Яндекс.Метрика

«Необходимо определить приоритеты»

«Необходимо определить приоритеты»

В канун праздника принято произносить много поздравлений и слов восхищения в адрес школьных учителей. Это правильно и абсолютно справедливо. Наши учителя действительно заслужили такие поздравления и добрые слова в свой адрес. Но даже в праздник я хотел бы поговорить
о делах.

Инициатива президента «Наша новая школа», которая стартовала в этом учебном году, призвана дать импульс развитию нашего школьного образования. Эта задача поставлена президентом именно потому, что новая Россия нуждается в общем обновлении: новых технологиях, новых людях, новых подходах к работе профессионалов. И от того, какими будут выпускники нашей школы, насколько подготовленными они войдут в жизнь, зависит успех всех намеченных преобразований.

Сегодня я хочу поделиться с читателем своими мыслями о проблемах школьного образования.

Новая роль учителя

Мы сегодня говорим о том, что именно на школьного учителя возложена ведущая роль в процессе модернизации отечественного образования. Учитель должен быть более квалифицированным, свободно владеть современными образовательными технологиями. Он выполняет ­социальный ­заказ общества, а это – раскрытие личности ребенка, подготовка его к успешной самореализации во взрослой жизни.

Сегодняшний учитель должен обладать широким кругозором, большой культурой, быть физически здоровым и своим примером прививать школьникам основы здорового образа жизни.

Но что скрыто за декларациями? За этим словом «должен»?

Если мы обратимся к новым федеральным образовательным стандартам, то поймем, что они предусматривают совершенно другого – нового учителя. Учитель, который не знает психологических закономерностей развития ребенка, школе не нужен. Как не нужен учитель, который владеет одной-единственной традиционной технологией ведения урока. Это осталось в прошлом.

Меняется сама идеология учителя. Сегодня он владеет компьютером, Интернет-технологиями и уже не боится конкурировать с Интернетом. При этом осознает, что просто заложить знания в голову ученика – задача невыполнимая. Эти знания множатся в геометрической прогрессии, и никогда учителю не обогнать Интернет. Поэтому главная задача учителя – не передать сумму знаний, а научить ребенка учиться. Научить добывать информацию, правильно распоряжаться этой информацией, использовать ее для своего собственного развития. Сегодня оценивается не столько система знаний, сколько объем навыков. Необходимо научить ребенка размышлять, говорить и рассуждать, чем, к сожалению, сегодняшние дети владеют не в полной мере.

Новые образовательные стандарты меняют и роль учителя по отношению к ученику. Педагог должен стать вровень с ребенком, совмещать в себе роли наставника, консультанта и партнера.

Все вышесказанное предполагает изменение самой технологии обучения. В Европе, например, уроки в форме беседы, диалога, деловых игр широко распространены. И мы с подобным опытом также знакомы. Такие идеи витают не первый год, насколько мне известно, они проходили апробацию на местных образовательных площадках еще 5-7 лет назад, но использовались самыми продвинутыми учителями лишь в некоторых гимназиях и лицеях нашего города.

Если раньше учитель мог по собственному желанию использовать эти наработки, то сегодня новые образовательные технологии становятся обязательными. Насколько готовы наши учителя к таким переменам? Может ли учитель, который привык приходить в класс с заранее заготовленным планом урока, которому удобнее вести занятие в традиционном ключе, стать мобильным, свободно импровизировать, наконец, по-другому обучать? К сожалению, учительская среда не лишена консерватизма. Учителя привыкают работать в привычных формах, и только тот, кто сохранил в себе профессиональный азарт, готов к подобным радикальным переменам.

Задача образовательных ведомств – разработать механизм, в том числе и меры поощрения, который заставит учителей использовать новые технологии в образовании. Ну и конечно, первостепенная роль в этом процессе принадлежит системе повышения квалификации и переподготовки учителей.

Учить учителя

Сегодня очень актуален вопрос – где будет формироваться педагогическая культура. Чуть ли не все вузы страны сегодня предлагают услуги по повышению квалификации учителей. Это относится и к нашему региону. Перед учителем огромный выбор – он может пройти переподготовку в любом из саратовских вузов, может отправиться в Москву или даже в Новосибирск. Из-за того, что игроков на этом рынке стало много, учитель может оказаться дезориентирован.

Я много общаюсь со специалистами в сфере образования, слежу за нашим региональным опытом. Считаю, что у нас очень сильный институт повышения квалификации учителей, там работают высокопрофессиональные методисты-практики. При этом приветствую возможность выбора – честная конкуренция стимулирует к достижению высокого результата.

В любом случае, при выборе образовательной базы для переподготовки каждый учитель должен руководствоваться своими собственными требованиями и задачами. Или ему необходимо пополнить багаж профессиональных знаний как предметника, или обучиться методикам обучения непосредственно у практиков. Но так или иначе, получение дополнительного образования – сегодня необходимость. Система переподготовки традиционно гибко реагирует на запросы общества и достаточно мобильна в плане обкатки новых методик и использования передового педагогического опыта.

В нашей области эта система давно выстроена, и сегодня задача ее усовершенствовать, найти новые формы. Например, заработал так называемый «накопительный» принцип повышения квалификации. Он позволяет учителю не отрываться от школы на 2-3 недели, а в течение года проходить переподготовку по самостоятельно выбранному индивидуальному плану. В систему повышения квалификации пришло дистанционное образование с использованием интернет-технологий. В таком формате за домашним компьютером практически без выезда в областной центр ежегодно повышают квалификацию более 2 тыс. учителей. Но, опять же согласно федеральным образовательным стандартам, обучение новым методикам на практике остается главным приоритетом в переподготовке учителей новой школы.

Считаю очень правильной и систему преемственности, наставничества. Знаю, что в ряде московских школ учителя-пенсионеры не остаются за бортом, а в качестве методистов делятся своим богатым опытом с молодежью. Здесь одновременно решается и серьезная социальная проблема старения кадров в современной школе, которая сегодня очень волнует учительское сообщество.

О знании компьютера и языка

Не правда ли, парадокс? По статистике, результаты саратовских выпускников за ЕГЭ по информатике – предмет зависти всех регионов страны, включая столицы. Наши школьники побеждают на международных олимпиадах по информатике. При этом в большинстве обычных школ региона дети владеют компьютером на уровне пользователей крайне слабо. Я это воочию наблюдал, приезжая в сельские школы и посещая школы города. Отчего такой контраст? Информатика как наука нам дается легко, а вот добывать информацию при помощи Интернета, уверенно пользоваться компьютером пока полноценно не можем?

Сегодня во все школы области, даже в глубинке, проведен скоростной Интернет, и, я уверен, это поможет решить проблему. Но что нужно сделать еще, чтобы компьютер стал удобным инструментом для получения новых знаний? Ведь без этого сегодня невозможно обойтись.

Считаю, что очень многое зависит от уровня профессиональной культуры учителя. Если его в свое время не научили в школе пользоваться компьютером и он им не пользуется, то и дети этого не умеют. Поэтому я и дал на августовском педсовете поручение нашему министерству образования выстроить четкие приоритеты и создать систему подготовки учителей в данном направлении.

То же самое касается и знания иностранных языков. Сейчас у нас во всех школах области иностранный язык изучается со 2-го класса. Действуют 45 инновационных школ, в том числе 8 школ с углубленным изучением иностранных языков, английская и французская языковые гимназии. Однако все это касается только городов области. Да и там практические навыки владения иностранными языками зачастую не даются. Сейчас школьный уровень изучения иностранного языка не гарантирует даже минимальное бытовое общение. Мы должны коренным образом изменить сложившуюся систему. Именно практические навыки владения языком должны стать одним из основных результатов работы современной школы. Интеграция в мировое пространство, возможность выезжать за рубеж, проходить стажировки… По-моему, не надо объяснять, для чего молодежи так необходим язык.

Пути решения проблемы абсолютно понятны. Необходимо в кратчайшие сроки переобучить учителей иностранного языка. Предложить им современные методики и технологии. Европейский опыт может здесь стать для нас примером. Там широко используется интерактивные, игровые формы обучения, больший акцент делается на разговорный язык, меньший – на грамматику, формы глаголов, за которыми дети теряют интерес к языку.

На самом деле есть множество вариантов широкого внедрения иностранного языка в школьную жизнь. Почему, например, раз в неделю не ввести день общения учителей и учеников только на английском языке. Или не установить партнерские отношения со школами в англоязычных странах. Большие ресурсы в изучении иностранных языков открывают и интернет-технологии. Именно они позволят использовать передовой опыт, накопленный как у нас в области, так и в других регионах России. Причем важно, чтобы его использовали во всех школах области, как в городских, так и в сельских.

Конечно, мы будем по мере возможностей посылать учителей за границу, чтобы они общались с носителями языка. Но когда мы декларируем, что учитель должен обладать общей культурой и широким кругозором, мы это относим и к обучению иностранному языку - через знакомство с культурой страны, через кино и музыку. Отсутствие возможности находиться в языковой среде можно компенсировать, применяя разнообразные подходы.

Отдельная проблема – обучение иностранному языку в сельских школах. Там зачастую учителя преподают язык вторым, а то и четвертым предметом. Например, математик, который хорошо знает язык со школы. Как раз сейчас, насколько мне известно, активно идет переподготовка сельских учителей, которые ведут язык, но не имеют базового образования.

Мода на здоровье

Забота о здоровье нации – один из приоритетов национальной политики. Очевиден тот факт, что начинать нужно с подрастающего поколения, чтобы оно вошло во взрослую жизнь физически крепким и с определенными внутренними установками в отношении собственного здоровья. Быть здоровым, не иметь вредных привычек должно быть модным. Такая терминология наиболее близка подросткам.

