Яндекс.Метрика

Цена маршрута

Цена маршрута

На прошедшей неделе в Торгово-промышленной палате Саратовской области обсуждался вопрос о необходимости повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Однако в ходе обсуждения участники пришли к выводу, что в первую очередь необходимо менять критерии оценки работы транспортной отрасли - хотя, безусловно, цивилизованность работы повышается, бухгалтера заполняют отчетность по МСФО, но это не решает всех проблем.

Инициатором круглого стола на тему «Общественный транспорт в регионе – условия достойного качества услуг» выступила Саратовская областная организация профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Теперь уже профсоюз обратил внимание власти и общества на положение дел в автотранспортных предприятиях города и на необходимость увеличения тарифов на пассажирские перевозки, о которой ранее неоднократно заявляли руководители транспортных предприятий. Этот факт особенно выделил в своем вступительном слове заместитель председателя правительства саратовской области Александр Стрелюхин:

– Диалог правительства области с профсоюзами очень важен. Обеспечение пассажирских перевозок – одна из первостепенных социальных задач власти. Надежная и эффективная работа пассажирского транспорта является важным показателем социально-политической и экономической стабильности в регионе. Ежегодные бюджетные вложения в развитие отрасли составляют порядка миллиарда рублей. Учитывая общие для страны экономические трудности, правительство области отказалось от повышения тарифов зимой 2009 года. Между тем в Саратовской области цены за проезд в общественном транспорте самые низкие в ПФО. При этом у нас около 800 тысяч граждан имеют право на льготный проезд в общественном транспорте. Не стоит забывать и том, что стоимость льготного проездного билета на один вид транспорта составляет всего 50 рублей.

Председатель профсоюза Саратовской областной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Наталья Джуманян подчеркнула, что она выступает от имени трудовых коллективов, которые просят оказать содействие в повышении жизненного уровня автотранспортников и сохранении рабочих мест. Она привела безрадостные факты, анализ которых в сопоставлении с нынешними бедами автоперевозчиков подчёркивал трудное положение отрасли в целом:

– Заработная плата работников отрасли ниже среднеобластных показателей – в среднем 11 тысяч рублей. Это стало причиной оттока кадров.

Позиция профсоюзной организации транспортников в данном вопросе однозначна: повышение тарифов – вынужденная мера, но только так можно поднять выручку перевозчиков и повысить качество работы пассажирского транспорта. От этого сегодня зависит и уровень жизни работников автотранспортных предприятий. В целом эта мера приведет к сохранению всей транспортной отрасли региона.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Иван Панков подытожил ситуацию, сложившуюся в результате действия неоправданно низких тарифов:

– Требования к безопасности и повышению качества пассажирских перевозок постоянно растут. Решение этих вопросов непосредственно связано с формированием новых тарифов на пассажирские перевозки в области. Это позволит обновить подвижной состав, активизировать работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий, улучшить подготовку высоко­квалифицированных водителей.

Участники круглого стола обсудили критерии оценки работы транспортной отрасли. По мнению большинства, основными показателями должны стать качество предоставляемых услуг и безопасность перевозок.

– Сегодня мы не просто решаем вопрос о повышении тарифов, мы обсуждаем, как будем работать в новых условиях, – подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Иван Панков.

Обозначив болевые точки отрасли, участники круглого стола приступили к обсуждению главного вопроса: на сколько поднимать тариф? Население региона с пониманием относится к проблемам автотранспортников. Но, чтобы не обмануть доверие людей, необходимо найти золотую середину, приемлемую как для перевозчиков, так и для пассажиров.

Борис Кайданов, генеральный директор ОАО «Межгородтранс»:

– Стоимость запасных частей и расходных материалов по некоторым видам техники выросла до четырех раз, более чем на 20% увеличилась стоимость электроэнергии. Возросли затраты предприятий, связанные с обеспечением безопасности пассажирских перевозок: это расходы на установку ремней безопасности, внедрение систем спутникового слежения и систем видеонаблюдения на объектах транспортной инфраструктуры. Безопасность стоит дорого, и частнику в одиночку не решить эти проблемы. Повышение тарифов уже идет с опозданием. Повышение до 10 рублей в лучшем случае даст возможность поднять заработную плату на 1 тысячу рублей.

Андрей Данилов, председатель гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом:

– Сумма в 10 рублей за проезд не покроет всех наших расходов. Однако повышение тарифов на 20% уже позволит транспортникам улучшить положение на предприятиях. Тариф 12 рублей, который был принят в конце 2009 года, был экономически обоснован. Но время упущено. И если сейчас сразу невозможно наверстать финансовые пробелы, то необходимо установить временной отрезок, в течение которого цена будет увеличена. Мы понимаем, что за повышением предельного уровня тарифов последуют определенные требования. В первую очередь повышения качества обслуживания. Мы обязаны постоянно повышать квалификацию состава водителей и кондукторов.

Владимир Панин, заместитель гендиректора по пассажирским перевозкам «Автокомбинат №2»:

– Судите сами: 2003 год, проезд – 3 рубля, новый автобус ПАЗ стоил 120 тысяч рублей. 2010 год – проезд 8 рублей, ПАЗик стоит 1 миллион 200 тысяч рублей. Считаем: цена на новую технику увеличилась в 10 раз, при том что стоимость проезда – всего в 2,5 раза! Подобное несоответствие очевидно и в расценках на запчасти, на топливо и прочие составляющие качества и безопасности автотранспортных услуг.

Перевозчики 2009 год закрыли с убытком в 30 миллионов рублей. И это неудивительно, ведь у каждого предприятия помимо прочего есть нерентабельные маршруты, которые обеспечивают транспортную доступность населению и являются так называемой социальной нагрузкой.

Хочется подчеркнуть, что, несмотря на экономические трудности, такого рода перевозки осуществляются государственными предприятиями в полном объеме. А вот многие индивидуальные перевозчики уже отказываются осуществлять транспортное обслуживание населения на маршрутах из-за неоправданно низких тарифов, которые не покрывают всех затрат.

Итак, перевозчики считают, что повышать цену на проезд следует как минимум на 50%. Сегодня, как подсчитали руководители автопредприятий, себестоимость одной поездки составляет порядка 16 рублей 76 копеек. Однако представители правительства области, областной Думы и министерства транспорта не согласились со средней ценой перевозчиков – 15 рублей. Тем не менее все сошлись на том, что вопрос о повышении тарифов необходимо рассматривать как можно скорее.

Наиболее приемлемый вариант – 10 рублей в автобусах и 12 рублей в маршрутках. В ответ на повышение тарифов от перевозчиков будут требовать высокого качества обслуживания и безопасности движения.

– Мы перешли в правовое поле, когда у власти есть возможность потребовать от перевозчика качественного выполнения услуг, – резюмировал зампред правительства области Александр Стрелюхин. – Сегодня мы реально можем решать такие проблемы, как техника безопасности, предрейсовый медицинский и технический осмотры, соблюдение правил дорожного движения и скоростного режима. Повышенные требования будут предъявляться и к водительскому составу, и к персоналу, обслуживающему транспортные средства. Клиент всегда прав – этот девиз и должен стать основным критерием оценки качества работы отрасли.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №26 (379)
Автор статьи:  Ирина ПЕВЦОВА, фото Игоря ЧИЖОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: