Яндекс.Метрика

Колдовки Коляды

Колдовки Коляды
Спектакль по современной драматургии – составная часть дипломного проекта выпускников факультета. Всегда приятная для студентов (проще же сыграть своих сверстников в реальном времени) и настоящая головная боль для руководителей курса.
Как найти материал не только актуальный, со своими болевыми точками, но и по-настоящему драматургический, а не «чернушную» скороговорку? Для погружения будущих актеров в современную драматургию руководитель курса театрального факультета Белякова отважно взяла пьесу одного из лидеров «нового театра» Николая Коляды. Точнее, четыре сюжета (два одноактных и два двухактных) по мотивам его пьес. Спектакль называется «Играем Коляду». Римме Ивановне не привыкать составлять композиции из разных пьес – это ее излюбленное занятие в дипломных спектаклях. Она сумела показать нам истинного Коляду – мощного деревенщика, серьезного психолога, при всем его незаурядном таланте комедиографа. Кое-где слышатся даже шукшинские и – не побоимся сравнения – чеховские интонации. Как всегда, интересна работа художника-постановщика Юрия Наместникова: от таинственной, в стиле Нестерова, избушки знахарки с пучками трав до убежища сильно ушибленной цивилизацией героини, Асеньки.
Текст отобран с тщанием. Если и встретится ненароком бранное словцо, то потонет в таком шуме, что мы его не услышим, а услышим – так не разберем. «Чернуха» мелькнет раза два, вполне оправданная логически – в воспоминании о замученном котенке и рассказе-фантазии о сыне-наркомане. Зато язык сочный, народный, «колядовский». И есть здесь голос самого Николая Коляды (из интервью), и его мысли вслух, проникновенно прочитанные актером Виктором Мамоновым. «Самое трудное – встреча с самим собой… Это как щелчок электричества».
Свет гаснет и вспыхивает в этом спектакле постоянно, разделяя мизансцены, неожиданно вторгаясь в действие. И выключателем щелкать не надо – только руками развести: срабатывает «экономная» лампочка скуповатого ничейного («всейного»?) жениха Вадима. Но её частые, забавные вспышки мало что проясняют в отношениях героев. Так и не распутав любовный треугольник, изобретательно спасается от милиции «тьмутараканьский» заслуженный артист (Вячеслав Ступин). И утаскивает бойкая жена от сестры-«колдовки» только начавшего возвращаться к самому себе мужа (Илья Кочетков). И сбегают от агрессивных дам мужчины, вконец измученные водкой и «любовями».
Сцена «Тутанхамон», самая смешная и парадоксальная в спектакле, идет с явным женско-актерским перевесом. Отлично сыграны роли разудалой стюардессы, глупенькой невесты, ушлой «экстрасенсши» (Елена Пустовалова, Анна Гальцева, Анастасия Лабезных). Но замрут вдруг три героини среди бессмысленных погонь за ускользающей любовью. И вспомнится тут отчего-то: «О, как играет музыка! Они уходят от нас… Мы остаемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить, надо жить…» Роскошные синеокие «колдовки» явно не по зубам хилым-унылым мужичкам.
Весело, остро, увлекательно играют Коляду студенты Риммы Ивановны. Но нет-нет, да и обронят герои посреди всеобщего веселья: «Мы же не живем вообще!». И в хорошо читаемом, как бы «отрицательном» персонаже откроются иные, глубинные смыслы.
На шукшинский вопрос «Что с нами со всеми происходит?» сегодня пытаются ответить те, кто относит себя к современной драматургии. И к современному театру.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №11 (364)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото Бориса НАЙДОВИЧА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: