Яндекс.Метрика

Хвост виляет собакой

Хвост виляет собакой

Считается, что интернет-торговля начинает развиваться при подключении к сети не менее 25 процентов населения. Хотя в Саратовской области это условие соблюдено – у нас насчитывается около 500 тыс. пользователей, 300 тысяч из которых живут в Саратове, местные on-line магазины пока можно пересчитать по пальцам.

Теоретически, заниматься интернет-торговлей выгодно – отсутствуют большие товарные запасы, требующие складских помещений, торговых залов и продавцов. Относительно недорого стоит и создание сайта магазина: его цена зависит от товара и задач магазина – чем выше его уровень, чем больше товаров и различных опций, тем дороже обойдется создание и продвижение сайта.

– С точки зрения разработчиков, создание интернет-магазина – трудоемкий процесс, имеющий множество нюансов, – считает глава саратовского клуба IT-директоров Игорь Соловьев. ­– Когда разработчики говорят: мы не знаем, сколько будет стоить магазин, это, с одной стороны, правда, а с другой – пугает заказчика. Бизнесмену нужно четкое понимание структуры его финансовых вложений, позволяющее оценить, нужен ему интернет-магазин или нет.

По оценке Соловьева, создание простого интернет-магазина на базе готового шаблона стоит от 20 тыс. рублей и занимает от 15 до 30 дней. Придание шаблону индивидуальных черт обойдется в 25 тыс. рублей.

Кстати, на этом же этапе стоит задуматься о качественном наполнении сайта. Например, крупных фотографиях товара, сопровождаемых видеопрезентацией и подробным описанием. В будущем это поможет уменьшить число возвратов покупок и работу по претензиям.

Порядка 20 тыс. рублей придется потратить на SEO, то есть поисковую оптимизацию сайта. Ее делают, как правило, сразу. Хотя дальнейшая раскрутка сайта также стоит денег. Сколько – зависит от выбора способа продвижения, коих великое множество: от поисковых систем и социальных сетей до создания и управления интернет-сообществами.

Для начала работы хватит небольшого, порядка 16 кв.м, помещения и трех-четырех сотрудников – администраторов и логистиков. По мнению специалистов, это количество сотрудников оптимально для круглосуточно работающего интернет-магазина. Кстати, опыт владельца интернет-магазина по продаже образовательных программ показал, что пик продаж его товара приходится на период с 18 до 24 часов.

Один из самых сложных вопросов – доставка. Крупные логистические компании уже начали осваивать рынок интернет-торговли, однако Саратов в этом плане им пока не интересен – у наших интернет-магазинов слишком маленькие объемы:

– Логистику можно организовать самим, договорившись с транспортной компанией или курьерской службой. Но при этом, если доставка осуществляется по городу, цена товара должна быть достаточно высокой, – говорит Игорь Соловьев.

Возможна и организация собственной курьерской службы, хотя она, как правило, необходима лишь при достаточно большом обороте.

Интересный опыт имеет московский магазин по продаже автозапчастей «Экзист»: в его распоряжении огромная сеть терминалов по выдаче товаров в городах России. Такой прием закрывает и вопрос с возвратом товара.

Еще одну проблему в условиях саратовской действительности представляет организация системы оплаты покупок. Услугу электронного банкинга предоставляют пока далеко не все банки, а система WEB-many, хоть и удобна, но вряд ли будет эффективна. Как признался регистратор этой системы в Саратове Максим Былинкин, из 50 тыс. кошельков, «прописанных» в нашем городе, активны в лучшем случае одна-две тысячи. Остальные кошельки считаются «пустыми» – по ним проходит менее пяти операций.

Будущим владельцам интернет-магазинов стоит быть готовыми и к спорам в вопросах бухгалтерии. Так, в межрайонной налоговой инспекции утверждают, что интернет-магазины не подпадает под «упрощенное» налогообложение, хотя многие их владельцы спокойно работают именно по такой системе.

Не исключены и проблемы собственно с Интернетом: всегда есть шанс, что сайт будет по каким-то причинам отключен. Российское законодательство не регулирует эту сферу деятельности в полной мере, а значит, в отличие от западных бизнесменов, вам будет тяжело доказать в суде, что провайдер нанес действительно тяжелый урон вашему бизнесу.

Личный опыт

Вадим Песков, генеральный директор
ООО «Другая компания»:

– По нашим оценкам, разработка интернет-магазина с уникальным дизайном и интеграцией в социальные сети (самой популярной в Саратове является «Вконтакте») обойдется заказчику в сумму не менее 100 тыс. рублей.

Сейчас мы работаем над созданием саратовского интернет-магазина с объемом инвестиций порядка 400 тыс. рублей. При этом мы делаем ставку на продвижение через контекстную рекламу, социальные медиа и блоги.

Вообще, на наш взгляд, лучший метод продвижения интернет-магазина – это контекстная реклама. Там цена идет за клик, то есть за реального посетителя на сайте. И мы можем заранее сказать, во что обойдется увеличение посещаемости сайта, например, до 10 тыс. человек в месяц.

Что касается способам оплаты, то мы делали исследование по наиболее распространенным из них. Идеальный вариант – кредитки, в России используют менее 5% сайтов, WEB-many и Яндекс-деньги – 20-30%. Пожалуй, оптимальный вариант – это интеграция интернет-магазина с автоматами Киви. Они знакомы всем – именно через них большинство пополняет счета своих мобильных телефонов.

Елена Васюкова, коммерческий директор ООО «СаратовБизнесКонсалтинг»,
интернет-магазин «Пешка»:

– Интернет-магазин «Пешка» создан на базе ООО «СарБК». Это не классический интернет-магазин, а, скорее, торговая площадка, где все желающие могут продавать свои товары. Фактически, его создание нам ничего не стоило.

Сегодня на «Пешке» работают более сотни продавцов. Размещение на ней бесплатное, мы берем лишь небольшой процент с продаж. При этом стараемся соблюсти момент эксклюзива. То есть, если один поставщик с товаром N у нас есть, второго мы не пускаем. Но если у второго поставщика более интересное предложение, например по ценам, мы предлагаем понижать цены первому поставщику.

На площадке сейчас присутствуют в основном саратовские предприниматели, но ведутся переговоры и с другими регионами. Нам интересно сотрудничество с заводами-производителями. В перспективе «Пешка» планирует заниматься доставкой продуктов питания. Сейчас ведутся переговоры по доставке обедов в офисы.

Я считаю, что товары интернет-магазинов должны конкурировать с товарами офф-лайновых магазинов. Это касается и ценовой политики.

Что касается продвижения сайта, то в первую очередь мы пользуемся возможностями сайта «СарБК», поисковых систем, не отказываемся от традиционных методов – билбордов, радио- и телевизионной рекламы. В целом бюджет магазина на продвижение зависит от продаваемого товара и поставленных задач. Например, в Яндексе чем чаще запрашивают тот или иной товар, тем дороже его реклама. А вот социальные сети, мне кажется, вообще не место для рекламы. Она там скорее раздражает.

В целом могу сказать, что интернет-магазины в Саратове, конечно, будут появляться. И при этом их владельцам придется учиться всему самостоятельно. Ни в Москве, ни в других городах никто уже не учит этому бизнесу, не желая растить конкурентов.

Игорь Митрофанов, директор магазина игрушек «Вундеркиндик» в Саратове:

– Наш интернет-магазин, скорее, дополнение к существующему в реальности магазину игрушек. В Саратове on-line торговля идет не очень активно. Менталитет покупателей таков, что посмотрев сайт, за покупкой они приходят в магазин реальный. Многим хочется потрогать, посмотреть игрушку, хотя и картинки, и описание на сайте выложены.

Создание сайта на стандартном движке с хорошими перспективами обошлось мне в 20-30 тыс. рублей. Еще 20 тыс. рублей было потрачено на рекламу при запуске. Но здесь реклама проводилась совместно с обычным магазином.

В целом продвижение интернет-магазина – дорогое удовольствие, хотя есть и множество бесплатных способов это сделать. Если брать мой магазин, то он выходит на 2-3 строках в Яндексе.

Что касается системы оплаты, то у нас это банковский перевод или наличные при доставке курьером. А при дальнейшем развитии сайта мы планируем ввести смс-оплату. Собственная курьерская доставка стоит 50 р. Есть и бесплатная при заказе от 2000 р. Как ни странно, но при совсем бесплатной доставке заказов становится меньше – клиенты, по-видимому, боятся, что сумму доставки я включу в стоимость игрушек. Хотя на 30-40% игрушек цена в интернет-магазине ниже, чем в обычном.

Решили открыть свое дело? Тогда Вам просто необходим бизнес план! Громадная коллекция бизнес планов на http://mirplanov.ru - бизнес планирование, заказ бизнес-планов, полезные советы, аналитические статьи и многое другое.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (387)
Автор статьи:  Наталья МАКСИМОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: