Сколько стоит ваш автомобиль?
Рано или поздно, но вам придется дать ответ на этот вопрос. Как происходит процесс ценообразования на рынке вторичных автомобилей и сколько будут стоить машины через несколько лет, выяснял ведущий рубрики Антон Чугаев
Продажа автомобиля дело хлопотное. Вам хочется как минимум не потерять на его продаже, а если удастся, то и заработать. Однако стоит назвать цену, и слышны гроздья возгласов: дорого! Потенциальные покупатели отворачиваются, предлагаемые суммы вводят в ступор – это на 15–30% дешевле, чем вы думали! Зато сосед, продававший машину совсем другого класса, неплохо заработал. Знакомая ситуация? Почему так произошло – попытаемся разобраться.
Для сравнения мы возьмем несколько автомобилей разных классов и посмотрим, насколько цена падает с годами. Для чистоты эксперимента воспользуемся тремя источниками информации о продаже авто: Интернет, газета частных объявлений и непосредственно авторынок. В качестве отсечек возьмем новый автомобиль, трехлетний, пяти-, семи- и десятилетний. Таким образом, в наш список попадают машины, которые присутствуют на рынке не менее десяти лет (различные поколения), известные и популярные на рынке Саратова.
«Пятерка» – самый дешевый автомобиль, который можно купить в Саратове. Его продажей занимается несколько автосалонов в разных частях города. К тому же на авторынке это самый частый гость. За неприхоливость и ремонтопригодность машина особенно любима старшим поколением.
Сегмент молодежных машин представляет ВАЗ-2114. Наследница легендарной «девятки» – это машина иного менталитета. Чаще всего такие автомобили продаются на авторынке с богатым дополнительным оборудованием.
«Нива» – самый заслуженный автомобиль из всей группы. Мы сравнивали самую популярную трехдверную версию (пятидверки существенно дороже и надежнее), поскольку таких машин большинство.
Когорту иномарок открывает Акцент. Эта машина – самая покупаемая в Саратове и области. Из всех комплектаций мы предпочли, как и большинство саратовцев, вторую. Это механическая коробка передач и небольшое дополнительное оснащение. Фокус Всеволжской сборки открывает страницу «тем, кому за полмиллиона», компанию ему составляют Ауди А4 и любимая в Саратове Камри. На наших дорогах полно машин, стоимость которых переваливает за сотню тысяч евро. Однако истинные шедевры отыскать нелегко. Поэтому мы взяли для анализа люксовой Лексус и Мерседес S класса.
Почему мы выбрали именно такие автомобили? По сути – это самые востребованные авто в своих классах.
Отчего складывается такая цена? Почему на классику цена почти не падает, тогда как на модели бизнес-класса она падает стремительно? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав несколько аспектов. Первый из них – престижность той или иной модели. Покупатель отечественного автомобиля как правило непривередлив ни в выборе цвета, ни в комплектации. Для него главное – чтобы машина не развалилась раньше времени. Увы, это характерно как для новых автомобилей, так и для подержанных. «Пятерка», «четырнадцатая» и «Нива» выпускались, выпускаются и будут выпускаться. Изменения, внесенные в конструкцию машины, практически не выдают себя, поэтому цены не колеблются в зависимости от поколений (например, как у Тойты или Лексуса). Еще одно немаловажное обстоятельство: автомобили дешевеют до определенного предела. Например, что семи-, что десятилетние «пятерки» стоят примерно одинаково. То же самое касается и Акцента. Обычно более старые машины уходят в другие регионы, поскольку содержать их становится нецелесообразно. Еще одна причина того, что дорогие и престижные машины теряют в цене, – налог. Посчитаем: налог на классику /«Ниву»/2114 – в районе 1000 рублей в месяц. Меньше бывает, но редко. Акцент и Фокус попадают в разряд до 3000 рублей. Тоже посильный налог, хотя и менее приятный. Однако чем больше мощности, тем больше денег придется отдать в казну. Так, за сверхпопулярную Камри с мотором 2,4 литра придется выложить 5010 рублей, что делает машину менее привлекательной. 40800 рублей – такую непомерную сумму должен отдавать владелец Мерседеса каждый год. Другими словами, он должен дарить чиновникам пятилетку Жигули. Желающих купить такое «добро» немного, поэтому цены на старые Мерседесы сильно падают. К тому же обслуживание не становится дешевле!
Как мы видим, больше всего денег теряется в первые три года владения автомобилем – недаром многие так любят покупать трехлетки. В среднем за первые три года автомобиль теряет в цене треть. Лидером падения стали сверхдорогой Лексус и сверхдешевый ВАЗ. Почему такая разница? Лексус RX сменил поколение, и предыдущая модель попросту стала немодной и гораздо менее престижной. Такие машины обычно через пару-тройку лет переходят в более бедные регионы. «Пятерка» же, напротив, за первые три года вырабатывает свой ресурс. 45% потери стоимости – это стоимость запчастей, которые выйдут из строя на машине в ближайшие годы. Бывалые мастера говорят, что качество конвейерных деталей куда выше, поэтому что будет с машиной дальше – науке неизвестно. Рекордсменом ликвидности стал другой ВАЗ. Традиционно «девятки» и их реинкарнация (ВАЗ-2114) слыли объектами любви молодежи. Благодаря тому, что качество сборки этих машин гораздо выше, к трехлетию они подходят в неплохой форме. К тому же обычно к этому возрасту «четырнадцатые» «обрастают» разным «допами» в виде неплохой музыки, шумоизоляции, ксенона, тонировки, обвеса. Все это вкупе с живой ходовкой обеспечивает потерю всего в 16%.
Однако уже через пару лет все встает на свои места: переднеприводный ВАЗ начинает потихоньку разваливаться, тогда как на классике и «Ниве» почти все заменено и далее их цена не падает. Именно поэтому таких машин на рынке очень мало и за ними нужно охотиться.
О том, насколько падает цена престижного автомобиля в связи со сменой поколений, можно судить по Мерседесу. Последнее поколение – символ престижа, власти и гордости владельца. Разница с пятилетним автомобилем – стандартная, 37%, такая же, как у народного Hyundai Accent. Машина предыдущего поколения – абсолютный неликвид. Потери – три миллиона рублей, или 80% стоимости машины за семь лет – абсолютный рекорд. Семи- и десятилетки по цене уже мало различаются. Здесь перестают действовать законы рынка и включается здравый смысл. По сути владелец десятилетней машины должен сверхвнимательно осматривать свою покупку – шанс купить чермет гораздо выше именно у таких машин. Кроме того, практически 100% таких автомобилей побывали в авариях.
Средняя стоимость автомобиля
Марка
автомобиля | Год выпуска
2010 | Год выпуска
2007 | Год выпуска
2005 | Год выпуска
2003 | Год выпуска
2000 |
ВАЗ 2105 | 163.000 | 90.000 | 80.000 | 60.000 | 60.000 |
ВАЗ 2114 | 261.000 | 220.000 | 155.000 | 130.000 | 100.000 |
Нива | 264.000 | 200.000 | 160.000 | 145.000 | 110.000 |
Акцент M2 | 388.000 | 265.000 | 247.000 | 200.000 | 200.000 |
Фокус 1,6 | 521.000 | 400.000 | 370.000 | 285.000 | 220.000 |
Audi A4 | 1.200.000 | 700.000 | 670.000 | 555.000 | 300.000 |
Camry | 999.000 | 670.000 | 550.000 | 435.000 | 300.000 |
RX300 | 2.505.000 | 1.280.000 | 1.100.000 | 870.000 | 600.000 |
Mercedes S | 3.600.000 | 2.600.000 | 2.275.000 | 735.000 | 550.000 |
На сколько автомобиль дешевеет?
Марка
автомобиля | Год выпуска
2007 | Год выпуска
2005 | Год выпуска
2003 | Год выпуска
2000 |
ВАЗ 2105 | 45% | 51% | 64% | 64% |
ВАЗ 2114 | 16% | 40% | 50% | 62% |
Нива | 24% | 40% | 46% | 68% |
Акцент M2 | 32% | 37% | 39% | 39% |
Фокус 1,6 | 23% | 29% | 45% | 58% |
Audi A4 | 41% | 44% | 54% | 75% |
Camry | 33% | 45% | 57% | 70% |
RX300 | 49% | 56% | 65% | 76% |
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №11 (364)
Рубрика: Автоклуб «НВ»