Что касается школ, то там активнее должны внедряться технологии и методики здоровье­сбережения, здоровая организация школьного пространства. Если говорить простым языком, то это грамотно спланированное расписание уроков, горячее питание (чем сегодня активно занимается власть на федеральном и региональном уровне), правильное освещение в классах. Дети теряют здоровье не только потому, что, например, недостаточно уроков физкультуры, а потому, что неправильно устроен учебный процесс. Когда физкультура вторым уроком, а потом физика и математика, к концу учебного дня дети выматываются.

Медицинское обследование и обслуживание (наличие медкабинетов с квалифицированными специалистами), система мониторинга здоровья школьника – все это нужно активно совершенствовать. Данные о здоровье школьников необходимо использовать и при организации различных мероприятий, и при проведении уроков физкультуры, и при индивидуальной работе с учащимися. У нас должна установиться практика, когда школа дает рекомендации родителям по улучшению здоровья детей.

По этому направлению мы имеем положительный опыт. В средней школе №25 города Балаково мониторинг здоровья ученика ведется не первый год. Но это единичные примеры. Необходима четко выстроенная система, и я дал поручение этим серьезно заниматься на региональном уровне.

Престиж профессии

Приведу реальные цифры. Из 22 тысяч учителей области только 2600 человек – учителя-мужчины и всего 819 молодых специалистов. Повышение социального уровня учительского сообщества – увеличение зарплаты учителям (на сегодняшний день средний уровень зарплаты учителя в области почти на 16% превышает среднюю зарплату учителей по России), материальные стимулы в виде президентских грантов и грантов губернатора Саратовской области конечно же стимулируют молодежь к работе в школе. Но, как видно, не только зарплатами определяется выбор будущей профессии. Не все решают деньги. Учитель – это совершенно уникальная профессия, которая одна из немногих держится на внутренних убеждениях и на любви к детям. Как это ни банально звучит.

Настало время задуматься, как проводить отбор этих людей еще на уровне вуза, а может быть, и школы. Ведь были же в саратовских школах педагогические классы, куда с удовольствием шли старшеклассники. Пусть не все потом выбирали педагогический вуз, но любовь к детям у них осталась на всю жизнь. Лично я уверен, что формирование учительской ментальности надо начинать как можно раньше.

Приведу другой пример. Есть в Саратове физико-технический лицей №1 – признанный лидер регионального образования. В этом году он прогремел сразу двумя победами. Ученик преподавателя информатики Татьяны Удаловой Сергей Федоров завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по информатике в Бельгии. Ученик Евгения Терентьева Василий Мокин победил на международной олимпиаде по математике в Астане. Так вот в этом учреждении традиционно престижно работать. И дело не в зарплатах, а в атмосфере, в возможности творчески развиваться каждому педагогу, находиться в среде единомышленников. Эта система в ФТЛ №1 выстраивалась десятилетиями. Я привел этот пример для того, чтобы показать, как много факторов влияет на престиж профессии, и когда мы поднимаем вопрос о привлечении молодых специалистов в школы, все их необходимо учитывать. Этим нужно планомерно заниматься, в том числе повышать зарплаты, что мы сделаем в следующем году. Но выработать систему морального поощрения педагога школы также важно.

Не могу не коснуться проблемы учительских кадров на селе. Необходимо создавать условия выпускникам вузов, готовым работать в сельских школах. Решать вопрос с жильем, выплачивать подъемные. Мы этим занимаемся на протяжении последних двух лет, не все условия созданы. Считаю, что главам муниципальных районов нужно более серьезно подойти к решению этого вопроса.

В своих размышлениях я затронул лишь ряд проблемных тем. На самом деле проблем огромное количество, и мы их будем последовательно решать.

В заключение хочу подвести итог и поделиться личным.

Мой отец всю свою жизнь посвятил школе. Сначала работал учителем, потом директором школы. Я видел, насколько честно он относится к своей работе, с какой любовью относится к своим ученикам.

Сегодня я часто слышу упрек – в школах не осталось любви. Когда в 90-х система школьного образования была на грани развала, когда учителям месяцами не платили зарплату, люди продолжали работать, потому что ими двигала любовь к детям. Я прекрасно понимаю, что школа – это отражение общества. Сегодняшнее общество быстрое, мобильное, рациональное и прагматичное. Это диктует время. Но в школе, и прежде всего в новой школе, все решает конкретная личность. Если человек решил, что он создан для того, чтобы преподавать, он придет в школу, он в нее врастет и останется в ней на всю жизнь. На таких людей, которые и определяют собой наше учительство, сегодня делает ставку государство. От того, каким они вырастят новое поколение, зависит, как мы будем жить дальше.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №38 (391)
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: