Саратов на сене
Благодатное время отпусков – лето – естественным образом совпадает с благодатным временем для туризма. Во всем мире доходы от туризма составляют значительную часть бюджета. У нас же это пока расходная статья. По данным комитета статистики, в 2001 году Саратов посетили 187,5 тысячи россиян и 33 тысячи иностранцев, а в 2004-м – 214,5 и 42 тысячи соответственно. То есть, интерес к Саратову растет, но вот что мы можем предложить?
В советское время внутренний туризм в Саратове процветал. Несмотря на то, что Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское» было единственной организацией, занимавшейся проведением экскурсий по городу, в ее штате работало до 200 экскурсоводов, а активно использовалось более 100 экскурсионных маршрутов.
В настоящее вольное рыночное время, по данным городского комитета по экономике, на внутренний туризм ориентировано не более 5 фирм. Для сравнения – в Волгограде их около 20-ти, а в Сочи – 111. Из этого можно сделать два вывода: либо у нас нечего смотреть, либо саратовские достопримечательности никем не востребованы. Первое с ходу отметается. И чиновники, и представители турфирм, и ученые признают: в области посмотреть есть на что, и вообще это регион с богатой историей и культурой. Мало того, Саратов выгодно отличается от ряда других волжских городов. Алексей Тутушкин, директор Государственного учреждения культуры «Научно-производственный центр по историко-культурному наследию», отмечает: «В Волгограде и Самаре нет старого города – там все снесено. Так что Саратов – островок между Нижним Новгородом и Астраханью».
Старинная архитектура центра Саратова, безусловно, интересна и с исторической, и с эстетической точки зрения. В ходе обзорных экскурсий по городу гостей, наряду с главными объектами – Музейной площадью, Набережной, консерваторией, попутно знакомят и с Соколовой горой с ее Музеем боевой славы и Национальной деревней.
Но настоящими «фишками» Саратова по-прежнему остаются два объекта – Радищевский музей – первое в России общедоступное художественное собрание, в запасниках которого хранятся ценнейшие полотна, и место приземления первого космонавта. Такого вообще нигде в мире нет. Но почему-то «место приземления Гагарина» до сих пор представляет собой лишь поле с обшарпанной стелой посередине. В США или Европе, где практически исчерпаны все туристические ресурсы, из этого давно бы сделали нечто наподобие Диснейленда. И в Саратове были грандиозные проекты «упаковки» этого места, об одном из которых – комплексе «Саратов – Дом космонавтики мира» – «Новые времена» уже писали. Но все это пока остается на бумаге.
Из реализованных и успешно работающих начинаний можно назвать, пожалуй, лишь Национальную деревню на Соколовой горе. Этот спорного достоинства культурный объект, над которым много смеялись СМИ, как выяснилось, является «козырной картой» для местных турфирм. Деревня, благодаря своей «игрушечной серьезности», пользуется большим спросом у иностранцев.
ГДЕ СТОЛ БЫЛ ЯСТВ...
Весь остальной туристический арсенал Саратова оказывается если не загубленным, то в полной мере не использованным. Гостям города, как правило, предлагается скучное повествование о том, «что-тут-было-когда-то-давно». А иностранцам нужна эффектность и наглядность в духе Национальной деревни. Так ведь мы не то что наглядность – нормальной дороги предложить не можем. Вот и получается, что «золотые» саратовские туристические объекты находятся в таком состоянии, что туда везти или стыдно, или вообще невозможно.
Взять, к примеру, Хвалынск. Здесь расположен самый молодой в России национальный парк, где водятся редкие виды животных и растений. Потрясающая природа – меловые горы, разлившаяся Волга, места, овеянные легендами. Но ехать туда из Саратова далеко и тяжело. Можно было бы организовать 2-3-дневные теплоходные туры – и по Волге прокатиться, и на пляже позагорать и искупаться, и город посмотреть. Но в Хвалынске нет ни нормального причала, ни обустроенного пляжа...
Саратовской «маркой» могла бы стать экскурсия по местам старообрядческой культуры. В Вольске, Балаково и Хвалынске сохранились старообрядческие монастыри – например, санатории в Черемшанах построены на базе таких монастырей. «Всего-то» надо продумать туристический маршрут и сделать... дороги.
Грустно смотреть и на волжские базы отдыха, которых в области около 200. Но, как говорит Наталья Репина, начальник отдела развития туризма министерства по физической культуре, спорту и туризму, «около 70% из них если и работают, то работают в черную». К тому же, это, в основном, бывшие профсоюзные базы, то есть «избушки на курьих ножках», которые с лучших времен в порядок не приводились. Наверное, из них можно было бы сделать «курорты» разной степени комфортности. Однако, все эти базы – частные, и никто не может заставить их владельцев работать на благо саратовского туризма.
«До иностранного туризма нам еще как до китайской границы, – считает Наталья Репина. – Все думают, что приедут иностранцы, привезут доллары в пачках. Но для этого нужны условия достойного уровня». А вот этого у нас как раз и нет: ни маленьких гостиниц европейского уровня, ни нормальных дорог, ни удобных парковок в центре города. Да и грязно, в конце концов. Почему же ничего не делается?
На это есть универсальный ответ – в бюджете нет средств. Целевая городская программа развития туризма на 2004-2006 годы на настоящий момент профинансирована на 18% от запланированного. Областная целевая программа на 2002-2005 годы была профинансирована на 39%. Судьба новой областной программы, которую должны принять в начале осени, пока непонятна и «покрыта мраком». Средств даже на начало развития туризма в бюджете нет.
ТРИШКИН КАФТАН
Тем не менее, все вышеперечисленное – почти готовые объекты, не требующие масштабных вложений. Но, как ни странно, в областные и городские целевые программы их почему-то не включают. Зато в этих программах непременно присутствуют крупные, грандиозные проекты. Как, например, благоустройство Алексеевского городища, археологического памятника, расположенного в Волжском районе города. Предполагается превратить Алексеевское городище в историко-культурный парк с действующим археолого-этнологическим музеем под открытым небом, где будет реконструирован быт людей разных эпох. Реализация проекта пока не начинается исключительно из-за отсутствия финансирования. Были планы организовать туристическую деревню в селе Лох, где сохранилась древняя мельница и «Кудеярова пещера», овеянная таинственными легендами. Позже проект перенесли на территорию лагеря «Молодежный» на Кумысной поляне, а потом из-за недостатка финансирования он и вовсе остался нереализованным.
Так зачем же включать эти проекты в программу? По старой российской привычке строить «воздушные замки»? Или просто из лени, для отписки? Ведь заранее известно, что денег под это все равно не будет?
Сейчас из всего комплекса мероприятий, предусмотренного программами, нашим чиновникам остается только искать инвесторов и рекламировать город во внешний мир. Пока же, набивая в поисковое окно Яндекса «Саратов туристический», «Саратов для туриста», «что посмотреть в Саратове», «достопримечательности Саратова» и просто «Саратов», трудно найти приличный рассказ о достопримечательностях города. Создание специализированной страницы в Интернете с информацией о туристическом потенциале Саратова пока только планируется городским комитетом по экономике.
Пожалуй, единственное, что развивается само собой, без особых вложений – это этнический туризм, связанный с немецкой историей области. Потомков выселенных немцев, желающих побывать на родине своих родителей, не пугают трудности саратовского быта. Но, имея готовых туристов, мы не можем их «раскрутить». «Даже такая мелочь, как атрибутика с видами города – проблема, – говорит Вячеслав Давыдов, начальник информационно-аналитического отдела «Научно-производственного центра по историко-культурному наследию». – У меня есть целая коллекция советских значков из городов, где я побывал. В настоящее же время в Саратове найти значок с силуэтом консерватории или моста практически невозможно». И то правда, туристы ведь едут за легендами и символами. Но куда подевались саратовские гармоники? Где знаменитые калачи? Где оно – скромное обаяние российской провинции?
Конечно, можно бесконечно говорить о высоком туристическом потенциале, о нехватке бюджетных средств, можно каждые 4 года принимать эффектные концепции развития туризма и полностью их не реализовывать из-за недостатка финансирования. Но это замкнутый круг, из которого в силу долгой привычки трудно вырваться. Надо не бессмысленные мероприятия проводить, а основательно пиарить город везде, где только можно. Надо создать условия для развития мелкого туристического бизнеса, чтобы предприимчивые граждане могли «обрабатывать» туристов, как это делается в большинстве туристических стран и городов. Нужно завлечь отдыхающих эффектными приманками. Нужно, чтобы они «клюнули» на обольстительную волжскую легенду. А то с нашей скромностью и наивными подходами к менеджменту можно просидеть без развитого туристического бизнеса еще лет сто.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №25 (137)
Автор статьи: Ася САФИУЛЛИНА
Рубрика: Отдых/Путешествия