Яндекс.Метрика

Московская тихоходка

Московская тихоходка

Транспортный скандал, который разгорается сегодня в Саратове, может в значительной мере повлиять на самочувствие рядового пассажира общественного транспорта. Речь идет о переносе городских автобусов и маршрутных такси с улицы Московской.

Адские дороги благих намерений

Руководствуясь благими намерениями, власти решили убрать часть маршрутов общественного транспорта с центральной магистрали – улицы Московская. Исторически эта идея берет свое начало 23 ноября 2002 года, когда на очередном совещании в областном правительстве ее озвучил губернатор Дмитрий Аяцков.

Уже 17 декабря того же года нынешний министр транспорта и дорожного строительства области Геворг Джлавян подписал протокол совещания данного ведомства по выполнению поручений губернатора от 23 ноября.

Как следствие, на свет Божий 28 февраля 2003 года появилось постановление мэра Саратова, согласно которому некоторые маршруты городского транспорта, а также все энгельсские автобусы должны быть перенесены с улицы Московской. В частности, с полосы, ведущей в сторону железнодорожного вокзала. К примеру, саратовским №№ 12, 33, 32, 26, 96 предписывалось исчезнуть из поля зрения граждан на отрезке от улицы Чернышевской до улицы Астраханской. Основная нагрузка ложилась на улицы Кутякова и Радищева.

Предварительно данную проблему обсуждали горячо и с размахом, с привлечением многих специалистов, не считая самих чиновников. Это были представители института «Саратовгражданпроект», УГИБДД УВД области, ученые из технического университета. Столь авторитетное сообщество и подписало вышеупомянутый декабрьский протокол совещания. А потом закипела практическая работа.

Понятно, что основным исполнителем идеи сразу же стала городская администрация. По заверениям ее чиновников, после 17 декабря было проведено четыре рабочих совещания, на которых рассматривался данный вопрос. В мэрии утверждают, что на них приглашали тех же специалистов, которые исследовали проблему в самом ее зародыше. Совместными усилиями вырабатывалась и новая схема движения городского транспорта. Итоговое же решение оказалось весьма простым: оставить на ул. Московской троллейбусные маршруты, а также автобус №11. Как объяснили в мэрии, «этот маршрут – социально значимый и исторически сложившийся».

Ну а в первых числах апреля муниципальные власти взялись за реальное воплощение февральского постановления главы города. Сотрудники транспортного управления, ГИБДД, контрольно-ревизионные службы решили повернуть энгельсские автобусы на ул. Соколовую. По росчерку чиновничьего пера именно по этой улице и должны были пролегать ново-старые маршруты, идущие с левого берега Волги. Кстати, все они де-юре считаются пригородными.

Далее их путь, согласно документам мэрии, следовал до ул. Большая Горная, откуда им предлагалось сворачивать на ул. Ст. Разина и только потом выезжать на ул. Московскую, к вокзалу.

Чужие среди своих

Вот здесь-то и случился конфуз.

На место своеобразного выездного совещания, проходившего в районе Предмостовой площади, неожиданно прибыл заместитель министра транспорта и дорожного строительства Саратовской области Алексей Геймур. По рассказам городских чиновников, Алексей Иванович чуть ли не силой пытался прогнать сотрудников транспортного управления Саратова, которые заворачивали энгельсские автобусы на ул. Соколовую.

– По закону он не имел права вмешиваться в дела муниципального образования, – такую оценку его действиям дал председатель городского комитета по промышленности, энергетике, транспорту, топливу и связи Сергей Голубь. – Главенствующим здесь является постановление мэра Саратова, и Геймур был обязан исполнять то, что предписано этим документом.

Однако, обратившись за разъяснениями к самому Алексею Геймуру, я услышал буквально следующее:

– Прежде чем перенести маршрут, должны быть изменены: паспорт маршрута, его схема. Водитель обязан пройти стажировку на маршруте, должны быть обозначены остановочные пункты. А сотрудники городской администрации просто-напросто стали загонять автобусы на другую улицу. Дело в том, что изменение пригородных маршрутов не было согласовано ни с энгельсским муниципальным образованием, ни с областным министерством транспорта.

Сыр-бор разгорелся весьма серьезный. В мэрии начали кивать в строну министерства, мол, с ними абсолютно все вопросы урегулированы. Какие же могут быть проблемы?

В ведомстве Геворга Джлавяна сегодня утверждают, что никаких согласований и в помине не было, а разного рода протоколы и документы рабочих совещаний в мэрии – это еще не факт согласия областной власти на предлагаемые изменения.

– Для Московской достаточно своего, муниципального транспорта, – жестко настаивал на своем Сергей Голубь. – Энгельсские маршруты, кроме «девятого» троллейбуса, на этой улице не нужны. Кроме того, «девятка» задолжала «Саратовгорэлектротрансу» свыше двух миллионов рублей.

Итак, проблема заключалась и заключается в отстаивании узко корпоративных интересов. Оказывается, троллейбус №9 использует саратовские провода, электроэнергию, ездит по саратовским дорогам, «эксплуатируя дорожное покрытие», как выразились в мэрии. Все верно. Только почему-то никто не подумал об интересах рядового пассажира. Ведь если перевести №№ 284, 247,248 и другие маршруты г. Энгельса на улицу Соколовую, то на чем горожанину предстоит добираться по Московской до вокзала, в случае обесточки? Но в мэрии на этот счет хранят полное молчание.

Ударили по бездорожью и разгильдяйству

Между тем, и перенос части саратовских маршрутов на улицу Кутякова вызывает у автотранспортников, мягко говоря, недоумение. На некоторых отрезках она просто непригодна для свободного проезда огромных «Мерседесов» и «Сканий». Особенно на участке от ул. Радищева до ул. Горького. Не смущает это обстоятельство почему-то только транспортное управление и комитет по промышленности. Сергей Голубь в беседе со мной сообщил, что улицу Кутякова отремонтировали, кое-где расширили, и вообще, не улица, а прямо-таки а-ля столичный проспект Калинина.

Есть, однако, письмо из министерства транспорта в адрес мэрии от 28 марта 2003 года, в котором говорится: «Считаем целесообразным осуществлять перевод маршрутов на ул. Кутякова поэтапно. В первую очередь, необходимо убрать те маршруты, которые обслуживаются исключительно микроавтобусами, а на втором этапе убрать городские маршруты. Только после этого, если пропускная способность улицы Кутякова справится с возросшим потоком, окончательно убрать весь транспорт с ул. Московской».

Доля здравого смысла в таком предложении имеется. Увы, городские власти одним махом заталкивают огромное количество машин и автобусов на малоприспособленную улицу Кутякова.

Зато «социально значимый и исторически сложившийся» автобус №11, похоже, пользуется некоторым расположением городских транспортных служб. Этот автобус движется по отрезку от ул. Чернышевской до ул. Чапаева со скоростью 7-10 км в час. А знаете, почему? Чтобы собрать побольше платежеспособных пассажиров буквально на каждом перекрестке. Об этом довелось услышать от одного из водителей троллейбуса №5. Вообще-то, всем троллейбусам, которые попадают «в хвост» очередного «одиннадцатого», приходится несладко, так как они в данном случае вынуждены тоже двигаться с черепашьей скоростью. А вот на языке чиновников это означает «разгрузить» главную улицу Саратова. По этому поводу я беседовал с тем же г-ном Голубем, а он с серьезным видом замечал:

– Медленная скорость – вынужденная мера в связи с загруженностью улицы Московская...

Ну, какие после этого могут быть комментарии?

Специалисты областного министерства транспорта решили провести 16 апреля анализ интенсивности движения и пассажиропотока по проспекту. В качестве эксперимента взяли отрезок от ул. Чапаева до ул. Астраханской. Как раз на этом участке чаще всего и приходится застревать пассажирам.

Они тут же выяснили, что общественный транспорт ездит здесь с интервалом менее... 30 секунд.

Логично предположить, что целесообразней было переносить излишний транспортный поток наоборот, в сторону г. Энгельса. Но кто-то очень премудрый посчитал совершенно иначе.

Никто не хотел уступать

Между тем, конфликт между областными транспортными и городскими службами далек от своего завершения. До праздников первый заместитель мэра Саратова Павел Ворсунов пообещал решить проблему с энгельсскими автобусами в ближайшие две недели.

Однако 10 апреля прокуратура Саратова вынесла протест по поводу требований областного центра самовольно перенести эти пригородные маршруты на другие улицы. И вновь та же причина: отсутствие согласованности с энгельсским муниципальным образованием, с министерством транспорта. Да и власти г. Энгельса категорически против такого «новшества». Понять их вполне можно: два города, со времен запуска автодорожного моста через Волгу, живут почти как один. Тысячи саратовцев ездят каждый день на левый берег, и наоборот. И вряд ли им есть дело до дележа денег, до того, кто и кому задолжал, и кто сколько километров наездил по саратовскому асфальту.

Мэрия, правда, тоже в долгу не осталась: муниципальные чиновники не захотели мириться с действиями, которые предприняли областные власти.

– Нарушено требование действующего законодательства в части неисполнения постановления мэра со стороны работников министерства транспорта, – объяснили мне в правовом управлении администрации Саратова. – Прокурору области было направлено обращение с просьбой принять меры прокурорского реагирования к виновным.

Я поинтересовался, а что будут делать городские власти, если и на сей раз надзорные органы окажутся не на их стороне?

– Если прокуратура в этом деле не поможет, будем подавать в суд. Мы считаем, что это наша территория и что мы абсолютно правы.

В связи с этим, чиновникам можно дать одну рекомендацию: поставьте на мосту таможенный контрольно-пропускной пункт, да и дело с концом. Глядишь, и проблема рассосется сама собой.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 18(33), 16-22 мая 2003 г.


Автор статьи:  Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: