Яндекс.Метрика

Судьба трубача

Судьба трубача

Министр культуры провинциального правительства обречен заниматься культмассовым обслуживанием власти. Плавать на пароходиках и выезжать на природу, поднимать заздравную чашу, произнося велеречивые тосты. При этом ему нужно косить внимательным взглядом по сторонам, а в случае необходимости шикать на артистов, развлекающих высокое собрание кабацкими песнями и динамичными танцами. Артисты, они ведь как дети.

Когда особо сильно его начнет коробить от начальственного «ложить» и всех этих «тыр-пыр-восемь дыр», он будет думать о чем-нибудь приятном. О концертном зале имени Чайковского, в котором предстоит выступить саратовскому коллективу. Или о приезде мировой звезды, которая ненадолго рассеет сгустившийся мрак невежественности. Хотя бы минимум миниморум...

Ему придется вникать в театральные склоки, продолжающиеся из года в год. Расследовать заявления про цирковых тигров, которым опять недодали мяса. Писатели будут писать друг на друга доносы и обращаться к нему, как к мировому судье.

Он будет попадать под горячую высокопоставленную руку, едва обнаружится ветхая крыша в нетопленом доме культуры, где никакой культуры, кроме танцев под магнитофон, отродясь не бывало. Он будет выкраивать министерские деньги на покупку духовых инструментов, баянов и аккордеонов, ходить и унижаться по спонсорам. Которые, может быть, и дали бы денег на джаз или струнный квартет в областном центре, но не хотят финансировать кружок гармонистов в заволжской степи.

Ему придется выступать режиссером шумных мероприятий, приуроченных к какой-то годовщине. И чем больше их эстетика будет соответствовать пафосу 70-80-х годов, чем меньше в них будет эксперимента или живых, талантливых находок, тем более высокую оценку он получит от вышестоящего начальства. Он будет, отыскивая слова, уговаривать деятелей культуры «проголосовать как надо» во время предвыборной кампании.

Ему придется учиться интриговать, противостоять чиновничьим играм, которые начнутся месяца через три-четыре, чтобы через год завершиться – либо отставкой, либо пониманием, что от попыток сковырнуть нового министра придется отказаться. На время...

Ночами это будет его злить. Он будет пытаться что-то делать для души, искать какую-то отдушину. Играть на альте или писать роман. Или вести телепередачу. Может быть, он даже создаст экспериментальный театр или новую сценическую площадку. Он будет разрабатывать проект антрепризы, чтобы лучшие актеры не бежали – из года в год – в Москву, в Москву...

В минуты слабости он будет вспоминать слух про одного актера, который прослужил министром культуры один день – ушел в знак протеста, когда все пошло не так, как ему обещали до приема на работу...

Уйдя, новый министр потеряет все, – даже то, что имел прежде.

Его не будут понимать друзья и соседи, даже если он к сентябрю достроит ТЮЗ и отметит 200-летие театра драмы. «Как, ты снова связался с этими?» – будут укорять чистоплюи.

И лишь один он будет знать, для чего он это делает. И во что лично ему – физически – это обходится. Ранние подъемы, поездки, бесчисленные совещания, приемы по личным вопросам, поздние возращения домой после работы, без выходных и проходных... Во имя чего? Жил бы, как все. И сетовал на всеобщий упадок...

Культуртрегерством называется это на Западе. У нас это называется спасать культуру. Снимите шляпу, господа. На это нужно было решиться.

3 апреля новым министром культуры Саратовской области назначен Михаил Брызгалов.

Прокомментировать это назначение мы попросили художественного руководителя филармонии Анатолия Катца:

– Я считаю, это абсолютно справедливое назначение. Во-первых, по профессии он – музыкант, трубач, закончил Саратовскую консерваторию. Во-вторых, у него большой опыт административной работы, который он получил в министерстве культуры при бывших министрах – Земцове и Лотареве.

Трудно было подобрать лучшую кандидатуру. Он знает всю эту кухню изнутри, знает, что такое работа и в филармонии, и в концертных учреждениях.

Он тесно контактирует и с директорами драматических театров. Конечно, министерство культуры – это не только театры и музыкальные учреждения, это еще и библиотеки, дома культуры и пр., где работы – непочатый край.

Но он будет четко понимать потребности каждого ведомства.

Я считаю, что это очень верный выбор.

От имени коллектива филармонии хочу сказать, что мы, с одной стороны, жалеем, что лишились директора, а с другой, радуемся, так как он как никто другой знает, что нам на самом деле нужно. Чуть-чуть мы здесь просматриваем и свои корыстные интересы.

Справка:

Михаил Аркадьевич Брызгалов, родился 27 апреля 1964 года. Закончил Саратовскую консерваторию по классу трубы. Несколько лет работал в филармоническом оркестре.

В 1990 году организовал ансамбль духовых инструментов «Саратов-Брасс». Как художественный руководитель сформировал оригинальный репертуар ансамбля, состоящий из обработок российской и зарубежной эстрадной классики, джазовой инструментальной музыки.

С ноября 1998 года – начальник отдела искусств министерства культуры Саратовской области.

03.12.2001-01.04.2003 – директор Саратовской областной филармонии имени А.Шнитке, председатель Ассоциации концертных организаций Поволжья.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 13(28), 4-10 апреля 2003 г.


Автор статьи:  Юлия ВАСИЛЬЕВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: