Яндекс.Метрика

Отрасль для битья?

Отрасль для битья?

Реформирование ЖКХ только увеличивает недовольство большинства заинтересованных сторон

Ни для кого не секрет, что коммунальную отрасль в России пытаются реформировать уже несколько десятилетий кряду. Это вполне понятно – угодить всем сложно. С одной стороны, жильцы все время жалуются на рост тарифов и ненадлежащее качество коммунальных услуг. С другой – сами коммунальщики выражают постоянное недовольство крайней убыточностью отрасли и вороватым характером иных жильцов. С третьей – ресурсоснабжающие организации требуют призвать к ответу зарвавшихся коммунальщиков и заплатить, наконец, по счетам.

На этом фоне государство все никак не может распрощаться с ежегодными многомиллиардными расходами на ремонт домов и обу­стройство инфраструктуры. Поскольку еще далеко не все наши граждане решились приватизировать квартиры в домах, которые, по всем подсчетам, позабыли сравнять с уровнем моря еще позавчера. Рассуждать об этом можно и дальше, но факт остается фактом – количество недовольных положением дел в ЖКХ только растет.

Хотели как лучше...

Показательно, что многие нововведения, изначально предлагаемые как благо, как способ решения наболевших проблем, на деле почему­то оборачиваются еще большими проблемами. В частности, как благо преподносилась идея о заключении прямых договоров с поставщиками коммунальных ресурсов. И ведь действительно, мысль здравая. Тем более, есть сложившаяся многолетняя практика оплаты жителями за потребленную электроэнергию по отдельным книжкам. Почему бы не распространить это правило и на остальные виды коммунальных услуг? И собственникам бы жилось спокойнее – большинство из них считает, что если расчеты производятся через управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК), то часть денег обязательно прилипнет к рукам недобросовестных руководителей. Однако нередко между зарождением благого намерения и его претворением в жизнь происходит нечто, превращающее изначально хорошую идею в профанацию. Так и в этот раз – давайте разберемся, что означают «прямые договора» с потребителями?

Решающее слово в переходе на прямые платежи принадлежит потребителям коммунальных услуг (инициатива может исходить от любого лица). Решение общего собрания собственников принимается большинством голосов от общего числа голосов людей, присутствующих на собрании. Для принятия этого решения необходим кворум, а именно – в собрании должны принять участие собственники помещений, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов всех собственников в многоквартирном доме.

Число голосов каждого собственника помещения пропорционально площади принадлежащего ему имущества (часть 3 ст. 45, часть 1 ст. 46, часть 3 ст. 48 ЖК РФ). После этого о принятом решении необходимо уведомить управляющую организацию и ресурсоснабжающие организации. Исполнитель коммунальных услуг (то есть управляющая организация) не вправе препятствовать в осуществлении прямых расчетов. Заключение договора напрямую между каждым собственником помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией не требуется. И все вроде бы правильно и хорошо. Однако следует отметить, что в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен непосредственно в жилом (нежилом) помещении собственника. Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества должна вноситься управляющей организацией (часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ). При этом, как и раньше, выставление единой «счет­квитанции» на оплату коммунальных услуг продолжит оставаться функцией управляющей компании. Поскольку, согласно части 7.1 ст. 155 ЖК РФ, ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей компании. И именно она является исполнителем коммунальных услуг для собственника помещений. При этом в «счет­квитанции» должны быть прописаны реквизиты ресурсоснабжающей организации для оплаты за коммунальные услуги ей напрямую.

При «непрямых расчетах» платежи за все виды услуг поступают на расчетный счет управляющей организации, ТСЖ или ЖСК, и уже затем распределяются между поставщиками того или иного ресурса. Таким образом, организация, выставляющая счет, может отследить движение денежных средств по каждому лицевому счету. При так называемых «прямых расчетах» расчет производит также обслуживающая организация (УК, ТСЖ, ЖСК), она же выставляет счета на оплату. Но важно обратить внимание на то, что деньги при этом перечисляются сразу на счет организации – поставщика услуг на указанный в платежном документе расчетный счет. При такой ситуации отследить, какую сумму оплатил житель и когда именно произошел платеж, управляющая организация попросту не может. А в сложившихся условиях, когда жители зачастую оплачивают не выставленные суммы, а производят расчет самостоятельно, «по справедливости», кроме хаоса и неразберихи «прямые расчеты с потребителями» ничего вызвать не могут.

Пусть каждый займется своим делом

Выход из данной ситуации только один: законодатель должен четко разделить функции и обязанности между поставщиками (энергоснабжающими организациями) и УК (ТСЖ, ЖСК). В частности, последние, выражаясь официальным языком, «должны осуществлять возложенные на них собственниками помещений функции обеспечения надлежащего содержания общего имущества собственников многоквартирного дома, включая внутридомовые инженерные коммуникации электро­, газо­, тепло­, водоснабжения и водоотведения, приборы учета и другое оборудование, входящее в состав общего имущества», проще говоря, делать свое дело: следить за состоянием коммуникаций в доме. А поставщики энергоресурсов, в свою очередь, обязаны оказывать потребителям соответствующие коммунальные услуги. Только четкое разделение функций и обязанностей позволит потребителю реально и достоверно оценить деятельность одних по предоставлению коммунальных услуг и других по надлежащему содержанию общего имущества собственников в многоквартирном доме.

Остается непонятным, почему, называя договора «прямыми», законодатель закрепил порядок, при котором предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме осуществляется не напрямую, поставщиком – потребителю, а через искусственно созданную процедуру оказания коммунальных услуг потребителю посредником – «исполнителем коммунальных услуг» в лице управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК. В свою очередь, «исполнители коммунальных услуг» законодательно принуждены закупать у ресурсоснабжающих организаций на границе балансовой принадлежности инженерных сетей мифические «коммунальные ресурсы» и неким чудодейственным образом превращать их в коммунальные услуги для потребителей. При этом законодатель, в интересах монополистов, полностью отделил последних от обязательств и ответственности за предоставление коммунальных услуг населению в многоквартирном доме, возложив всю ответственность на «исполнителей коммунальных услуг», которые таковыми в реальной действительности не являются и в реальной жизни никаких коммунальных услуг потребителям не оказывают.

Абсолютно очевидно, что искусственное присвоение управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК статуса «исполнителя коммунальных услуг» пролоббировано в интересах естественных монополий, которые, не неся никаких затрат, сполна получают плату за отпущенные объемы услуг от посредников, минуя потребителей. А управляющие организации, ТСЖ и ЖСК неминуемо идут к банкротству. Убыток от навязанных им транзитных расчетов по коммунальным платежам неотвратимо увеличивается с каждым днем. И никогда не будет восполнен. И дело здесь не только в неплательщиках, долги которых почему­то не затрагивают поставщиков коммунальных ресурсов, – благодаря заботе государства они получают полную плату за отпущенный объем. Но дело еще и в том, что на УК, ТСЖ и ЖСК возложена вся полнота ответственности за количество и качество потребляемых потребителями коммунальных услуг. Хотя в реальности они, никаких коммунальных услуг не оказывая, никак повлиять на их качество не могут.

На исполнителе коммунальных услуг, кроме того, лежит обязанность «выбивания» долгов с неплательщиков, влекущая за собой моральные и материальные издержки. Все это, вместе с расходами по сбору платежей с добросовестных потребителей (програм­мное обеспечение, изготовление и рассылка платежных документов, оплата комиссионных банкам, все возрастающие объемы отчетности и так далее), в лучшем случае, при расчетах с поставщиками, наносит убыток не менее 10 процентов. Учитывая, что УК, ТСЖ и ЖСК содержатся за счет взносов собственников помещений многоквартирного дома и являются организациями некоммерческими, указанный выше десятипроцентный убыток можно считать значительным. В то же время реальные поставщики коммунальных ресурсов не несут, увы, никакой ответственности за количество и качество фактически оказанных ими потребителям коммунальных услуг.


Опубликовано:  «Наш дом сегодня» №3 (87)
Рубрика:  ЖКХ

Возврат к списку


Материалы по теме: