Яндекс.Метрика

Игры Разума II

Игры Разума II

Саратовской области придется вступать в «стратегические альянсы» с отдельными компаниями и целыми регионами страны. Только это позволит ей развиваться, а не скатываться в еще больший упадок. К такому выводу пришли участники второй стратегической сессии бизнеса и власти, которая состоялась на прошлой неделе в санатории «Нива» под Марксом.

Впервые в истории региона планы на будущее предприниматели и чиновники определяли вместе. Причем с позиций корпоративного управления. Они сошлись на том, что область может и должна стать крупным транспортным центром на пути из Европы в Китай, а традиции образования должны превратиться для нее из «большого потенциала» в реальный профильный бизнес.

Как и в первый раз, в число участников вошли чиновники, депутаты и бизнесмены. В первый день присутствовали губернатор Павел Ипатов, спикер областной думы Павел Большеданов, директор «Саратовнефтегаза» Артур Растрогин. В «основное время» от власти играли (с переменным участием) заместители председателя правительства Сергей Лисовский и Андрей Новицкий, министры Александр Яковлев, Марат Фаизов, Дмитрий Федотов и Антон Комаров. От законодателей – депутаты областной думы Леонид Писной и Владимир Пожаров. От бизнеса – руководители крупных компаний области: глава группы компаний WDB Виктор Шмидт, президент группы компаний «Букет» Владислав Буров, директор «Инвар-консалтинг» Ральф Вайнтруб, глава группы компаний «Знак хлеба» Дмитрий Удалов, директор Южно-Волжской дирекции ОАО «Росно» Дмитрий Лебедев и другие.

Забегая вперед, отметим, что «Нива» была выбрана не слишком удачно с точки зрения удаленности от Саратова. До него был всего час езды, поэтому ряд участников периодически туда отбывали. А некоторые и не возвращались. В частности, полное непонимание и явное недовольство со стороны бизнесменов вызвало отсутствие на сессии нового министра инвестиционной политики Александра Жандарова. Министр был на игре только в первый день. А ведь для его ведомства подобные мероприятия – «ключ ко всем дверям»...

КОРПОРАЦИЯ «САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ»

Организаторы проекта двигаются по принципу «от малого – к большому». И если на первой сессии предметом обсуждения был саратовский малый и средний бизнес, то на второй – стратегия развития всей области.

Губернатор Ипатов, открывая встречу, пояснил, что все те полгода, которые он руководит регионом, ему постоянно задают вопрос – где стратегия развития Саратовской области? Подготовленная министерствами программа развития на три года губернатора не устроила. Кроме того, власть и бизнес ранее уже договорились, что составлять планы развития экономики без учета мнения бизнеса, который эту экономику собой и представляет, бессмысленно. Поэтому к разработке стратегии и были привлечены предприниматели.

Основой работы стала специальная методика, которую подготовила Школа бизнеса «Диполь». Как пояснил «Новым временам» директор Школы Владимир Видро, технология работы представляла собой сплав западных и отечественных разработок по принятию коллективных решений и стратегическому планированию. Эти два процесса и составляли «ткань» всей трехдневной игры.

Главный принцип мышления в рамках игры обозначили в начале: Саратовская область – это некое целое, которое движется по законам естественного развития и стремится к неким целям. Их и предстояло определить. Плюс участники, в большинстве своем руководители, должны были посмотреть на область как на большую корпорацию. И сформулировать стратегию развития, опираясь на приемы корпоративного управления.

Разделившись на четыре группы, участники первым делом принялись за «аудит» нынешнего состояния области. По большинству позиций его оценили как близкое к «распаду» – по стагнации старых структур и процессов, которые когда-то обеспечивали стабильность и развитие региона. Неудовлетворительные оценки получили практически все отрасли экономики, за исключением связи. И это было вполне ожидаемо.

Как чувствуют себя люди и организации в границах губернии? Основные ответы сводились к следующему: для федеральных госкомпаний работа в регионе – скорее головная боль, поскольку потребители – плохие плательщики. Федеральные частные компании чувствуют себя у нас «великолепно». В отличие от местных. Но все бизнес-пространство «застыло в ожидании долгосрочных правил игры».

Какие условия позволят при воплощении стратегии учитывать интересы всех групп – от населения и мигрантов до международных инвесторов и федеральных органов власти? Договорились, что важнейших условий четыре: проектный подход (Project Managament), обязательное наличие площадки для взаимодействия бизнеса и власти (она, по сути, появилась), сбалансированная система показателей и соглашения с обладателями крупных ресурсов.

НЕ ПОЧЕТНАЯ СТАРОСТЬ

Затем приступили к собственно вопросам стратегии. Разработчиками было предложено выбрать один из двух вариантов развития области – продолжать старый цикл (вариант «Старение») или начать новый («Обновление»). Выбирать «обновление» в таких случаях – своего рода «правило хорошего тона». Но проанализировать надо было оба варианта. И поскольку это произошло, мнения были разными и по поводу выбранного в итоге сценария «обновления».

По мнению одной из групп, серьезного обновления требуют 4 направления: инфраструктура, сельское хозяйство, ЖКХ и наукоемкие технологии. Глава областного союза товаропроизводителей Валерий Слепов из другой группы заявил, что области нужно сконцентрироваться на саратовских предприятиях-«миллиардерах», которые сами по себе уже точки роста. Слепов также подчеркнул, что даже при нынешнем сценарии развития – «старении» – область по темпам роста постоянно обгоняет общероссийские показатели.

Дмитрий Удалов предложил коллегам образ ситуации в виде картинки. На ней человек на водных лыжах (область) привязан к катеру (федеральному центру). Удалов пояснил, что есть две стратегии – тянуться за катером («А по моим ощущениям мы не к солнцу за катером-то идем!», – акцентировал он) или надеть рюкзак с КФУ (ключевые факторы успеха), типа карлсоновского пропеллера, «оседлать волну» и постараться катер обогнать.

Примечательный результат получился при обсуждении стратегических ресурсов, которые есть у области. Участники не смогли договориться о том, какие ресурсы считать наиболее важными и сильными. Это говорит о том, что ресурсов в регионе много, но «поставить» на один-два конкретных невозможно.

НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ...

Пожалуй, самым важным этапом обсуждения стала оценка угроз и возможностей, которые может дать области новая концепция социально-экономического развития регионов России, подготовленная на федеральном уровне.

Документ еще не принят «в дело», но это произойдет с большой вероятностью. В этом случае система отношения центра к регионам сильно изменится. Политика «выравнивания» уровня развития областей, которая есть сегодня, сменится на «принцип сфокусированного развития». По ней центр будет поддерживать деньгами и прочими преференциями определенное число регионов-»локомотивов», которые за последние годы сами по себе активно развивались. Остальные – «вагоны» – будут получать поддержку в том объеме, чтобы власти на местах могли выполнять некие минимальные социальные обязательства. И, так или иначе, будут вынуждены группироваться вокруг «локомотивов».

Может ли стать Саратовская область регионом-»локомотивом»? Если нет, то как реформа может отразиться на области и что делать?

Ральф Вайнтруб, к примеру, уверен, что у области «в руках» три из семи ключевых условий для превращения в «локомотив» (в частности, интеллектуальный, научно-технический потенциал, образовательные центры и тенденции к росту пассажиро– и грузопотоков). А еще одно условие – «в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса» – сейчас как раз, по мнению Вайнтруба, и появляется в Саратовской области на свет. Это те самые новые отношения власти и бизнеса, которые реализуются через сессии, создание совместного Комитета для работы власти и бизнеса, делового Союза «Открытая линия» etc.

Кстати, у проекта, который, по сути, только начался, по словам Вайнтруба, уже есть и другие конкретные результаты. После первой сессии бизнесмен побывал в Швейцарии и общался с представителями ряда европейских инвестфондов и банков. Новые действия бизнеса и власти произвели на них благоприятное впечатление, которое с большой вероятностью воплотится в реальных инвестиционных проектах.

Но вернемся к «локомотивам». Участники сессии в целом сошлись на том, что области таким регионом, скорее всего, не стать. Угрозы в этом случае ясны: превращение в депрессивный регион, опасность потери контроля над собственностью, люмпенизация населения.

Было предложено на обсуждение два принципиальных пути – слияние с другими регионами или создание стратегических альянсов с ними, без потери независимости. Выбрали, как и следовало ожидать, альянсы. (Губернатор Ипатов, завершая сессию, заявил, что с решением по поводу стратегических альянсов участники сессии «попали в точку».)

Одна группа подчеркнула, что в этом случае нужно постараться, если возможно, «выбрать метрополию» (то есть опорный регион, которому будет активно помогать центр) и «толкаться, чтобы быть к ней максимально ближе».

Другая группа предложила еще крепче подружиться с Самарской и Волгоградской областями, а также Западно-Казахстанской. Аргументы – транспортная связь, дороги, поставки на АвтоВАЗ, большой поток студентов из этих регионов в саратовские вузы.

Третья группа мыслила в том же духе, но предложила отойти от географического подхода. У нее в приоритетах оказались Пермь, Москва, Питер и Рыбинск, альянсы с прибалтийскими портами для транспортировки зерна в Иран. Кроме того, группа предложила бороться за «еще не созданные рынки» – то есть производство принципиально новых продуктов – и концентрировать финансовые ресурсы для этого. А также заключать соглашения с компаниями. Например, с крупными розничными сетями – о том, чтобы саратовские пищевые предприятия имели в них определенную квоту на присутствие своей продукции. В качестве внутренних ресурсов назвали возобновление областного залогового фонда и бюджет развития. И создание бизнес-инкубатора для массовой «штамповки предпринимателей».

Поскольку у области нет ресурсов вроде нефти, то все пришли к выводу, что придется развивать множество разных «точек роста». А потому в качестве второго элемента стратегии определили необходимость множества инвестиционных проектов во всех отраслях. В том числе те конкретные, которые предложили группы на сессии. (Редакция планирует осветить эту тему в одном из следующих номеров.)

Итоговая дискуссия свелась к тому, как и в какие сроки реализовывать выработанную стратегию. Коротко говоря, одни предлагали делать это как можно скорее, основываясь на материалах и решениях двух сессий. Другие отмечали, что на разработку программы развития области потребуется не меньше года.

Точки над «i» расставил губернатор. Идеи, выработанные на сессии, точно попадут в 3-летнюю программу, которая уже в общих чертах подготовлена министерствами. В 2006 год область войдет с «переходной моделью». А новая долгосрочная стратегия развития губернии, которая теперь будет детально разрабатываться, начнет действовать примерно через год.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №33 (145)
Автор статьи:  Дмитрий ВОРОНКОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: