Яндекс.Метрика

Яблоня от яблока

Яблоня от яблока

Зеленым по красному

– Современное садоводство – это точно не бизнес! – категорично отрезает Алексей Сушков. – Объясняю. Долгие деньги. Запредельный отраслевой риск. Непреходящая головная боль.

Дальнейшие характеристики, озвученные директором ООО «Ягодное», для печатного органа непригодны. Но может, он, как всякий дотошный и болеющий за дело практик, чересчур пристрастен?

– Интернет приводит нам Мичурина: «Селекционер, равно как и всякий соседствующий с нами обыкновенный садовод – это далекий от обывательской настройки организм. Согбенный земляной червь, замес надежд и рефлексий, он учен наукой, но наука бьет его и старит против обычного втрое – годы идут и крошится металл, а он, червь, переводит кубы чернозема и древесных пород с одной только целью вылупить новую вишневую косточку – блаженство, если косточка уродится горбатая…». Алексей Михайлович, вот вы тоже часто повторяете, что садовод – это человек в чем-то определенно сумасшедший…

– Садоводческую отрасль вообще можно смело охарактеризовать как вещь в себе. Возьмем обычное яблоко. Не мне вам рассказывать, что оно являет собой уникальный, максимально сбалансированный набор всех необходимых для человеческого организма веществ и витаминов. Значит, без яблок, без прочих фруктов и ягод человеку существовать нельзя – научно обоснованная норма потребления составляет 81 килограмм плодово-ягодной продукции на душу населения. Это, скажем так, сладкая сторона плода, красная. Есть и кислая-зеленая. Бог создал землю за шесть дней и сказал, что это хорошо; путь от яблони к яблоку у традиционного садовода займет долгих семь лет – и никто в итоге не предскажет, насколько этот путь окажется чреватым и каким это яблоко будет червивым. Инвестировать средства в проект, сроки окупаемости которого заложены в призрачной семилетке, – для этого, согласитесь, требуется изрядная доля ненормального мышления. А чтобы картина получилась наиболее полновесной, ко всему остается добавить вопросы экологии, неустойчивого климата и неизбежных политико-экономических шатаний. Как следствие, доля многолетних плодовых угодий неизбежно сокращается.

– Занимательный цветовой парадокс: смешение красного и зеленого приводит, прямо скажем, к чему-то серо-бурому…

– Таковы тенденции в нынешнем товарном плодоводстве. До середины 80-х, покуда разведение садов считалось у нас в стране одной из приоритетных отраслей, их объем в одной только Саратовской области достигал 45 тысяч гектаров. Из них 32 тысячи га были в обработке у крупных сельхозпредприятий. Цифры сегодняшнего дня таковы: саратовских садов осталось чуть более 10,5 тысячи гектаров и менее трети их пребывают в ведении специализированных объединений. Вследствие этого в XXI веке отраслевикам за счет собственного производства удается обеспечивать население лишь 15% от необходимого количества плодов и ягод – это близко к показателям 1913 года, когда у российских садоводов не имелось ни технологий, ни научной базы.

Яблоневый спас

– Тем не менее именно 1913 год стал для ООО «Ягодное» той отправной точкой, когда на 10-гектарной территории под Петровском был образован лесопитомник. В разные годы он носил статус плодопитомника, плодосовхоза, товарищества, а сегодня является обществом с ограниченной ответственностью. Все это вехи возглавляемого вами предприятия, и история свидетельствует, что в финансово-экономическом плане оно знавало и хорошие времена. Значит, все-таки можно отыскать струю конструктива, которой можно было бы оживить отрасль?

– На первый взгляд все кажется элементарным. Надо сажать новые сады. Модернизировать систему ухода за ними. Внедрять орошение. Непосредственно на месте осваивать первичную переработку. Ставить склады для хранения продукции и строить жилье для работников – ведь численность их сразу возрастет в разы. Осталось сообразить, как этот список спасительных мероприятий подтвердить инвестициями размером в десятки миллионов рублей – а деньги, напомню, в этом мире бушующем отобьются нескоро. Здесь, наверное, можно было бы поставить актуальную жирную точку. Но тогда чего нам корпеть?

Фундамент ООО «Ягодное» – это наука, практические и теоретические изыскания, главный тренд которых направлен на повышение качества, продуктивности и стабильности плодоношения садов. Сорто­испытания плодовых культур, которые мы проводим, продиктованы рынком. Орловские, тамбовские, пензенские, воронежские садоводы имеют спрос на такие сорта, которые по своим характеристикам пригодны к нашим, среднеширотным климатическим условиям. Люди наелись привозного яблока, им захотелось своего, отечественного – ведь снижение спроса, наблюдавшееся на протяжении ряда последних лет, привел к естественному наплыву продукции из других стран, причем не всегда с прозрачной родословной. Не было спроса – не было цены, нет цены – нет сбора и поставок. Стоит ли теперь удивляться, что отечественные производители соков работают на китайском концентрате…

Синап орловский, Болотовское, Вельяминовское, Имрус – это наименования известных иммунных сортов, которые в процессе разведения не требуют химической обработки. Поэтому специалисты ООО «Ягодное», наряду с другими сортами, делают на их развитие и улучшение серьезный упор. А Беркутовское? Заслуженный, известнейший саратовский бренд! Красный плод, отличный вкус – специалисты знают, что яблоки этого сорта котируются на уровне импортного Джонатана, и становится объяснимым тот интерес, который садоводы проявляют к посадочному материалу сорта Беркутовское.

– Сегодня на всех уровнях поднимается вопрос оптимизации производства – это термин как модный, так и актуальный. Отрасль товарного садоводства – насколько она способна приблизиться к передовым технологиям и существуют ли в ней, с учетом российской действительности, таковые параметры вообще?

– Рынок плодопроизводства, имея целью выстоять в эпоху экономической неразберихи, диктует такое насущное требование, как интенсивное садоводство. Это создание садов с такими сортами, сроки вступления в плодоношение которых составляют два-три года. В этом случае, понятно, специалисты ведут разговор о совсем иных временных границах рентабельности. Мы говорим им: 63-396. Или 54-118. Бессмысленный, казалось бы, набор цифр, который в ассоциативном ряду несведущего человека вряд ли продвинется дальше представления о телефонном номере районного центра. Они же видят видовые определения производимых нами подвоев, которые в конечном итоге дадут районированные сорта для интенсивного садоводства, от карликовых до среднерослых. На сегодняшний день садоводы из различных регионов уже разместили у нас заказ на 220 тыс. единиц подвоя, а к концу года, уверен, удастся реализовать порядка полумиллиона штук.

Здесь будет город-сад?

– Наука с практикой пытается дружить, без этого никуда. Тем не менее, Алексей Михайлович, поскольку речь идет о реализации товара (а продаваемые саженцы, подвой и ягода однозначно подразумевают товарный ассортимент), значит, те, кто говорит о садово-ягодном бизнесе, не так уж от истины и далеки?

– По поводу научно-практических связей. Могу сказать, что отделение науки от производства в «Ягодном» неизбежно, и настанет день, когда ООО как таковое перестанет существовать. Будет опытная станция садоводства, сотрудники которой, совместно с учеными СГАУ им. Н.В.Вавилова и Мичуринской ВНИИСХ, полностью будут сконцентрированы на изучении и испытании плодово-ягодных сортов. В сущности, той деятельности, которая практикуется у нас сегодня, будет придан окончательный научный характер. Что же касается бизнеса… Тракторист, вспахавший огород за пятьсот рублей, тоже делает бизнес – он зарабатывает. Зарабатываем и мы. Реализуем подвои. Продаем саженцы, в том числе населению. Имеем 86 сортов земляники, из которых под сортоиспытаниями держим десять, а остальные тоже пускаем на продажу. 120 тыс. штук реализовано, а если потребуется, и миллион заложим – был бы спрос.

Другое дело, что вся эта бизнес-метода носит, скорее, характер побочной деятельности, направленной сугубо на текущее выживание. А завтрашнего дня нет. Продуктивность старых садов падает, средств на закладку новых нет. На удобрения, химикаты, на регулярную обрезку их тоже не хватает. Изношены техпарк и основные фонды. И когда я говорю об отсутствии бизнеса, то подразумеваю отраслевой кризис в целом. А значит, в нынешней ситуации без комплексной поддержки государства, без разработки и принятия спецпрограмм, которые были бы направлены на развитие и поддержание отрасли, садовод будет вынужден попросту естественно самоустраниться. А вместе с ним исчезнут и сады. Такой вот осовремененный «Вишневый сад»…


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №22 (375)
Автор статьи:  Димитрий БЕЗЕ, спецкор газеты «Аграрные вести» специально для «НВ»
Рубрика:  Сельское хозяйство

Возврат к списку


Материалы по теме: