Команда профессионалов
Депутаты утвердили основной состав правительства
Думское заседание 21 апреля было продолжительным и насыщенным. Прежде чем утвердить новый состав правительства области, парламентарии заслушали ежегодный доклад губернатора о деятельности органов исполнительной власти по социально-экономическому развитию региона. Павел Ипатов докладывал более часа. Главе правительства было о чем рассказать представителям законодательной власти. В своем выступлении он говорил не столько о достижениях, хотя они, несомненно, были достаточно весомыми, сколько о проблемах, которые предстоит решать всем ветвям власти.
На заседании парламентарии согласовали утверждение в должности первых чиновников регионального правительства, которых представил губернатор Павел Ипатов. В их число вошли вице-губернатор Александр Бабичев, зампреды Сергей Горбунов, Александр Жандаров, Александр Стрелюхин, Наталия Старшова, Дмитрий Федотов, Алексей Щербаков, а также министр финансов Александр Ларионов.
Практически все ведущие чиновники прежнего состава правительства сохранили свои посты. «В этом есть логика, – говорили в кулуарах депутаты. – В кризисное время они не подвели». «Коней на переправе не меняют», – в этом же духе лаконично высказался депутат Леонид Писной.
Павел Ипатов предложил кандидатуру Владимира Гусева на должность члена Совета Федерации от правительства Саратовской области (в 1976–1985 годах Гусев возглавлял Саратовский обком КПСС). «Я много консультировался, и все однозначно высказались за то, чтобы нашу область в Совете Федерации представлял Владимир Кузьмич», – сказал Ипатов. Эта кандидатура была поддержана и депутатами. Поблагодарив за доверие, Гусев сказал:
– Нет большей чести, чем служить до конца интересам населения Саратовской области. Задачи мои состоят в том, чтобы содействовать реализации планов правительства. У государства есть фонд на финансирование госзаказа, развитие ЖКХ, на этот фонд уже подняли руку, чтобы его ликвидировать. Поэтому я со своими товарищами в СФ должен предпринять все усилия, чтобы его сохранить и при его помощи оказывать влияние на развитие действительно важных сфер жизни.
Реальный сектор
Главными итогами антикризисной деятельности правительства области в отчетном периоде следует считать предотвращение глубокого экономического спада, минимальный рост цен на товары первой необходимости, стабилизацию и снижение показателей безработицы, выполнение всех принятых социальных обязательств, а также создание условий для обновления производственного потенциала в базовых отраслях экономики.
Основными инструментами антикризисной программы стали стимулирование внутреннего спроса и государственная поддержка реального сектора экономики. Первоочередное внимание уделялось сохранению базовой отрасли экономики – промышленности, и прежде всего оборонно-промышленному комплексу как самому ее высокотехнологичному сегменту. В течение года проводилась масштабная работа по получению государственного оборонного заказа, участию в федеральных целевых и адресной инвестиционной программах. Удалось добиться выделения федеральных средств на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, закупку современного оборудования для ряда предприятий – ФГУП НПП «Алмаз», ФГУП «Базальт», ФГУП «Саратовский агрегатный завод», ФГУП «Вольский механический завод», ПО «Корпус».
– Примером использования всего комплекса антикризисных мер является авторемонтный завод в Энгельсе, который я недавно посещал, – отметил губернатор. – Это предприятие оборонки четыре месяца назад находилось в простое из-за отсутствия заказов Минобороны России. Во многом благодаря усилиям правительства области удалось решить вопрос его загрузке, втрое превышающей прошлогодний уровень. При этом был сохранен кадровый костяк предприятия. Дополнительно будет сформировано сотни рабочих мест.
Сегодня правительство ставит амбициозную, но реальную задачу – сформировать гособоронзаказ-2010 на 15% выше уровня 2009 года.
Поддерживались системообразующие предприятия – такие, например, как ФГУП «Петровский электромеханический завод «Молот», где благодаря активным согласованным действиям правительства Саратовской области прекращена процедура банкротства, получены федеральные субсидии в размере 222,5 млн рублей на финансовое оздоровление, модернизацию, техническое перевооружение.
Удалось привлечь дополнительные заказы, увеличить загрузку ОАО «Завод АИТ», ЗАО «Энгельсский трубный завод», «Трансмаш», ОАО «Балаковский завод запасных деталей».
– В результате за 2009 год удалось на треть сократить количество кризисных предприятий в промышленности. Мы смогли избежать глубокого провала. В середине года промышленность упала почти на 30 процентов, а конце года этот показатель составил менее 10 – несколько лучше, чем в среднем по России, – сказал Павел Ипатов.
Любой экономический кризис – это не только спад и рецессия, но и стимул для коренного обновления производства. Задачей 2010 года станет продолжение работы по привлечению дополнительных финансовых средств на модернизацию предприятий, прежде всего оборонного комплекса, за счет выстраивания взаимоотношений с Министерством обороны РФ, ГК «Ростехнологии», вертикально интегрированными структурами федерального уровня. В прошлом году на эти цели область получила более полумиллиарда рублей, но этих средств недостаточно. Стареющие, еще с советских времен основные фонды не позволяют вести эффективное производство. Задача 2010 года – продолжить эту работу.
Важнейшей точкой роста региональной промышленности станет реализация проекта компанией «Северсталь» по производству сортового проката. Совместно с РЖД и словацкой Татравагонкой будет образовано предприятие на базе завода «Трансмашхолдинг» в Энгельсе. Продолжится работа с градообразующими предприятиями. Проблемой, которую надо решать, является ситуация на ОАО «Балашовский текстиль», где неэффективные собственники не только не развивают производство, но и ежегодно сокращают сотни людей.
Агропромышленный комплекс
Прошедший год для сельского хозяйства был сложным. На экономический кризис наложилась засуха. Многие хозяйства понесли значительные убытки. Саратовская область стала одной из немногих регионов России, где выделили значительный объем средств на борьбу с последствиями засухи. Благодаря единой позиции исполнительной власти и депутатского корпуса на эти цели было направлено 300 млн рублей. Кроме того, еще 50 млн рублей были дополнительно направлены на решение вопросов питьевого и хозяйственного водоснабжения районов саратовского Заволжья.
Удалось увеличить объемы господдержки. Всего в прошлом году на развитие сельского хозяйства области было направлено 3,2 миллиарда рублей из бюджетов всех уровней, в том числе из федерального бюджета привлечено 1,8 млрд рублей. Объем инвестиций в аграрный сектор экономики составил более 5 миллиардов рублей.
Закономерным итогом работы стало первое в России место по стоимости минимального набора продуктов питания.
– Мы многое делаем для развития села, и отдача есть, – отметил глава правительства. – Но сегодня я хотел бы сосредоточить внимание на проблемах. Их две – сбыт зерна и эффективная переработка сырья.
Ожидания наших сельхозпроизводителей на реализацию зерна по ценам, которые позволят не только выживать, но и развиваться, не оправдались. Поскольку в стране избыток производства зерна, нам нужно определить приоритеты в растениеводстве, изменить структуру посевных площадей. Часть урожая необходимо направлять на экспорт. Остальное – на внутреннее потребление, на фуражные цели, семена и нужды перерабатывающей промышленности.
Приоритетными направлениями будет развитие саратовского животноводства и птицепрома, переработка сельскохозяйственной продукции. Точкой роста агропромышленного комплекса должна стать реализация на территории региона проекта «ЕВРОДОН», предусматривающего строительство современного комплекса замкнутого цикла по производству и переработке мяса индейки мощностью 60 тыс. тонн. Другой значимый проект – модернизация производственных мощностей птицефабрики «Михайловская», которая позволит вдвое увеличить производство мяса бройлеров.
В этом году стоит задача повысить эффективность выполнения программы. Привлекать инвесторов, выстраивать частно-государственное партнерство. «Уже в первом полугодии 10-го года мы можем подписать несколько документов по реализации проектов в муниципальных районах», - выразил надежду губернатор.
Строительство
Этот сектор сработал успешно. В 2009 году на территории области введено в эксплуатацию 3424 жилых дома (более 14,5 тысячи квартир) общей площадью 1 миллион 120,7 тысячи квадратных метров жилья, что составило 100,7% к уровню 2008 года при среднероссийском темпе 93,3 уровня.
Привлеченные в область 3,5 млрд рублей федеральных средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства дали возможность загрузить работой 330 подрядных организаций, обеспечить занятость более 8 тыс. человек. Жилищные условия улучшили 220 тыс. человек, или 8,5% от общего количества населения, проживающего на территории области, переселены жители из 1453 жилых помещений аварийного фонда.
В награду за эффективную работу область в этом году получает бонус – 1 млрд рублей дополнительно, чтобы продолжить капитальный ремонт жилого фонда.
Благодаря правильно выбранной стратегии развития строительной отрасли практически на прежнем уровне остались цены на рынке жилья, по уровню которых область также считается лидером РФ.
– На 2010 год мы ставим задачу – удержать объемы строительства жилья на уровне 1 млн кв. метров, – сказал Павел Ипатов. – Один из путей решения этой задачи – ипотечное кредитование. Надо сделать кредит доступным. А для этого принципиально изменить ситуацию на ипотечном рынке, в том числе за счет увеличения уставного капитала ОАО «ИКСО», снижения процентной ставки до 11%, использования средств материнского капитала.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В сфере ЖКХ внедрены передовые технологии, энергоэффективные методы и оборудование. За последние годы реконструировано и построено вновь около 610 автономных котельных, установлено свыше 4000 приборов учета энергоресурсов только за последний год.
От проведенных мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере и ЖКХ Саратовской области экономия топливно-энергетических ресурсов составила 820 тыс. тонн условного топлива, что в пересчете на стоимость газа составляет 1,5 млрд рублей.
– Основные задачи, стоящие перед нами, – это создание конкурентной среды и, как следствие, – сдерживание роста тарифов, улучшение качества предоставляемых услуг, обеспечение 100-процентного учета всех энергоресурсов, повышения надежности коммунальных систем жизнеобеспечения, снижения потерь в сетях, внедрение новых передовых технологий, комплексный подход к модернизации энергоснабжения городов и сельских поселений. Однако наши усилия явно недостаточны, данное направление будет приоритетным для правительства Саратовской области. Необходимо ужесточить контроль над качеством, своевременностью и стоимостью оказания услуг управляющих компаний. Наше законодательство прописано так, что данные компании отделены от государства и от местного самоуправления. Считаю, что это недоработка законодателей (хотя здесь использовался опыт развитых стран). Мы вышли с рядом инициатив в Минрегионразвития РФ. Предлагаем пересмотреть ряд правовых актов, чтобы был конкретный контроль над управляющими компаниями. Эти компании не учитывают интересов жителей.
Некомпетентность, неэффективность, иногда откровенное воровство – вот как можно охарактеризовать работу большинства из них. В самое кратчайшее время муниципальным начальникам необходимо добиться прозрачности деятельности и финансовых потоков управляющих компаний, в том числе через законодательные механизмы раскрытия информации.
Инвестиции
По изменению инвестиционного риска Саратовская область по итогам 2009 года вошла в девятку лучших регионов РФ и поднялась в рейтинге на 19 позиций – с 34 места на 15-е. Область признана динамично развивающимся регионом, обладающим широкими инвестиционными возможностями, низкой себестоимостью производства и быстрой окупаемостью инвестиций.
В 2009 году за счет средств федерального и областного бюджетов осуществлялось строительство 66 объектов, по 9 объектам разработана проектно-сметная документация.
Введены в эксплуатацию 19 объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения – школы, больницы, ФОКи.
– Здесь предстоит заниматься снижением стоимости наших социальных объектов, – заметил губернатор. – Если по строительству жилья мы имеем один из самых низких в стране показателей стоимости квадратного метра, то подобной конкуренции по социальным объектам не наблюдалось. Нужно добиться снижения цен на закупаемые строительные материалы, внедрения новых технологий, энергосберегающих технологий.
С сожалением глава региона отметил, что денег для продолжения масштабного строительства объектов соцсферы нет.
Дороги и транспорт
Особо значимыми для области стало введение в эксплуатацию 2-й очереди мостового перехода через Волгу у села Пристанное, введение в эксплуатацию двух мостов в Балашовском районе. В ноябре 2009 года введен первый пусковой комплекс автомобильной дороги, соединяющей микрорайоны Кировского и Волжского районов.
Однако недостаточное финансирование не дает возможности привести в порядок дороги. Качество ремонта оставляет желать лучшего. Это негативно сказывается на работе общественного и частного транспорта, что особенно заметно в областном центре. Пробки на дорогах становятся обыденным явлением. В решении данной проблемы необходим системный подход – это оптимизация подвижного состава (надо ли городу столько «ГАЗелей»?), маршрутной сети, ликвидация «задвоенных» маршрутов, развитие скоростных трамваев, строительство новых транспортных развязок и парковок. Правительство привлекает «на дороги» более 700 млн рублей федеральных денег, они передаются муниципальным районам.
Безработица
Своевременно предпринятые правительством области антикризисные меры позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда, не допустить массового увольнения людей, сдержать рост безработицы. На конец 2009 года численность безработных составляла 26,9 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы – менее 2%. Уровень общей безработицы в Саратовской области один из самых низких в России.
Трудоустройство молодежи остается на особом контроле. То, как оно решалось в прошлом году, не дало ожидаемого эффекта, отметил губернатор. По прогнозам, риск быть нетрудоустроенными а 2010 году имеют 2,3 тыс. человек, 8% от общего выпуска.
– Наши прагматичные молодые люди имеют завышенные требования – им подавай служебный автомобиль и зарплату 30 тысяч. Тем не менее именно в кризисных условиях у нас есть реальная возможность привлечь молодых людей на работу в больницы и школы и закрепить их там.
Правительство планирует также в 2010 году создать 10 тысяч рабочих мест только за счет стимулирования бизнеса и реализации инвестиционных проектов.
– Задачи 2010 года будут принципиально отличаться от предыдущего кризисного года. Необходимо обеспечить переход к политике эффективной занятости. От «метлы и лопаты» с низкой оплатой труда следует переходить преимущественно к политике создания достойных, современных, высокооплачиваемых рабочих мест, – подчеркнул глава региона.
Социальная сфера
Благодаря конструктивному диалогу всех ветвей власти регионального и федерального уровня, партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» исполнительная власть определилась с приоритетами деятельности в отраслях социальной сферы.
В области сохраняется проблема отрицательного демографического баланса. Смертность превышает рождаемость в 1,4 раза.
Поэтому все усилия власти в этой сфере должны сосредоточиться на решении задач здравоохранения.
В прошлом году введен в эксплуатацию онкологический центр. Однако около 70% онкологических больных нуждаются в лучевом лечении. Существующее оборудование морально и технически устарело. Требуются строительство нового радиологического комплекса и переоснащение существующих радиологических отделений современным оборудованием (линейными ускорителями). В рамках национального проекта планируется поставка указанного оборудования, однако основным условием участия Саратовской области является начало работ по строительству помещений для монтажа высокоэнергетического ускорителя. «Этим мы вплотную займемся в текущем году», – пообещал губернатор.
Медленными темпами идет переориентация на амбулаторно-поликлиническое звено. Невыполненные объемы по амбулаторной помощи – это не только упущенная выгода, но и несвоевременная выявляемость заболеваний, что приводит к большим затратам на стационарную помощь и скорую помощь.
Другие проблемы – факты «приписок» в ряде лечебных учреждений, завышение закупочных цен на лекарства, нехватка кадров врачей на селе.
В Саратовской области успешно реализуется комплексный проект модернизации образования. В рамках проекта удалось привлечь значительные федеральные средства на оснащение школ современным оборудованием, начать реструктуризацию сети неэффективных школ. Но основным эффектом является введение новой системы оплаты труда учителей, что позволило увеличить ее в 2 раза, почти до 14 тысяч рублей. Это на 20% больше, чем в среднем по России (11,6 тыс. руб.).
За последние годы в школы области закуплено более 4 тысяч комплектов нового оборудования, сотни автобусов. Теперь во всех школах есть Интернет. Сегодня более 75% школьников области обучаются в современных условиях – в отремонтированных, оснащенных учебным и компьютерным оборудованием, мебелью школах.
Однако не решена проблема аварийности школьных зданий. В текущем году на эти цели направляется более 29 млн рублей.
В 2010 году предстоит лицензирование 929 учреждений образования, на что в муниципальные бюджеты направлено 260 млн руб. Необходимо также снижать неэффективные расходы в образовании. Их доля в Саратовской области составляет 23%. Аналогичная ситуация сложилась в половине регионов Российской Федерации.
Для решения этой проблемы необходимо продолжение работы по оптимизации сети и штатной численности школ, прежде всего сельских. Это первоочередная задача для администраций муниципальных районов области.
Предстоит дальнейшее формирование инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта для вовлечения большей численности населения к ведению активного здорового образа жизни.
По-прежнему вызывает беспокойство состояние материально-технической базы учреждений культуры. За долгие годы недофинансирования отрасли накопился целый комплекс нерешенных проблем: в первую очередь это техническое состояние и технологическое оснащение зданий клубов, библиотек, детских школ искусств, театров и концертных организаций. Необходимо закончить строительство нового здания ТЮЗа и реконструкцию зала филармонии после пожара, продолжить работу по доведению числа учреждений, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, до 100%.
О коррупции
В области ведется системная работа по противодействию коррупции. Значительно сократилось количество взяток среди должностных лиц правительства области. Так, в 2007 году было привлечено 3 человека, в 2008 году – 2, в 2009 – один, это сотрудник инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин области.
Также имеется снижение числа взяточников среди работников подведомственных правительству учреждений. Статистика такова: в 2008 году 19 человек привлечено к уголовной ответственности, в 2009 году – 8 человек.
Основной массив коррупционных правонарушений сосредоточен на муниципальном уровне. Так, если в 2007 году за взятки привлечено к ответственности 10 муниципальных служащих, то в 2008 году их стало 13. А по итогам 2009 года – 17 лиц. Это свидетельствует об отсутствии на муниципальном уровне чёткой и прозрачной процедуры, связанной с расстановкой кадров и отсутствием профилактической работы.
В 2010 году значительное внимание будет уделено вопросам профилактики «бытовой коррупции» и разработке административных регламентов министерств и ведомств правительства области, взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти.
– Мы смогли в кризисный год не только выполнить все социальные обязательства, но и сохранить уровень жизни населения области, обеспечить доступность и качество услуг учреждений образований, здравоохранения и социального обслуживания, улучшить материальное положение отдельных категорий граждан. В реальном секторе не только предотвращены глубокий спад и безвозвратные потери промышленного и технологического потенциала, но и создается основа для его модернизационного развития, – заключил Павел Ипатов.
Завершив доклад, губернатор ответил на вопросы парламентариев.
Задачи и структура нового правительства
Комментируя итоги думского обсуждения, Павел Ипатов сказал:
– Еще до своей второй инаугурации я сказал, что разгона правительства не будет. Оно в целом работало как слаженная команда и подтвердило свою эффективность. Новому составу придется работать в очень непростых условиях, они сложнее, чем были в предыдущие пять лет. На это есть объективные и субъективные причины. Поэтому я стараюсь подобрать сбалансированную команду профессионалов.
Мы в этом году планируем улучшить качество предоставления государственных услуг. Для этого создано целое направление, изменена структура правительства, введен новый блок, который будет заниматься жильем и коммунальной сферой – его будет курировать зампред Дмитрий Федотов, который хорошо знает этот предмет и который, я уверен, сможет переломить ситуацию в коммунальной сфере. А заместитель председателя Александр Стрелюхин освобожден от «коммуналки», он сосредоточится на блоке реальной экономики, задачах модернизации промышленности как одной из основных на ближайшие годы.
Павел Ипатов: «До конца апреля формирование правительства будет закончено. Это будут люди, которых я считаю специалистами и профессионалами».
На уровне министров еще есть вакансии. Сказать о том, что у нас безграничный выбор и любой может работать министром, невозможно. Я сегодня рассматриваю несколько человек, которые вообще не работали в правительстве. Есть специалисты, которые могли бы стать весьма эффективными министрами. Но многих смущает низкая заработная плата – она падает в разы по сравнению с той, что они сегодня получают. Это люди состоявшиеся, руководители крупных предприятий. Вот почему на эту должность не пришли несколько человек, которые могли бы полностью справиться.
О бюджете и Общественной палате
В этот день депутаты рассмотрели 23 законопроекта, из них 13 внесены губернатором и правительством области. Также губернатором инициированы 11 проектов постановлений областной Думы.
Одним из самых обсуждаемых стал законопроект «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об Общественной палате Саратовской области».
Вице-губернатор Александр Бабичев во время выступления отметил, что при формировании ОПы обе стороны должны отказаться от административного давления. Кто должен в нее войти и какая палата будет, нужно решать самим общественникам.
Губернатор Павел Ипатов, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что он хотел бы видеть общественную палату независимой: «Я не стремлюсь подчинить ее себе, но и не позволю контролировать ее кому-либо другому».
Другой наиболее значимый из рассмотренных проектов – «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 2010 год». Изменения отражают в числе других целевые федеральные средства на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в размере 288 млн рублей; дополнительные ассигнования министерству транспорта и дорожного хозяйства области из средств бюджетного кредита из федерального бюджета на строительство и реконструкцию дорог и на предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам на указанные цели в размере 595,6 млн рублей и 171,6 млн рублей соответственно; увеличение ассигнований на равную доступность услуг общественного транспорта – на 139 млн рублей, включая бесплатный проезд ветеранов Великой Отечественной войны; оздоровительную кампанию детей-сирот – на 26 млн рублей, выплаты молодым специалистам на селе – на 25 млн рублей.
Кроме того, были рассмотрены законопроекты «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Саратовской области», «О культуре», «О профилактике наркомании в Саратовской области». Приняты во втором чтении изменения в ЗСО «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области» – сделаны дополнения относительно случаев признания граждан пострадавшими от действий (бездействия) строительной компани.
Валерий РАДАЕВ, председатель областной Думы:
– Состоявшееся заинтересованное обсуждение показало, что у нашей области есть отличные перспективы для развития. Внесенные в прошлом году изменения в областное законодательство, требующие ежегодного, до 1 мая, отчета губернатора перед депутатами о социально-экономическом развитии региона, полностью оправдали себя. Мы выступили здесь первопроходцами, сейчас эта практика утверждена во многих регионах. Вчера, тоже во второй раз, отчет о работе Правительства Российской Федерации депутатам Государственной Думы представил премьер-министр Владимир Путин.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №14 (367)
Автор статьи: Татьяна ПРОСИНА
Рубрика: Власть/Политика