Яндекс.Метрика

Майские звезды

Майские звезды

Первый тур конкурса конкурсов вокалистов мне довелось слушать и смотреть из первого ряда оркестровой ямы. Конкурсанты исполняли народные песни и романсы под аккомпанемент фортепьяно и были буквально на расстоянии нескольких метров от телевизионщиков и журналистской братии, расположившейся в свободной от музыкантов и их инструментов волшебной лагуне (именно так называют место жительства оркестра в Италии).

Столь тесное соседство с исполнителями имело свои плюсы и минусы. Например, я не знала, что у академического театра столь обшарпанный рояль. Впрочем, звучал он прекрасно, особенно для часто перемещаемого инструмента. Рояль, стоящий на сцене, был классной рабочей лошадкой, дорогущий рояль, живущий в голубой гостиной театра и услаждающий почетных гостей – что-то вроде чистопородного арабского скакуна, которого не эксплуатируют почем зря.

Ну да ладно, это детали. Взгляд из ямы позволял заметить волнение исполнителей – у многих даже руки дрожали, когда они опирались на фортепьяно или нервно теребили руками складки платьев, манжеты белоснежных сорочек. Имел место и моветон: одна из исполнительниц (кстати, выпускница московской консерватории и солистка престижного московского театра) сразу после исполнения нервно поворачивалась к залу спиной, не то поправляя макияж, не то утирая капельки пота, что по неписанным театральным традициям -неуважение к зрителю. По залу, кстати, пронесся шепоток неудовольствия, но аплодисментами зрители ее не обделили.

Зал вообще принимал конкурсантов замечательно, а один из исполнителей – студент Таллинской музыкальной академии, 27-летний тенор Вячеслав Резниченко, даже удостоился маленького букета ландышей. Лично мне очень интересным показался в его исполнении романс Чайковского «Средь шумного бала». Впрочем, романсы вообще козырной туз этого исполнителя, ставшего в 2002-м году лауреатом наиболее престижных романсных конкурсов – имени Изабеллы Юрьевой у себя на родине, Всероссийского конкурса молодых исполнителей в Белоруссии и Романсиады в Москве.

Впрочем, такое количество звездных титулов – нормальная вещь для исполнителей на Собиновском фестивале, ибо само название творческого состязания «конкурс конкурсов» предполагает участие только лауреатов. Существует и еще одно непременное условие Собиновского фестиваля: категорически исключено, чтобы конкурсанты учились в Саратовском музыкальном училище или в Саратовской консерватории.

Баритон из Шанхая, аспирант Московской консерватории имени Чайковского тридцатидвухлетний Цзян Шан Жун совершенно очаровал саратовских зрителей «Попутной песней» Глинки. Искрометный, стремительный ритм этого произведения, пленительно приправленный легким акцентом, прозвучал радостно, задорно и как-то очень уместно.

А солистка Армянского национального оперного театра Арцвик Демурчян проникновенно исполнила рахманиновский романс «Не пой, красавица» и «Амор» Штрауса. Певица особенно гордится своей победой на конкурсе имени Беллини в Италии. «Италия – это ведь родина бель канто – прекрасного пения, – сказала мне Арцвик, – это радостно – быть отмеченной в этой стране. Петь для меня – это счастье. Мне кажется, я бы умерла, если бы не пела».

И Арцвик, и еще один конкурсант Собиновского бас Виталий Ефанов, говоря со мной в разное время, единодушно отметили теплоту и добрую энергетику Саратовского зала. Оба этих молодых исполнителя выступали за рубежом и по собственному опыту знают, что конкурсантов в отличие от артистов западная публика принимает очень сдержанно, почти прохладно. Отечественный же зритель куда щедрее на аплодисменты, а ведь когда зал эмоционально поддерживает тебя, выражает тебе свое доверие и симпатию, куда как легче выступать. «Я чувствовала себя, словно пою не на конкурсе, а на концерте», – сказала мне Арцвик.

Выделяют ли для себя соискатели наиболее интересных певцов и певиц среди конкурсантов? Тот же солист московского театра «Новая опера» Виталий Ефанов как наиболее сильную исполнительницу отметил сопрано Ирину Самойлову. Должна сказать, что обрадовалась, услышав эту фамилию, потому что лично мне выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных, солистка Большого театра Ирина Самойлова тоже показалась одной из самых ярких исполнительниц. Да и потом, конкурс позволил сравнить голосовые и артистические возможности конкурсантов. Тот же алябьевский «Соловей» в исполнении Самойловой и еще одной соискательницы Натальи Шарай – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. «Соловей» Шарай был просто кокетливой игривой птичкой с не всегда чисто пропетыми верхними нотами, «Соловей» Самойловой был диковинной, сладкозвучной птицей.

Из чисто и вполне достойно прозвучавших голосов я бы отметила еще баритона из Петербурга Дмитрия Дарова и сопрано из Японии Осани Куросава. Между прочим, певица из Японии выступила в настоящем кимоно, так что Собиновский еще и побаловал экзотикой.

Но как добродушно шутят сами конкурсанты, на втором туре нелегко уже потому, что предстоит «переорать оркестр». А если серьезно, то лишь второй тур позволяет по-настоящему продемонстрировать мощь и красоту голоса, ибо лишь на втором туре звучат арии и сцены из опер.

По свидетельству членов жюри, оценки иногда коренным образом пересматривались именно после второго тура. Во втором «оперном забеге» к финишу иногда приходили фавориты, на которых ранее совсем даже не «ставили».

Конкурс – это всегда тайна, неожиданность и интрига до последнего. Несколько лет назад председатель жюри маэстро Юрий Кочнев, называя победителей, начал с перечисления певцов, удостоенных поощрительных призов. Победительница, певица Мария Людько была названа последней, и по мере упоминания других фамилий она тускнела буквально на глазах и от волнения даже не сразу поняла, что примой Собиновского стала именно она. Но когда поняла, то-то была счастливого смеха и девичьего визга!

Какие сюрпризы будут на этот раз? Жизнь покажет. На концерте звезд Мариинского театра Ольги Кондиной и Виктора Черноморцева с грохотом взорвался софит. Черноморцев, исполнявший в это время партию Алеко, даже не вздрогнул. «Вот такой бы дар приобрести и такую выдержку», – сказал один из конкурсантов.

P.S. Когда статья была уже подготовлена к печати, стали известны имена лауреатов Собиновского фестиваля. Первой премии был удостоен солист Национальной оперы Украины, тенор Иван Носик (должна сказать, что в первом туре этот исполнитель не произвел на меня особого впечатления, но зато во втором, чисто оперном состязании его голос раскрылся в полной мере).

Вторую и третью премии получили Арцвик Демурчян и Ирина Самойлова.

В отличие от прошлого Собиновского фестиваля, на котором жюри присудило кроме основных премий лишь одну поощрительную, на нынешнем было вручено целых четыре таких премии. Конкурс был куда щедрее на таланты, и жюри решило не скупиться. Обладателями этих премий-надежд, премий-симпатий стали петербуржец, солист театра оперы и балета имени Мусоргского, баритон Дмитрий Даров, уже упомянутый ранее бас Виталий Ефанов из Москвы и Цзян Шан Жун из Китая, а также меццо-сопрано из Москвы, солистка Московской государственной филармонии Ольга Алексеева.

В пятницу, 30 мая, XVI Собиновский фестиваль попрощается с Саратовом. До следующего – хочется верить – звездного театрального мая.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 20(35), 30 мая – 5 июня 2003 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: