Яндекс.Метрика

Антинародные промыслы

Антинародные промыслы

Искусство, как говорили в советское время, принадлежит народу. В случае с декоративно-прикладными жанрами, и особенно изделиями «народных промыслов», это утверждение особенно верно. Впрочем, и такое искусство – часть культуры. А потому прибыль не всегда является смыслом деятельности тех, кто им занимается. И уж тем более не может быть критерием оценки. Об этой и других проблемах своего цеха саратовские мастера говорили на недавней встрече в музее Федина, которая прошла по инициативе регионального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

«ИСКУССТВА» БОЛЬШЕ НЕТ

Народные промыслы – неотъемлемая часть истории Саратовской области. В дореволюционном прошлом на саратовской земле вырабатывалось все – от гребенок, которые продавались на улицах, до парадных выездных экипажей. А к началу XX века губерния занимала ведущее место по кустарному производству в Поволжье. В регионе трудились свыше 60 тысяч кустарей, которые ежегодно производили продукции на 37 миллионов рублей.

Советские времена эстафету подхватили, но успехи в области декоративно-прикладного искусства были куда скромнее.

Что касается нашего времени, то в секторе «народного» искусства действует несколько разнонаправленных тенденций.

С одной стороны, почти ушли в историю советские предприятия – фабрика «Вышивка» закрылась, а производство саратовских гармоник на энгельсском заводе музыкальных инструментов того и гляди погибнет. Когда-то там выпускали до восьмисот этих звонких инструментов в год. Сейчас – с десяток, да и те на подарки гостям региона. Магазина «Искусство» на проспекте Кирова и салонов «Народный умелец» больше нет. Новые, если и появились, то вовсе не тех масштабов, чтобы удовлетворить как спрос, так и предложение. У региона по большому счету нет даже своего «брэнда»-сувенира! А промыслы в целом «развиваются стихийно, медленно и отстают от других территорий страны».

С другой стороны, в России налицо настоящий бум декоративно-прикладного искусства. Саратовские мастера – вышивальщицы экстра-класса, резчики по дереву, мастера лаковой миниатюры и другие умельцы – постоянно участвуют в различных конкурсах, включая международные. Действует в Саратове уже несколько лет и Союз мастеров декоративно-прикладного искусства. Кроме того, за последние годы появилось немало компаний, которые специализируются именно на народных промыслах.

«КОГДА ВЫ КУЛЬТУРУ-ТО ЗАМЕТИТЕ?!»

На встрече прозвучали разные идеи и соображения. Одни предлагали принять постановления областного правительства и думы, ввести налоговые льготы для мастеров, а также создать школы ремесел и распространить на мастеров «практику социального заказа».

Другие, как глава собственного «фамильного» музея Виктор Солдатенков, говорили коллегам, что «никто им ничего не должен». Мастер предложил коллегам идти в школы и подростковые клубы. Там у некоторых мастеров, по его словам, «дела идут очень хорошо». «Приведите примеры», – раздавались предложения из зала. «Сказочник», – бросил кто-то.

Однако куда более острая дискуссия развернулась во время выступления представителя областного минпрома. Он высказывался в том духе, что «все должно существовать с накладкой экономики», промыслы – это бизнес, льготы положены только для предприятий с товарным оборотом свыше 15 миллионов рублей, а для того чтобы получить средства, нужны конкретные бизнес-планы. Да и вообще – как, мол, власть может помогать саратовским творцам, если они не являются юридическим лицом?

Тут творцы уже не выдержали. Они напомнили, что Союз мастеров является юридическим лицом уже 4 года. А конкретные программы много лет лежат во всех министерствах и ведомствах. За последние годы, по словам мастеров, они ходили ко всем министрам культуры – от Земцова до Брызгалова. Но – безрезультатно. В ходе бурных дебатов представитель минпрома в числе проектов, которым оказывалась поддержка, назвал известную меховую фирму.

... А ПОЛУЧИЛОСЬ – КАК ВСЕГДА

Точки над «i» расставил в весьма эмоциональном выступлении известный предприниматель Андрей Челобанов, который в качестве примера отношения властей к арт-предприятиям привел свой бизнес. В лучшие годы у него работали 100 мастеров. Но «в один прекрасный момент» на заводе, где Челобанов арендовал площади, сменился собственник. И выгнал керамическое производство. Местные власти не захотели оказать какую-либо поддержку. И теперь Андрей Челобанов подумывает о том, чтобы свое производство в Саратове попросту закрыть. По его словам, в Москве власти, не в пример местным, пошли навстречу и выделили помещение поблизости от Белого дома (федерального правительства). Компания Челобанова платит за него гораздо меньше, чем готовы платить другие. Но столичные власти заинтересованы, чтобы помещение занимала именно «художественная» компания.

«За все годы, которые я работаю в Саратове, ни один чиновник ни разу не сказал – давайте пообщаемся. А ведь в любом доме в этом городе стоит наша вазочка, и другого такого керамического производства в стране просто нет», – возмущался Челобанов. Невнимание властей к предприятиям подобного рода тем более странно, что художественное училище в Саратове каждый год выпускает 100 художников.

Челобанов, как и другие, подчеркнул, что саратовские мастера не в состоянии «потянуть собственность», поэтому для того, чтобы обрести площади для работы, им необходима поддержка местных властей.

В качестве конкретного здания, которое можно было бы передать местным мастерам, была названа бывшая сыроварня «Кизнер и Блок» на углу улиц Челюскинцев и Октябрьской. Сейчас этот памятник истории и культуры вроде бы находится в руках известного спортивного деятеля Родионова. Состояние здания ужасно: в декабре в нем был пожар, в ходе тушения дом основательно залили водой, а потом кто-то еще и выбил все стекла. Как будто здание кто-то сознательно уничтожает, говорили на встрече.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 12 (124), 1-7 апреля 2005 г.


Автор статьи:  Олег СВОБОДИН
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: