Яндекс.Метрика

Откровения от Ходорковского

Откровения от Ходорковского

Газета «Новые времена» неоднократно пыталась сформулировать свое отношение к происходящему в стране и в области. Что-то нам удавалось, что-то нет. Иногда мы говорили скороговоркой, быстро реагируя на события, не успевая замечать, в какую цепочку они складываются. Иногда мы писали чрезмерно пространно, теряя в динамике, но видя перспективы. Стереоскопический взгляд вырабатывается с трудом. Михаил Ходорковский сделал это за нас. Вначале научившись зарабатывать, он сегодня пришел в политику и намерен утвердить в ней новые ценности, новые сценарии политического развития. У него, как у человека состоявшегося, есть мировоззрение и принципы. Он не хочет, чтобы Россия десятилетиями нагоняла самую слабую в Европе Португалию, от которой отстала лет на 30. Вместе с единомышленниками он готовит прорывные технологии ХХI века. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя «политический манифест», с которым мы солидарны.

Михаил Ходорковский в особом представлении не нуждается.

Возможность услышать выступление самого богатого человека страны нашему корреспонденту Ольге Протасовой представилась на апрельском Форуме Клуба региональной журналистики «Из первых уст», состоявшемся в Самаре. О нефти Михаил Борисович говорил немного, в основном же делился своими представлениями об обществе, которое мы сегодня, каждый в меру своих способностей и активности, строим. Если кому-то его высказывания покажутся простыми, то вспомните начальную школу: прописные истины усваиваются труднее всего.

Откровение первое – о структуре общества

Демократическое общество – это рациональное взаимодействие крупного и среднего бизнеса, государства и собственно самого общества. Задача крупного бизнеса достаточно узкая, но глобальная по масштабам – это производство дешевого, стандартного, жизненно необходимого товара: бензин, газ, электроэнергия, тепло, основные продукты питания (зерно, мясо, молоко), масштабное строительство, производство стандартных автомашин. Собственно говоря, благодаря снижению себестоимости этих товаров человечеству удалось построить современное общество, которое позволяет своим членам значительную часть их времени тратить на то, что называется «личными делами».

Роль мелкого и среднего бизнеса – удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, а также создание и отработка новых направлений в производстве товаров и услуг, отраслевых и региональных рынков – возрастает в постиндустриальном периоде. Эти две крайне важные задачи мелкого и среднего бизнеса позволяют решить третью не менее ответственную – трудоустройство населения. Привычная для индустриального общества занятость основной массы населения на крупных промышленных объектах в постиндустриальном государстве становится тормозящим фактором, поскольку более развитая промышленность один и тот же объем товаров и услуг может произвести меньшим количеством людей, и той проблемой, с которой не в состоянии справиться ни одно государство – только малый и средний бизнес. В результате появляется массовая безработица: люди, которых готовили к работе на промышленных гигантах с их стандартно-потоковой системой, оказываются неспособными найти свою нишу в новых условиях. Причем, данная проблема наиболее болезненна не для людей старшего поколения, а для молодежи, поскольку отсталая система образования готовит их на рабочие места, которые давно закончились. Надо сказать, что в значительной мере будущее стран определяется в зависимости от того, какой из способов решения этой проблемы страны применяют.

Откровение второе – главный олигарх в государстве – само государство

Существует несколько решений проблемы безработицы, испытанных в разных странах мира. Самый простой способ – выплата пособий по безработице. К слову, это недорого – около 7% от затрат, которые несло бы предприятие, если бы этот человек на нем работал. Однако, опыт Америки доказывает: подобная государственная политика приводит к деградации общества. Второе, третье поколения людей, которые живут на пособие, характеризуются сильными нарушениями психики. Иждивенческие настроения сказываются на росте преступности и прочих асоциальных явлениях. Второй путь, который выбирают страны типа Саудовской Аравии – всем незанятым в частном секторе дается работа в государственных учреждениях. В результате 70% доходов Саудовской Аравии уходят на заработную плату бюджетникам. Но за внешним благополучием скрывается стагнация, которая разрушительно действует на остальную часть экономики. Такой метод борьбы с безработицей консервирует индустриальное общество, не дает ему возможности шагнуть в постиндустриальное. Людям комфортно, но продукт не создается. Мы должны точно отдавать себе отчет и донести эту мысль до молодого поколения, что государство – это пожирающая национальный продукт промышленность и самый большой и самый неэффективный олигарх.

В результате развития нет, а государственный аппарат, которому надо себя чем-то занять, находит это занятие в регулировании, то есть давит мелкий и средний бизнес. Мы все живем грезами о Саудовской Аравии: там хорошо. А там хорошо для трех миллионов из двадцати. Уровень жизни в Саудовской Аравии резко снизился за последние двадцать лет, и на сегодняшний день государство не в состоянии выполнять те функ-ции, которые оно выполняло ранее. Пятьдесят тысяч долларов каждому рожденному усохли до семи тысяч в год на человека. При том, что Саудовская Аравия добывает нефти больше, чем Россия, а населения в Саудовской Аравии в семь раз меньше. Вторая российская мифологема о Китае. У нас негативная оценка: «О, построили Шанхай». Очень рекомендую посмотреть фильм о современном Шанхае и использовать данное сравнение уже для поощрения. Китай очень далеко шагнул за последние двадцать лет за счет развития мелкого и среднего бизнеса. И это единственный путь, который может привести нашу страну к постиндустриальному обществу. Если мы хотим войти в клуб, который называем «Золотым миллиардом», а не хотим прозябать в третьем мире, тогда необходимо решить главную и самую тяжелую проблему – изменить ментальность общества, убедить народ в том, что работа в государственном аппарате является работой «с горя, с беды», а работа в малом и среднем бизнесе – это работа почетная, особенно если ты предприниматель и сам даешь работу другим.

Государству же остаются роли координатора, страховщика и защитника. Посредством различных механизмов государство должно сохранять установленный обществом баланс между народным хозяйством и социальной сферой. Причем, даже такая задача, как социальный сервис, должна решаться в ограниченном количестве сфер, поскольку совершенно очевидно, что государство может делать все только неэффективно. Нет ни одной функции, которую государство может выполнить эффективней, чем общество или частный бизнес. Другое дело, что общество развивается не равномерно, поэтому остаются незакрытые, незащищенные сферы. Вот для таких моментов и необходимо государство в качестве страховочной сетки. Наконец, государство должно выполнять функции защиты, опять же в ограниченных объемах, потому что когда функции защиты становятся для государства самодовлеющими, общество и экономика разрушаются. Мы все это проходили в Советском Союзе, когда 84% промышленности было связано с оборонной сферой. Почему американцы имеют такую маленькую, в полмиллиона всего, но очень эффективную армию? Потому что обслуживают технику и производят вооружение не государственные структуры, а частные подрядчики, жестко конкурирующие между собой. Военные только воюют. Поэтому не очень понятно, зачем мы содержим на наши деньги четыре миллиона военных, а когда потребовалось найти сто тысяч человек для решения конкретной боевой задачи, их не нашли.

Откровение третье – будем лоббистами!

Четвертая существенная часть благополучного государства – это, собственно говоря, общество. Функции общества: установление баланса между народным хозяйством, социальной сферой, защитными функциями, контроль за деятельностью государства и бизнеса, перераспределение средств через механизмы благотворительности. Какие у нас проблемы, связанные с развитием общества? Главная проблема – у нас нет общества. У нас есть население, а вот структуры общества нет. Потому что структуру общества составляют политические партии, которых у нас, кроме коммунистической, по сути дела нет, общественные организации, которых у нас тоже крайне мало. Маловато и цивилизованного лоббизма. На сегодняшний день лоббизм у нас считается чем-то постыдным, даже если это лоббизм в интересах общества. Мы все полагаем, что государство должно само выдумывать законы. Хотя понятно, что 450 человек, даже самых умных, не способны сочинить необходимые ста сорока миллионам законы. Интересы должны быть донесены. В Вашингтоне 5 тысяч лоббистских фирм. Каждая из которых представляет отдельный общественный или частный интерес. Ничего в этом страшного нет, потому что современное общество должно учитывать все интересы при принятии решения, а вот решение должно приниматься независимо. Нет у нас и независимого суда, потому что независимый суд не может существовать вне гражданского общества, вне общественного контроля. Но убереги нас Господь от того, чтобы государство стимулировало общество к развитию общественных институтов. Результат будет предсказуемый. Государство должно не мешать. Чтобы люди не утверждали, сверху гражданское общество создать невозможно. Нельзя подойти к человеку и сказать: «Будь жизненно активным»! Либо он готов быть гражданином, либо не готов.

Отдельная проблема со структурой правительства, которая сейчас обсуждается в рамках административной реформы. Я с радостью услышал от политических лидеров о том, что у нас должно быть ответственное перед парламентом политическое правительство. Это крайне важно, потому что правительство как безответственный механизм хорош был на этапе кризиса, когда ситуация менялась каждый месяц. Но для того, чтобы правильно решать задачи, их надо ставить стратегически. К сожалению, неполитическое правительство органически к этому не способно. Будем надеяться, что объединенной воли наших политических сил хватит для решения этой проблемы. А вот для решения другой проблемы – веры в доброго царя – политической воли мало. Это опять проблема менталитета. Почему Путин что-то не сделал на первом президентском сроке? Может, сделает во время второго? Люди, вы серьезно? Нас сто сорок миллионов. Мы располагаемся на гигантской территории, у нас проблем – тысяча, и мы реально хотим, чтобы все эти проблемы решил один человек? Смешно слушать. Задача президента выступать гарантом конституции, гарантом прав, все остальное должно делать само общество. До тех пор, пока мы не поймем, что общество сможет строить само общество и что не надо ожидать от президента решения своих вопросов, а надо эти вопросы решать самим, до тех пор мы будем жить ожиданиями лучшего будущего, которое никогда не наступит. Без борьбы, без защиты своих интересов ничего нигде не будет: ни в бизнесе, ни в социальной жизни. Я верю в реформу местного самоуправления, но я не верю, что ее сделают сверху. Я верю в потенциал, который создался в обществе за счет молодых людей, которые не помнят и не знают Советского Союза, не знают, что начальник всегда прав и готовы с ним спорить. Я верю, что если приблизить власть к этим людям, то они проявят свою гражданскую позицию. Если они и этого не смогут, то тогда и реформа местного самоуправления не сработает. Ведь в чем смысл этой реформы? Вы не можете подраться с начальником, который сидит на втором этаже? Хорошо, мы спускаем вам начальника на первый этаж. Теперь можете подраться? Не можете, тогда сидите в подвале.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 20(35), 30 мая – 5 июня 2003 г.


Автор статьи:  Ольга ПРОТАСОВА
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: