Яндекс.Метрика

Страсти по театрам

Страсти по театрам

При взгляде на Саратов со стороны может легко возникнуть ощущение, что город – реальная «культурная Столица Поволжья». К примеру, в отношении театров: кроме «больших» академических есть еще театр кукол «Теремок», Театр хоровой музыки, четыре «малых» муниципальных театра, Театр русской комедии... Однако при всем желании в числе благополучных можно назвать лишь Театр оперы и балета. Новое здание ТЮЗа остается «стройкой века», Академдрама готовится к предстоящему юбилею, пытаясь решить множество проблем и перманентно погружаясь в скандалы.

Наиболее безрадостная тема – саратовские муниципальные театры. Когда-то этих «негритят» было пять – «Версия», театр «АТХ», театр магии и фокусов «Самокат», Театр пластической драмы и Театр русской комедии. Но последний был переведен в областное подчинение. А «Пластдрама» просто умерла. А в число муниципальных перешел театр «Балаганчик».

Городские театры работают далеко не первый год, но для большинства саратовцев слово «театр» ассоциируется с ТЮЗом, Академдрамой, но никак не с муниципальными театрами. Что же они вообще сейчас собой являют и каково их будущее?

Академия непонятых художеств

Наиболее известный из «малых» театров – это АТХ. За полтора десятка лет существования он был вынужден столько раз менять место своего обитания, что все давно сбились со счета. В сознании публики АТХ имеет имидж яркого, авангардного, самобытного, но беспрестанно гонимого театра. Творческие достижения АТХ прошлых лет очень весомы. Но театр и его сторонники в саратовских СМИ упорно замалчивают простой факт: АТХ в последние год-два практически не работает, получая при этом из бюджета деньги. По словам начальника городского комитета по культуре Владимира Филатова, деятельность театра по результатам прошлого года была признана неудовлетворительной, за что руководство АТХ получило выговоры. Да, театр показывает спектакли, но гораздо меньше, чем должен. Разумеется, на работе АТХ сказывается теперешнее местопребывание – режимное военное учреждение. Но обе стороны, т.е. руководители театра и города должны, наконец, выйти из мертвой точки. Театр должен или нормально работать, или быть закрыт.

Вынужденная замена

«Балаганчик» стал муниципальным недавно, заняв место Театра пластической драмы. Предшественник «Балаганчика» на момент создания «подавал большие надежды». Однако после ухода худрука и главного идеолога Владимира Матвеева начал умирать. Спектаклей ставил немного. Когда помещение во Дворце культуры «Кристалл» попросили освободить, Театр пластической драмы перебрался в «Теремок». После чего исчез окончательно. Пришедший на его место «Балаганчик» почти все свои спектакли показывал в филармонии. По бумагам числился неким детским театром «Улыбка» или что-то в этом роде. Теперь «Балаганчик» – театр муниципальный. Из филармонии он съехал, помещения своего не имеет. И спектаклей, соответственно, играет немного.

Версия вторая – «победная»

Непросто складывается и судьба театра «Версия». После пожара в «родном» зале – учебном театре консерватории – «Версии» был предоставлен синий зал кинотеатра «Победа», от которого, кстати, перед этим гордо отказался театр АТХ. Возможно, это был разумный шаг. Ведь актеры «Версии» некоторое время играли спектакли буквально под дождем – из-за прохудившейся крыши. Зал «Победы» все же удалось привести в «божеский вид». Хотя некоторые проблемы, к примеру, по отоплению, упорно не решаются. И зрители смотрят спектакли «Версии» в верхней одежде. За время, которое театр находится в «Победе», коллектив оборудовал там хорошую сцену, но в будущее смотрит с тревогой, поскольку летом этого года заканчивается прежний договор с владельцем здания. Захочет ли он и дальше «предоставлять кров» «Версии» – точно пока не известно.

Фокусы без исчезновения

Более-менее благополучным можно назвать положение театра магии и фокусов «Самокат». Кстати, некоторые упорно твердят, что «это и не театр вовсе». Однако как тогда называть это учреждение культуры? Есть артисты, они регулярно показывают спектакли. Репертуар, который каждый год обновляется. Сцена, свой зрительный зал, афиши, гастроли. Несколько подобных театров появились за последние годы в Москве. Но «Самокат» был первым в стране. К своему «государственному» статусу он шел годы в виде хозрасчетного, а потом и частного театра. В «Самокате» привыкли считать деньги, и постоянная финансовая поддержка от города пошла ему только на пользу.

Уже много лет «Самокат» находится в Доме офицеров. И такое постоянство – в первую очередь заслуга бессменного художественного руководителя, главного режиссера и мага Сергея Щукина. «Мы никогда не могли платить за помещение, как коммерческая структура. У нас просто не было столько денег. Поэтому поддерживали хорошие отношения с начальниками Дома офицеров: за аренду расплачивались выступлениями на военных праздниках. И все равно не раз приходилось «сидеть на чемоданах». Однако удалось удержаться», – говорит Сергей Щукин.

Впрочем, и он не может быть до конца уверенным в завтрашнем дне. Дом офицеров находится в центре города и представляет собой лакомый кусок для коммерческих и властных структур. К примеру, пару лет назад к Дому офицеров присматривалось областное правительство, которому всегда тесно, и оно алчет новых помещений. К счастью, обошлось. Но что будет, если у Дома офицеров сменится хозяин, – не ясно.

Комедия по-саратовски

Есть в Саратове и еще один театр, бывший когда-то тоже муниципальным – это Театр русской комедии. Там работают хорошие актеры. У театра есть финансовые возможности для постановок. И по объемам рекламы с Театром русской комедии сравнится мало какой другой. Однако за все годы существования положительных отзывов о его спектаклях практически слышать не приходилось. А уж о том, что говорят о постановках Театра русской комедии профессионалы, лучше умолчим. Причина – в крайнем непрофессионализме художественного руководителя, который, как утверждают саратовские актеры, режиссеры, критики, режиссером вовсе не является. Но связан родственными связями с руководством областного управления налоговой инспекции. А потому и театр живет гораздо лучше, чем остальные такого же уровня. Так, за непонятные заслуги Театр несколько лет назад был переведен с муниципального на областное финансирование. Теперь, говорят, готовится поглотить здание Дворца культуры «Саратовстекло», где все эти годы квартирует. Кто рискнет его остановить?

Впрочем, вся эта история вполне вписывается в современную российскую специфику. Одни «сильные мира сего» дарят родным и близким магазины, другие – рестораны, третьи – театры. Только в последнем случае слово «театр» надо употреблять в кавычках.

А залов-то и не обещали...

На протяжении всех лет руководство театров муниципальных и администрация Саратова так и не решили главную проблему: ни у одного из них нет собственного помещения. Однако городские власти не считают, что сделали все возможное. И продолжают подбирать помещения, хотя бы мало-мальски пригодные для театров. «Когда городская власть создавала эти театры, никто, и прежде всего коллективы, не ставил перед ней задачу организации театров в готовых помещениях. Задача была другая – из театральных студий создать творческие коллективы, которые могли бы на полных основаниях заниматься профессиональной деятельностью. Муниципалитет создал условия: заложил средства на небольшие, но регулярные зарплаты, выполняет социальные гарантии (пенсионные и другие отчисления, оплачиваемые отпуска). В этом году нам впервые удалось дать театрам денег на постановки. И я считаю, что город много помогает своим театрам, – говорит глава городского комитета по культуре Владимир Филатов. На помещения же у него свой взгляд, весьма отличный, к примеру, от его коллег из московской мэрии: «Вообще, люди-то ходят не в здание, а на постановку! И если театр хочет работать – он работает. И проблему с помещением способен решить сам».

Время халтуры

Муниципалитету, как учредителю театров, не обойтись без рычагов воздействия на коллективы. В этом году появилось «Положение о муниципальных театрах». «Этот документ Саратов принял первым в России, – говорит Владимир Филатов. – В нем прописано, что если театр не будет выполнять свои нормативы и планы, то учредитель может уменьшать объемы бюджетного финансирования. Хотя это – не «карательная мера», а дополнительный рычаг воздействия».

Что до проблем муниципальных театров, то они, конечно, не исчерпываются отсутствием помещений. Замечательно, что в этом году город выделил театрам деньги на постановки. Но это произошло впервые за все последние годы! На какие средства театры должны были ставить спектакли раньше – непонятно. Зарплаты сотрудников театральных коллективов, как и любых бюджетников, – ниже всякой критики. Результат: актер бегает по городу в поисках очередной «халтуры» – презентаций, концертов в клубах, эфиров на радиостанциях. Значит, и на сцене зрители увидят халтуру. А с учетом скудных, мягко говоря, бюджетов на постановки, это будет халтура «в кубе». Кому она будет интересна? Вот и ответ на вопрос о популярности муниципальных театров.

Несбывшиеся надежды

Власти, за редким исключением, в последние годы демонстрировали формальное отношение к муниципальным театрам. Прежний начальник городского комитета по культуре Евгений Сажин ни разу (!) не был ни в одном из них. Некоторые театры навестила после прихода на пост заместителя мэра Наталья Старшова. Но на спектаклях ни ее, ни мэра не видно.

Известно особое внимание губернатора и, соответственно, министров к Театру русской комедии. Другие же городские театры ни министрам культуры, ни их замам не интересны, и разговоры о том, что это «не областной уровень», в данном случае нелепы. Число театров не так велико, чтобы не побывать во всех хотя бы за год. После этого любые разговоры с высоких трибун о «культуре Великой России», которую мы того и гляди «потеряем», воспринимаются как циничная демаогия.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 12(27), 28 марта – 3 апреля 2003 г.


Автор статьи:  Олег СВОБОДИН
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: