Яндекс.Метрика

Про пингвинов, ласточек, светлячков…

Про пингвинов, ласточек, светлячков…

Ульрих Хуб написал остроумную историю про Ноя и его ковчег для одного немецкого издательства. Пьесу признали лучшей в Германии для детей на религиозные темы. Она стала радиоспектаклем, вышла отдельной книгой. Очаровательно смешную и наивно-мудрую притчу Хуба поставила в Саратове на проекте «Четвертая высота» режиссер Сигрид Стрем Реибо из Норвегии. Теперь она учится в ГИТИСе, в мастерской Сергея Женовача. «Почерк учителя» угадывается в той чудной театральной среде, которую создает его одаренная ученица. Одна-единственная ремарка автора – «появляется Ной» – дает замечательный простор для режиссерской фантазии. Этот Ной (или сам Господь Бог?) моет в тазу грязный мячик-Землю, поливает из лейки, отчаявшись отмыть и оттого разгневавшись, просто кладет под душ в ванну. Все здесь «всамделишное» – лейка, вода, душ. Зритель беспокойно ерзает в кресле: что случится раньше – всемирный потоп по сюжету или по сцене, когда ванна, наконец, наполнится до краев? Но ванна лишь фон, она то и дело уезжает-приезжает, а довольный Создатель, отмыв добела наш земной шарик, снова берется за краски и кисточки.

Режиссуры в спектакле много, но она не бросается в глаза: Сигрид играет в театральность в лучшем смысле этого слова. В читке-показе артисты гуляли по сцене с листочками, изящно их обыгрывая. Даже три пингвина дрались между собой листиками ролей, из-за чего их битва была как бы понарошку. Они не бросят своего соплеменника в водах потопа, если есть хоть один шанс спасти его. Протащат зайцем на ковчег, обманут, задурят, уговорят Голубку – главную надсмотрщицу над всеми «земными тварями». Только в самом конце этой увлекательной истории выяснится, что пингвинов вообще спасать не надо было: они же отличные пловцы. Уморительный, афористичный текст: смеешься, смеешься и только потом начинаешь думать. Господь, говорят, все видит, все знает, все помнит. А если в этот момент он как раз отвернулся?

Трех обаятельных пингвинов сыграли актеры Елена Краснова, Антон Логинов и Алексей Чернышев. Ворчливую, невероятно комичную Голубку – Татьяна Чупикова. Из читки-показа, как уже не раз случалось в ТЮЗе, «Ковчег» вырос в законченный спектакль, украсив афишу театра. Единственно жаль, что режиссер при «перестановке» удалил Голос за сценой, «Невидимка»( в исполнении Валерия Емельянова с доброй долей юмора) энергично вмешивался в ход действия, поучал, командовал, порой разъяснял. Сложные моменты были понятны даже самым маленьким зрителям. Можно было оставить два варианта постановки – для разных зрительских возрастов.

Андерсеновскую «Дюймовочку» поставил художественный руководитель театра Юрий Ошеров. Он же сделал сценическую редакцию. Талантливый «квартет» составили ему художник Алиса Донова, композитор Анатолий Катц и поэт Светлана Кекова. Это не совсем та история, что знакома нам с детства. Своими глубинными смыслами она приближается к «взрослым» сказкам великого датчанина («Дикие лебеди», «Русалочка»). Не корона, не золотой мешок – важнее всего на свете, чтобы рядом с тобой было преданное сердце любимого и друга. Второе название спектакля – «А где же принц?». Дюймовочка (студентка Александра Карельских) с самого начала ждет прекрасного принца, не замечая трогательной влюбленности отважного Светлячка (Андрей Коренев). Но Ласточка не унесет ее к прекрасным чертогам эльфов. Самая маленькая героиня Андерсена на собственном горьком опыте постигнет истину, высказанную когда-то другим замечательным сказочником. Театр определяет ее так: «Надо ценить и любить то, что мы имеем – ведь зачастую это куда ярче, чем самые невероятные мечты».

Дюймовочка, как и в первоисточнике, встречается с парочкой противных Жаб, откровенно примитивных. Смешными позволяет их сделать яркий комедийный талант Татьяны Чупиковой и Владимира Егорова. Юлящая перед своим кредитором Мышь и наглый толстосум Крот составили другой превосходный дуэт. Но они в исполнении Светланы Лаврентьевой и Алексея Карабанова не так смешны, как страшны. И нам тревожно за маленькую героиню, которая может никогда не выбраться из мрачных подземелий Крота. Введенный в спектакль коварный Паук (студент Алексей Крайнов) довершает галерею сказочных «монстров».

Дружба и любовь, конечно же, победят зло. У Дюймовочки есть Светлячок, есть Ласточка, спасенная ею холодной зимой, есть добрый померанский шпиц. И музыка, и песенки, звучащие в спектакле, и милая собачка померанский шпиц, изначально мажорны. Шутливые, порой лиричные, они чарующе красивы. Что ж за диво: немало музыки написал замечательный музыкант и композитор Анатолий Катц к детским спектаклям. А Кекова, известная своей сложной, высокой поэзией, сочинила неожиданно простые и очень детские стихи. Движутся герои тоже очень пластично, и Ласточка (Марина Климова) в первую очередь – хореография Екатерины Озджевиз. Нежная роспись занавеса с цветами в стиле модерн изящно погружает нас в сказку – и приключенческую, и волшебную, и романтическую.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №24 (377)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: