можно прогнозировать, что закупки, в которых возникнет необходимость уже в начале 2011 – по приобретению продуктов питания, лекарств, на благоустройство территории – будут проведены несвоевременно.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №47 (400)
Автор статьи: Татьяна ПРОСИНА
Рубрика: Власть/Политика