Яндекс.Метрика

Банкрот, да не тот

Банкрот, да не тот

Банкротство предприятий стало уже обычным явлением для российской рыночной экономики. Только мало кто из нас знает о том, какой бардак творится в сложных процессах по признанию той или иной фирмы несостоятельной.

По данным нашей газеты, завтра в Саратов прибывает руководитель Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО) Татьяна Трефилова. Если на федеральном уровне ФСФО – мощнейшая служба, то этого уж точно не скажешь о территориальном органе ФСФО...

Одна из самых больших проблем в процедуре антикризисного управления на предприятиях, шагнувших в финансовую пропасть, – это назначение самих арбитражных управляющих. По мнению специалистов консалтинговых фирм, которые специализируются на данной тематике, кадровый подбор управляющих зачастую осуществляется по принципам «келейного» лоббирования той или иной кандидатуры.

В областной налоговой службе также считают, что «процессы назначения управляющих в организации зачастую характеризуются субъективностью, закрытостью. Нередко арбитражные управляющие назначались из узкого круга «приближенных».

Однако беда не только в этом. Вот несколько цифр, которые проливают свет на деятельность территориальной службы ФСФО, призванной отвечать за процесс банкротства на территории Саратовской области.

Как известно, предприятие-банкрот – это всегда обуза для бюджета, а не только задержки по невыплаченной заработной плате. Только, увы, далеко не всегда ФСФО идет навстречу просьбам и требованиям налоговых служб.

Например, в 2002 году в ТО ФСФО Управление МНС РФ по Саратовской области отправило 232 материала для решения вопроса об инициировании процедуры банкротства на общую сумму 1135,6 млн рублей. Но из них территориальный орган инициировал лишь 84 дела на сумму около 400 млн рублей.

Областная налоговая служба на протяжении прошлого года неоднократно обращалась с просьбой ускорить рассмотрение направленных материалов. Как известно, перед налоговиками в 2002 году была поставлена задача – расчистить реестр от отсутствующих предприятий-должников. Выход оставался только один: налоговые органы были вынуждены самостоятельно обращаться в суд с заявлениями о признании должников несостоятельными.

Любопытный факт: в 2002 году, таким образом, наши фискальные органы инициировали процедуру банкротства по 902 организациям на сумму более 2,2 млрд рублей. Спрашивается тогда, а где же работа и плоды самой работы территориальной службы ФСФО?

Плоды таковы, что иногда эта организация, направляя материалы в арбитражный суд, допускала такие ошибки, что суд просто-напросто возвращал материалы назад, так и не возбудив дело о банкротстве. Итог? Страдал, в первую очередь, бюджет, из которого, как известно, выплачивается заработная плата тем же учителям и медикам.

В этом году картина изменилась мало. Управление МНС РФ по Саратовской области с 7 марта по 1 июля 2003 года направило в адрес территориальной организации ФСФО 99 пакетов документов на сумму более 50 млн рублей – для предъявления заявлений в суд. Однако в большинстве своем такие заявления до сих пор не представлены. Тем временем задолженность в бюджеты всех уровней по данным материалам успела возрасти до 55 млн рублей.

Имеют фискалы претензии к ФСФО и в части работы по защите интересов кредиторов. А в качестве примера налоговые службы приводят ФГУП «Радиоприборный завод» и ФГУП «Корпус».

Так, на «Радиоприборном заводе» еще в ноябре 2002 года была введена процедура наблюдения по заявлению одного из кредиторов, причем из другого региона. Но ТО ФСФО, как уполномоченный орган, тем не менее, требований по задолженности не предъявило. В результате чего 110 млн рублей в соответствующий реестр требований не попали.

Было еще и второе собрание кредиторов, на котором рассматривался вопрос об утверждении плана внешнего управления на данном предприятии. Увы, в нем представители ТО ФСФО вообще не принимали участия, хотя налицо имелись нарушения процедурных вопросов. В частности, был нарушен срок разработки плана внешнего управления.

На «Корпусе», в свою очередь, произошло следующее. Внешнее наблюдение здесь было введено 24 апреля 2002 года. Налоговые органы заявили требования на сумму 211,1 млн рублей, в том числе недоимка составляла 123,4 млн рублей.

Затем, в декабре прошлого года, на «Корпусе» ввели процедуру внешнего управления. В апреле 2003 года состоялось и собрание кредиторов по вопросу утверждения плана внешнего управления. Прозвучали обращения в ТО ФСФО с просьбой перезаявить требования, так как в реестре требований кредиторов числится налоговый орган, который на момент проведения собрания уже не являлся лицом, участвующим в деле. Иначе зависали интересы государства. Но и здесь ничего сделано не было.

Все это позволило говорить фискалам о «крайне низких темпах и неоперативности работы ТО ФСФО».

Причем, выше обозначенные проблемы – это еще небольшая часть того «маленького» бардака, который творится в большой экономике. Так сказать, верхушка айсберга. Хорошо бы не разбиться о подводную часть, как легендарный «Титаник».


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 30 (45), 15-21 августа 2003 г.


Автор статьи:  Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: