Яндекс.Метрика

Банки и вкладчики

Банки и вкладчики

За прошедшие годы россияне, в том числе и жители Саратовской области, не раз впадали в две крайности по отношению к банкам – тотальное доверие к новым финансовым институтам менялось столь же тотальным недоверием. Граждане, имевшие на руках свободные деньги, были готовы расстаться с ними, увидев по телевизору пару профессионально изготовленных рекламных роликов. Когда же узнавали о банкротстве очередного дутого банка, о проклинали всю банковскую систему разом. Как сейчас относятся саратовцы к банкам? Готовы ли доверить им свои деньги, и какие новые услуги банки предлагают своим клиентам? Всем этим вопросам был посвящен круглый стол «Стратегические направления развития России: банковская система. Новые направления развития в регионе», организованный информационным агентством «Росбалт» при поддержке Саратовской губернской торгово-промышленной палаты.

Я ЗА ТЕБЯ ОТВЕЧАЮ

Начали с главного – социальной ответственности банковского бизнеса. По мнению присутствующих, банковский бизнес изначально является социально ответственным, поскольку он должен обеспечивать сохранность привлеченных у населения средств, а многие предоставляемые банками услуги носят социальный характер – кредитование населения, прием различных платежей от граждан, выплата зарплат и пенсий. Кстати, по словам заместителя министра экономического развития и торговли Саратовской области Алексея Мазепова, осознавая социальную роль банков, правительство области решило поспособствовать их приближению к потребителю, снизив для кредитных учреждений с 26 января этого года арендную плату за объекты недвижимости, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в три раза.

Законодательная власть также готова всемерно способствовать сотрудничеству банков с населением. По мнению Владимира Пожарова, ситуация на рынке банковских услуг достаточно непростая: стране нужны дешевые кредитные ресурсы, но их нет – много денег лежит «под матрасами», а не в банках, так как у населения пока очень мало доверия к банковским структурам. В то же время в числе возможных «проблематичных точек» Пожаров назвал программы потребительского кредитования. По его оценке, в будущем году в связи с ростом тарифов на коммунальные услуги и энергоресурсы может произойти снижение платежеспособного спроса населения на 17-20%, и банки могут оказаться в неприятной ситуации, когда доля невозвращаемых кредитов резко возрастет. В конце концов, депутат воззвал к банкирам: «Подскажите законодателям, чем мы можем вам помочь. Со своей стороны, мы сделаем все, что в наших силах».

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

В последнее время социологические опросы и даже данные органов госстатистики неумолимо констатируют: благосостояние граждан растет, а значит, растет и их покупательская способность. Сегодня, если гражданин еще не может сразу купить необходимую ему вещь, то, по крайней мере, он уже может приобрести ее в кредит. Все представители банков единодушно отметили, что потребительское кредитование развивается огромными темпами. Причем если еще год назад граждане брали кредиты в основном на покупку аудио-, видео– и бытовой техники, то сегодня охотно берут автокредиты и уже подумывают об ипотеке. О ней – разговор особый.

Одной из основных проблем, связанных с ипотечным кредитованием, по словам директора Саратовского филиала «Импэксбанка» Евгении Синицыной, является нехватка у банков «длинных» денег. Опыт «Импэксбанка» показывает, что рядовые вкладчики размещают деньги в банках в основном на срок до одного года, в то время как срок выдаваемых кредитов составляет как минимум два года и более. Соответственно, этот дисбаланс между имеющимися в банках «короткими» деньгами и необходимыми для долгосрочного кредитования «длинными» станет еще более ощутим при ипотеке, где обычными сроками кредитования являются периоды от 10 до 25 лет. Ипотечное кредитование выгодно для банков, считает Евгения Синицына, но необходимые требования: наличие у банка солидного ресурса и аккуратная выплата заемщиками процентов, – делают пока ипотечное кредитование приемлемым не для всех банков.

Не менее важными являются проблемы общей нестабильности российской экономики и гарантий возврата кредитов: «Сейчас никто не может точно сказать, какова будет инфляция через 5 лет, и просуществует ли хотя бы 5 лет организация, работник которой берет кредит». С недавних пор банки Саратовской области для снижения рисков по выдаваемым кредитам используют общую базу данных, в которой отражены «кредитные истории» всего 7 тыс. жителей области. При этом 2 тыс. 300 из этих историй носят негативный характер: «кредит или не вернули, или есть какие-то проблемы со своевременной уплатой процентов». По словам Синицыной, в условиях, когда треть выдаваемых банками кредитов своевременно не возвращается, ипотечное кредитование, учитывая необходимые для этого суммы, выглядит очень проблематичным. Хотя работа по его развитию все равно ведется, в том числе и Центробанком РФ, представитель которого заявила о создании сети региональных операторов ипотечного кредитования, которые бы предоставляли населению подобную услугу под 17-25% годовых.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НА СТРАЖЕ

От имени населения на круглом столе выступала Валентина Богданова, председатель Саратовского регионального общественного движения «Союз защиты вкладчиков, акционеров и инвесторов». Она сообщила, что банковское сообщество работает абсолютно оторванно от общественности (а, собственно, ради кого они тогда трудятся?), что было бы неплохо, если бы многие инициативы в банковском секторе проходили общественную экспертизу, как, например, закон о страховании вкладов, и вообще призывала общаться. Присутствующие на призыв откликнулись и решили, что им нужен омбудсмен. Только не тот, что для всех, а свой собственный, который бы разруливал различные вопросы, возникающие в банковской сфере. На том и пошли чай пить.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 43 (105), 5-11 ноября 2004 г.


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: