Яндекс.Метрика

Нулевое чтение и немножко нервно

Нулевое чтение и немножко нервно

Один мой приятель как-то отчеканил афоризм: о чем бы мы ни говорили, все равно речь идет о деньгах. Но 22 октября я убедился, что афоризм имеет и обратную силу – говорят об областном бюджете на будущий год, то есть о деньгах в чистом виде, а выплывает много постороннего и даже потустороннего из области политики, психологии и отношений не столько межбюджетных, сколько межличностных.

Заседание областной Думы получилось представительным. Количество иномарок у здания законодательного органа бросалось даже в привычный глаз. В гардеробе появилась табличка, объявляющая, что обслуживаются только члены правительства области, депутаты разных уровней и представители муниципальных органов власти. Все это, наверное, кому-то ностальгически напоминало времена спецобслуживания спецконтингента... В заседании участвовал губернатор. Присутствовал член Совета Федерации от Саратовской области Валентин Завадников. Ждали руководителя СМУЭК Владимира Аветисяна, но он не смог прибыть из-за нелетной погоды. Также отсутствовали ожидавшиеся депутаты Государственной думы от Саратовской области. Но в общем в атмосфере заседания царила торжественность и предчувствие некоего масштабного политического шухера. Главным вопросом повестки дня, естественно, было принятие депутатами к рассмотрению проекта закона об областном бюджете на 2004 год.

Сразу оговорюсь, от этого документа чудес никто не ждал. Другое дело, что предшествовали ему события крайне неприятные для региональной экономики вообще и для областной власти – в частности. Бюджет будущего года лишился известной части доходов по причине изменения учетной политики ряда крупных предприятий, расположенных в области. Компании БАТ-СТФ, Югтранс-газ, СарГЭС и некоторые другие перешли на федеральный налоговый уровень, а следовательно, поступления от них в областной и местные бюджеты сократятся в несколько раз. Скажем, Саратовская ГЭС сократит выплаты налога на прибыль с 1 млрд до 4 млн рублей. Наши властные мужи в один голос утверждают, будто сегодня подобная ситуация отмечается чуть ли не повсеместно, а федеральное правительство исход бизнеса из местного налогового поля негласно поощряет. Может, и так, да только мне припомнилась старинная предпринимательская мудрость о том, что рыба ищет, где глубже, а бизнесмен – где чиновник лучше...

На самом деле бюджет выглядит неплохо. Доходы увеличатся на 27%. Общие цифры: доходная часть, с помощью из федерального бюджета, – 17,8 млрд, расходная – 17,6 млрд руб. Чего и следовало ожидать.

Потому не совсем понятно эмоциональное, как его охарактеризовал губернатор, выступление на заседании председателя бюджетно-финансового комитета Владимира Чурикова. Добавлю, что эмоции действительно хлестали через край, а под конец явственно зазвучали и вовсе истерические нотки. Чуриков заявил, что впервые за последние семь лет область попала в столь тяжелейшее финансовое положение. Что приняв федеральный бюджет сразу в двух чтениях, без согласования с региональными коллегами, депутаты Госдумы вступили с правительством в сговор, Чуриков не сказал – «преступный», но это витало в воздухе. Параллельно досталось Совету Федерации в лице присутствовавшего на заседании Валентина Завадникова. Далее вице-спикер признавал со слезой в голосе, что если межбюджетные отношения в схеме «центр – регионы» будут развиваться подобным образом, страну ждет неминуемый хаос. Горестно констатировал, что для изыскания необходимых 1,8 млрд рублей на повышение зарплаты бюджетникам придется серьезно сократить расходы на содержание госаппарата и капстроительство. Выступавший следом губернатор в целом с вице-спикером согласился, однако слова о сокращении расходов на власть мягко дезавуировал. И вообще звучал достаточно жалко.

Ни в коей мере не оправдывая сложившейся практики межбюджетных отношений, замечу, что центр ее придумал не от хорошей жизни и не от желания есть ананасы, заедая рябчиками. «Федералов» вынудили сами региональные власти, слишком вольно обращавшиеся с причитавшейся частью поступлений. Свежий пример – расходование стомиллионного кредита, привлеченного на финансирование Спартакиады учащихся. Контрольная комиссия областной Думы установила недоимку в 33 миллиона... Кстати, когда дело доходит до межбюджетных отношений в схеме «область – муниципальные образования», наше обл-правительство проявляет себя с неменьшей твердостью – депутаты Саратовской городской думы вынуждены сегодня разрабатывать проект альтернативного бюджета Саратова, добиваясь его принятия через суд. Что до «федералов» – те же самые деньги приходят в область по целевым федеральным программам, контроль над которыми центру осуществлять значительно проще. Да и депутаты депутатам рознь – многие (к сожалению, мы не можем назвать их, ибо чтим избирательное законодательство) несут в регион деньги, сопоставимые с налоговыми поступлениями от крупнейших предприятий. Так что работать надо было с коллегами – тем более что многих ведущих областных и государственных думцев объединяет членство и в партии власти.

Объяснение же столь нервического поведения первых лиц исполнительной и законодательной – на поверхности. Речь идет фактически о бюджете губернаторских выборов, которые пройдут в конце первого квартала 2005 года, и, следовательно, год 2004-й пройдет под знаком их неумолимого приближения. Бюджет этот – примета будущего области и своеобразный итог. Не случайно В. Чуриков сказал именно про семь лет в свете тяжелейшего положения региона – это срок губернаторства Дмитрия Аяцкова. Подсознательно ощущаемое прорвалось на самые высокие трибуны.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 39 (54), 24-30 октября 2003 г.


Автор статьи:  Алексей КОЛОБРОДОВ
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: