Яндекс.Метрика

100 лет воздушному флоту России!

100 лет воздушному флоту России!
«Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, яко птицы»,– завещал Пётр I при закладке города на Неве в 1703 году
Из ответа Администрации Президента Российской Федерации на запрос по поводу даты образования Военно-Воздушных Сил России: «…днем формирования какой-либо организационной структуры Вооруженных Сил может являться только конкретный нормативно-правовой акт».
Для справки: В Имперской России все нормативно-правовые акты утверждались Его Императорским Величеством Государем Импе¬ра¬тором. 6-го февраля (19 февраля по новому стилю) 1910 года Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II благоугодно было всемилостивейше соизволить:
1) оставшуюся в распоряжении Высочайше утвержденного Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования наличность в сумме 900 000 рублей, а равно и могущие поступить в будущем в кассу Комитета пожертвования обратить на создание воздушного флота России;
2) разрешить Высочайше учрежденному Особому Комитету по усилению военного флота на добровольные пожертвования продолжать для этой цели повсеместный сбор добровольных пожертвований и
3) воздушный флот, имеемый быть сооруженным Комитетом на добровольные пожертвования, оставить в ведении и распоряжении Комитета, а в случае открытия военных действий передавать его с подготовленной командой морскому и военному ведомствам для усиления боевых сил Империи.
Высочайшее соизволение подписано собственноручно Государем Императором, синим карандашом. Все началось, как в классическом детективе.
Год 1904
Февральский мороз изукрасил окна Санкт-Петербурга белыми узорами. Там, за окнами, ледяной ветерок гнал по темной улице снежную поземку. Но в доме было тепло. Уютно потрескивали в камине дрова, рисуя тенями на стенах и мебели прихотливые картины. Позади остался полный забот и суеты день.
Неожиданно покой тихого и уютного домашнего вечера, царившего в квартире Александра Сергеевича Суворина, известного российского журналиста, издателя газеты «Новое Время» и книготорговца, нарушил звон колокольчика. Гостей не ждали и были удивлены столь позднему визиту. Неизвестным гостем оказался посланец князя Кочубея. Цель его прихода оказалась весьма неожиданной. Доверенный князя вручил господину Суворину деньги. Огромную по тем временам сумму – 10 000 рублей ассигнациями и часы с символикой! К пакету с деньгами было приложено письмо.
Весьма удивленный и озадаченный Александр Сергеевич вскрыл запечатанный конверт. Записка была короткой.
Порыв души. Но порыв мудрый, продуманный, точно рассчитанный на перспективу. Без потерь в начавшейся войне с Японией не обойдется. А потери флота мгновенно не компен¬сируешь. Строительство боевых кораблей, даже малых, – дело длительное, технологически сложное. Идея князя загодя собрать необходимые для строительства новых кораблей средства была потрясающа. Благотворительность в годы войны существовала и до этой минуты. Но никогда еще в мировой и российской истории не ставился вопрос о сборе пожертвований в таких астрономических масштабах – ведь речь шла о миллионах полнокровных российских рублей!
Задача, которую ставил князь, была сверхсложна. Для ее решения требовалось убедить в необходимости этих пожертвований всю страну. Что выглядело делом практическим нереальным. Прецедентов не было.
Но Александр Сергеевич Суворин был патриотом. И письмо князя Льва Михайловича Кочубея мгновенно нашло отклик в его душе. Сомнений, принять ли предложение князя, исполнить ли его просьбу, не возникло.
В издательстве Александра Сергеевича Суворина работали профессионалы. Утром следующего дня очередной номер газеты «Новый день» вышел в свет с опубликованным обращением князя Кочубея. Размещено оно было так, что пропустить его не мог ни один читательский глаз.
В самом центре материалов, рассказывающих о капитане Рудневе, крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец», находилась записка князя Кочубея и обращение редакции газеты к россиянам с просьбой поддержать его инициативу.
Героическая гибель «Варяга» и «Корейца» всколыхнула всю Россию. Деньги в редакцию посыпались, как из рога изобилия.
«Необходимость для России иметь сильный флот сознавалась до начала войны 1904 года лишь немногими. Но грянули выстрелы в Порт-Артуре и Чемульпо… и русский флот,  до того времени мало обращавший на себя внимание общества и признаваемый подчас излишней для России роскошью, сделался дорогим русскому сердцу».
С целью сбора этих пожертвований и последующего их расходования по назначению был организован «Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования». Работу «Особого комитета…» возглавил Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович Романов. Дядя Императора, получивший блестящее инженерное и военно-морское образование и обладавший недюжинным умом.
Равнодушным не остался никто. «Поступали пожертвования на флот не только от населения Европейской и Азиатской России, а равно Финляндии, но откликнулось на призыв «помочь делу постройки флота» и население отдаленных Порт-Артура, дальнего острова Сахалин, значительные суммы пожертвовали наши войска, бывшие на театре военных действий, наконец, были пожертвования из других европейских государств и даже из других стран света». В ряде случаев жертвовали поистине астрономические суммы. Так, Его Высочество эмир Бухарский пожертвовал 1 000 000 рублей, 400 000 ценными бумагами внёс граф С. В. Орлов-Денисов, граф А. Д. Шереметев пожертвовал ценных бумаг на 200 000 руб. К концу 1909 года на счета «Особого комитета по усилению флота…» россияне перечислили свыше 16 миллионов рублей.
Что означала эта сумма, можно судить по тому, что килограмм отборного свежего мяса в петербургских магазинах – дорогих столичных магазинах, стоил 20-30 копеек.
На собранные деньги «Особый комитет по усилению флота…» сумел построить для флота России 19 суперсовременных эсминцев, включая самый быстрый военный корабль своего времени – эсминец «Новик», развивавший более 36 узлов – невиданный дотоле показатель, и 4 подводные лодки самых современных проектов. При этом, не прячась за отговорками, вроде военной и коммерческой тайны, отчитался перед жертвователями за каждую истраченную четверть копейки.
С этой целью «Особый комитет…» опубликовал подробнейший и точнейший бухгалтерский отчет о пожертвованиях и проведенных расходах.
Год 1909
«Как-то утром, просматривая газеты, я увидел заголовки, сообщавшие об удаче полета Блерио над Ла-Маншем… Будучи поклонником аппаратов тяжелее воздуха, я понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны.
Я решил немедленно приняться за это дело и попытаться применить аэропланы в русской военной авиации. У меня еще оставались два миллиона рублей, которые были в свое время собраны по всенародной подписке на постройку минных крейсеров после гибели нашего флота в Русско-японскую войну.
Я запросил редакции крупнейших русских газет, не будут ли жертвователи иметь что-либо против того, чтобы остающиеся деньги были бы израсходованы не на постройку минных крейсеров, а на покупку аэропланов? Через неделю я начал получать тысячи ответов, содержавших единодушное одобрение моему плану. Государь также одобрил его». (Вел. кн. Александр Михайлович, «Книга воспоминаний»)
Год 1910
Не имея согласия членов «Особого комитета…» – истратить деньги на создание Воздушного флота без разрешения самих жертвователей, Великий князь вице-адмирал Александр Михайлович 12 (25) января 1910 года через ту же газету «Новое время» действительно обратился к жертвователям, фактически проведя общенациональный референдум. Граждане России почти единогласно поддержали предложение Великого князя о создании военного воздушного флота России. На основе общенационального мнения общее собрание «Особого Комитета…» на своем заседании от 30 января 1910 года подготовило и утвердило для Государя Императора проект Высочайшего Соизволения о создании военного воздушного флота России, который и был подписан Николаем II, Самодержцем Всероссийским 6 февраля (19 февраля по современному стилю) 1910 года.
Своими письмами от 25 февраля 1910 года председатель Совета министров П. А. Столыпин уведомил «о Высочайшей воле» морского министра, адмирала С. А. Воеводского и военного министра, генерала-от кавалерии В. А. Сухомлинова.
К тому моменту, правда, на счетах «Особого комитета…» было не 2 миллиона свободных рублей, а около 900 тысяч. ¬1 млн 100 тысяч были израсходованы на достройку уникального миноносца «Новикъ», или, как его еще называли, – «минного крейсера». Но и этой суммы было достаточно для обучения за границей авиаторов и авиунов (авиамехаников), долженствовавших стать инструкторами первой российской Авиационной школы, в которой искусству летания должны были обучаться офицеры армии и флота; для строительства зданий и ангаров авиашколы в Гатчине и Севастополе; для закупки учебных и военных аэропланов самых современных систем и запчастей к ним и всего прочего, что еще требовалось для рождения воздушного флота России.
Председателем ОВФ единогласно был избран Великий Князь Александр Михайлович, его заместителем генерал-от кавалерии барон А. В. Каульбарс. Исполняя Высочайшую Его Императорского Величества волю, Отдел воздушного флота незамедлительно приступил к реализации возложенной на него задачи. Во французские авиашколы были отправлены 8 офицеров армии и флота и 7 нижних чинов. Менее чем через шесть месяцев они вернулись в Россию «сказочными людьми-птицами» – полноправными авиаторами. Следом в Петербург прибыли одиннадцать закупленных ОВФ аэропланов.
При самом активном участии Великого князя Александра Михайловича была разработана русская авиационная терминология, столь легко и быстро вошедшая в наш язык.
8 апреля 1910 года Святейший Председательствующий Синод рассматривает обращение Великого Князя Александра Михайловича по вопросу поддержки дальнейшего сбора средств на создание воздушного флота России и получает благословление членов Святейшего Синода.
В сентябре первые военные летчики ОВФ с блеском продемонстрировали свое мастерство на Всероссийском празднике воздухоплавания, прошедшем в Санкт-Петербурге в период со 2 по 29 число.
К осени 1910 года сотрудниками ОВФ было закончено оборудование Гатчинской авиашколы. 25 октября летчик-инструктор ОВФ Г.Г. Горшков приступил к обучению первых офицеров «учеников-летчиков». Однако, из-за плохих погодных условий было решено перенести обучение в Севастополь. ОВФ счеёл правильным сделать подготовку военных летчиков двухэтапной, организовав в Севастополе «Общие классы», готовившие пилотов первоначального обучения, а в Гатчине – «Специальные классы», где лучшие пилоты должны были продолжать свою подготовку и держать экзамен на звание «военного летчика».
Работа Севастопольской шко¬лы авиации ОВФ началась 11 ноября 1910 года.
7 декабря 1910 года Министерство торговли и промышленности в лице министра С. И. Тимашева обращается в Государственную Думу с ходатайством о предоставлении Комитету по усилению флота на добровольные пожертвования права беспошлинного ввоза в Россию аэропланов, запчастей и эллингов. Дума удовлетворяет ходатайство министра с целью удешевления стоимости создания воздушного флота России.
Год 1911
27 апреля 1911 года Отдел воздушного флота представил на рассмотрение и утверждение Государственной Думы «Проект Особого комитета по усилению военного флота по вопросу сооружения воздушного флота на добровольные пожертвования», который и был одобрен на очередном заседании.
К 9 сентября 1911 года авиапарк ОВФ России обладал уже ¬24 аэропланами, 4 из которых были построены на авиазаводе «Первого Российского Товарищества Воздухоплавания» и 1 на РБВЗ.
С советских времен бытует мнение, что первые военные российские аэропланы принадлежали военному и военно-морскому ведомствам. Это утверждение не соответствует истине. В исторических документах черным по белому зафиксировано: «Воздушный флот, создаваемый Комитетом, в мирное время будет оставаться собственностью жертвователей; Комитет будет готовить личный состав, и только во время войны этот воздушный флот будет переходить в распоряжение военного или морского ведомства».
31 июня 1911 года Государь Император по всеподданнейшему докладу заместителя министра внутренних дел, сенатора Сергея Ефимовича Крыжановского «высочайше соизволил утвердить рисунок флага для летательных аппаратов и строений Отдела воздушного флота». 11 сентября того же года по приказу Главного морского штаба первый флаг российского воздушного флота внесен гидрографическим управлением в новый альбом официальных флагов России.
К весне 1911 года ОВФ имел 36 летательных аппаратов и смог приступить к формированию военных разведывательных авиаотрядов, вооруженных аэропланами «Анри Фарман». В августе 1911 года российские военные летчики впервые приняли участие в Петербургских военных маневрах, а затем и в Киевских военных маневрах.
Первым завершил свое формирование авиационный отряд при Сибирском воздухоплавательном батальоне. По официальным данным, формирование авиаотряда было закончено 31 декабря 1911 года.
В №1 за 1912 год журнал «Военный воздушный флот» в передовице, посвященной двухлетней годовщине со дня рождения военного воздушного флота России, сообщал: «За это время Отделом было приобретено за границей и построено в России 102 самолета с запасными частями на сумму более 1 000 000 рублей… Обучено летать 116 офицеров. Кроме того, 11 нижних чинов».
К осени 1912 года авиация России вышла на второе место в мире по числу имеющихся летчиков и самолетов, уступая лишь Франции.
Военно-воздушные силы армии и флота России рождены по инициативе Великого князя Александра Михайловича Романова, со всеобщего народного одобрения, соизволением Императора Всероссийского Николая II, на средства, добровольно собранные народом России (6 февраля (19 февраля но новому стилю) 1910 года).
Ни в одной другой стране мира национальная авиация не родилась таким выдающимся образом. Деньги на свои воздушные флоты собирали во многих странах, но ни в одной из них собранные суммы не были столь значительны, чтобы сыграть основополагающую роль.
Россия – единственная страна мира, где собственную авиацию породили на деньги, добровольно собранные всем народом в полном единении с устремлениями государственной власти!
Если бы это не было историческим фактом, его стоило выдумать. Но выдумывать ничего не нужно. Таким примером единения воли народа и государства можно гордиться вечно!
Материал составлен на основе исторических документов
и материалов, хранящихся в: РГИА, РГА ВМФ, РГВИА, РНБ, ЦВМБ, БАН.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №8 (361)
Автор статьи:  Александр СОЛОВЬЁВ, Санкт-Петербург
Рубрика:  Память/История

Возврат к списку


Материалы по теме: