Зеленый семафор ПЖД
Встреча с начальником Приволжской железной дороги Салманом Бабаевым состоялась накануне профессионального праздника – Дня железнодорожника, традиционно отмечаемого в первое воскресенье августа. В декабре прошлого года новый начальник был представлен более чем 60-тысячному коллективу ПЖД. На своей первой пресс-конференции он сразу оговорил, что будет заниматься не политикой, а хозяйственными вопросами.
– Салман Магомедрасулович, какими изменениями за полгода может порадовать ваше ведомство?
Что удалось сделать? Мы неплохо начали летне-путевые работы – около 300 км ремонта путей, 150 км капремонта. Около 2 млрд в год вложим только в одно путевое хозяйство, чтобы путь был надежным, чтобы поезда шли установленным графиком.
За последние, наверное, лет пятнадцать мы получим 18 новых электровозов для пассажирского движения. Все электровозы – для саратовских поездов во все направления. Новочеркасский завод в этом году сделает 38 электровозов на всю страну, и 18 из них получит только Саратов.
– Как удалось Саратову получить такое преимущество? – Убедил, попросил министра путей сообщения как новый начальник, мол, надо и все. И вот получили такой подарок к нашему празднику. В пригороде запустили новый вид услуг – попытались сделать межобластной поезд-электричку. Теперь скоростной электричкой за 6 часов можно добираться до Волгограда. Правда, надо еще вагонам делать классность, чтобы были телевизоры, бар. Уже сейчас по электронному табло в вагонах можно получать информацию о станциях, температуре на улице. Кроме того, мы все-таки нормальные очистные сооружения построим в Волжских Далях, решим экологический вопрос. 55 миллионов рублей на это выделяем. Но задача из задач остается одна – повышение качества услуг.
– Какая сейчас средняя зарплата в отрасли? – У нас на Приволжской дороге рост зарплаты к прошлому году составил 37 процентов. В 4 квартале при переходе на новую тарифную сетку будет рост зарплаты рабочих специалистов – машинистов, мастеров пути и других. Сахалин, конечно, с нами нельзя сравнивать. А в нашей полосе у нас – 6.600, Куйбышев – 6.300, Северо-Кавказская дорога – 6.400. Когда я принимал дорогу, по средней зарплате мы были ниже всех, но за полгода догнали.
– Что больше всего волнует вас как руководителя? – Самый главный и проблемный вопрос – снижение себестоимости перевозок. У ПЖД себестоимость самая высокая среди соседей. Она даже выше, чем в Сибири, где зарплаты другие. А что делать? Так затраты сложились. Много инфраструктуры, основных фондов, которые отдачи совсем не дают, а затраты на них идут, они не в работе. Пути в 90-х годах построили, а при развале страны поезда пошли совсем не так, как хотели. В этом большая проблема. Тарифы по всей стране одинаковые, а затраты разные. Приходится в министерстве убеждать, что нам нужно больше. Чтобы концы с концами сводить, надо снижать себестоимость. На этот счет есть уже хорошие программы.
Второй год подряд идут к нам большие инвестиции. На совещании в Астрахани с вице-премьером Яковлевым, первым замминистра Якуниным и губернатором Гужвиным будем говорить о строительстве порта и межгосударственного коридора север-юг. С Ирана и Персидского залива грузы будут подниматься по Каспию в Астрахань, с Астрахани через нашу дорогу повезем на Финляндию. Пока же все грузы, а это очень большой оборот, идут в обход нас. А мы предлагаем расстояние сократить почти в три раза. И государства Индия, Пакистан, Иран, Россия, Польша, Украина, Финляндия и другие уже вошли в этот проект. В Астрахани будет хороший терминал, оттуда этот поток будет направляться через нашу дорогу.
– А до какого уровня будут повышаться цены на пассажирские перевозки? – Они будут повышаться настолько, насколько наш покупатель будет способен их купить. Если заработная плата 3 тысячи, цену на билет хоть насколько подними, он никуда не поедет, а возьмется за вилы.
Повышение тарифов – больше социальный вопрос, и мы это делать не будем. Все будет повышаться в соответствии с жизненным уровнем населения.
– В Самаре нашли деньги на строительство нового вокзала, который теперь считают чуть ли не лучшим в Европе. Вложили в него порядка 2 миллионов долларов. Про реконструкцию саратовского вокзала говорят уже несколько лет. Будет ли этот вопрос решен в ближайшее время? – Я не против вокзала. Но считаю, что строительство или реконструкция вокзала – вопрос не железной дороги. Моя задача – обеспечить хорошие вагоны, безопасность движения и условия продажи билетов. Здесь нет таких транзитных пассажиров, как в Москве. Тут или проходящие поезда, или прибывающие на конечную станцию. Новый вокзал – это больше вопрос города.
Не хочу плохо про коллег говорить, но ведь там авария за аварией на Куйбышевской дороге. Денег больше не становится. Их надо или в путь вложить, или новый пассажирский вагон купить, или электрички, или вокзал построить. Должны быть какие-то ценности и приоритеты. Для меня приоритетом являются пассажирские вагоны, их ремонт, обслуживание пассажиров пути. А приоритетом города должен быть вокзал. Это лицо города.
Для этого надо сделать технико-экономическое обоснование на строительство объекта, Дума или город должны на это выделить 5-6 млн рублей. Мне нужны основания, чтобы я пришел в министерство с разработанным проектом и сказал – город, область вышли с инициативой строить новый вокзал. Там нужны закрытые платформы, чтобы дождь не лил, комплекс с автовокзала до вокзала, торговые, культурно-развлекательные точки.
В сентябре месяце я должен уже идти и защищать проект на следующий год. Но инициатива должна исходить от властей, инициатором не должен быть начальник дороги. Найдем мы эти деньги. Уж 50 процентов средств я гарантирую, хотя везде строят 30 процентов – от дороги, 70 – область или инвесторы, как и был построен Самарский вокзал. Я готов 50 на 50 выбить деньги. Будет он стоить 5 миллиардов или сколько, но надо начинать уже сейчас.
– Говорят, что в ваших планах строительство детской железной дороги. Уже нашли для нее место? – Да, я возьмусь ее построить. Но где? Это пока вопрос.
– А что она из себя представляет? Совсем игрушечная дорога или по ней можно будет ездить? – Детские железные дороги есть в Волгограде, в Ростове, везде, где я работал. Только на ПЖД нет. Летом на ней работают школьники. Это обычная железная дорога, узкоколейка, со станциями, вокзалами, специальными локомотивами, но все это, конечно, меньше. Во многих городах она даже используется как городской транспорт. Единственное отличие – на ней работают учащиеся техникумов, будущие железнодорожники, они начинают со спецификой профессии знакомиться с самых азов. Такие затраты на подготовку кадров – не только инвестиции в будущее, они поднимают престиж профессии железнодорожника.
– Вы испытываете сегодня кадровый голод? – У нас редко бывают свободные места, плановая замещаемость ежегодно составляет около 2 тысяч человек. На самом деле, действительно, голод на кадры есть. Должно быть так, чтобы мой заместитель подпирал меня и создавал конкуренцию. А за послед-ние 10 лет огромный пробел был в кадровой политике. В этом году мы на себя взяли обязательство помогать саратовскому ПТУ № 1. Молодежь есть, но ее надо учить. Люди должны быть готовы к ответственной работе.
– Что ждет ПЖД в период реформирования? – Скажу без иронии, нас ожидает прекрасное будущее. Само по себе государственное унитарное предприятие – анахронизм. Четыре закона о реформировании ПЖД не допускают того, что произошло с авиацией, речным и морским флотом. Если мы заакционируемся, то собственность мы не сможем заложить или изъять из оборота. Со временем возникнут предприятия, которые будут оказывать конкурентные услуги. Пропуск по путям – это останется монопольным сектором, который регулируется государством, а сами поезда – могут быть и частными. Рыночные отношения придут и на рельсы. Но это будет достаточно долго и поэтапно.
– Что пожелаете себе и своим сотрудникам в профессиональный праздник? – Пожелание, чтобы светофоры всегда были зеленые, разрешающие проезд. Коллективу только одного – чтобы знали, что престиж, состояние железной дороги зависит именно от качества работы каждого. Все делают люди. Самое главное, чтобы у них было здоровье, чтобы они гордились своей принадлежностью к профессии. Достойной заработной платы, радости, чтобы праздник хорошо отметили и в эти праздничные дни не забывали, что наш транспорт работает круглосуточно и круглогодично.
Нам – чтобы хватило ума, мудрости сохранить главную ценность – кадры.
Счастья, здоровья, благополучия, уверенности в завтрашнем дне. Как говорит наш министр, держаться надо за железную дорогу, и она вытащит, она спасет.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 28 (43), 1-7 августа 2003 г.
Автор статьи: Анастасия КАРЯКИНА
Рубрика: Экономика/Бизнес