Яндекс.Метрика

Следить за поркой и утряской – таковы основные принципы бюджетной политики на 2003 год

Следить за поркой и утряской – таковы основные принципы бюджетной политики на 2003 год

Нет повести печальнее на свете, чем весть о неисполненном бюджете. При торжественном оглашении окончательных итогов бюджета 2002 года на очередном заседании правительства 13 марта исполнительная ветвь власти, борясь с легкомысленным весенним настроением, демонстрировала строгость и аскетизм, делая упор на достижениях и аккуратно намекая на недостатки. Хвастать, как говорится, нечем. Не сбылось, не срослось. Знака равенства не получилось, бюджет не исполнили, то есть провалили. О причинах ниже, а что до перспектив на год текущий, то уже сейчас явно проглядывает брешь миллионов так в 400 с гаком, а посему основными задачами станут: жесткий контроль за расходами и максимальная активность по сбору доходов.

Еще немного, еще чуть-чуть

Первым делился своими впечатлениями об исполнении бюджета тот, кто лучше всех знает, что жизнь по бюджету – то же самое, что жизнь не по средствам, лишь с той разницей, что все аккуратно заносится на бумагу, – то есть министр финансов Александр Ларионов. Сухие цифровые данные по основным показателям: доход – 16 млрд 342,3 млн руб., расход – 16 млрд 178,9 млн руб., он подсластил метеорологической оценкой – «год выдался финансово стабильным». Что, впрочем, не изменило горького привкуса доклада. В целом консолидированный бюджет, как и областной, не справился с плановыми показателями на 0,7%. Еще менее активно отработали бюджетный год муниципалы. Местные бюджеты исполнены по собственным доходам на 99,5% к годовым назначениям. Особенно плохо наполнялись местные бюджеты Турковского и Екатериновского районов. Бледненько выглядел и город Саратов (98,3%). Тем не менее, практически все общие финансово-экономические показатели, по сравнению с прошлым годом, выросли. Реальный рост валового регионального продукта составил 5%, что на 0,7% выше среднероссийского. По сравнению с прошлым годом снизились темпы инфляции и увеличились денежные доходы населения. Доля бюджетных доходов, оставляемых на территории области, превысила ту, что отчисляется в федеральный центр. Парадоксальное заявление, если учесть, что все кому не лень трубят об алчном центре, обкрадывающем регион при распределении доходов. Сравнения вообще чудная вещь, когда сопоставляются подобные категории. Если сегодняшние цифры выше вчерашних, а завтрашние симпатичнее сегодняшних, значит все не так уж и плохо. Так и бюджет 2002 года, несмотря на все вышесказанное, превысил бюджет 2001 года в 1,5 раза. А ну ее инфляцию, главное – вздымаются кривые показателей.

Окончательно распрощаться с ушедшим три месяца назад 2002 годом не дает зависший долг федеральному бюджету по бюджетным ссудам, часть которого области до сих пор не вернули муниципальные образования. Кстати, поведение муниципальных образований как в плане расчетов по ссудам, так и в плане сборов местных налогов остается самой большой проблемой для планирования и реализации бюджетных сценариев. Каждый год губернатор призывает глав районов сменить иждивенческую позицию на активную, тем не менее, каждый год те справляются с бюджетными обязательствами перед своими жителями только при помощи областных бюджетных ссуд. Практика, автоматически ведущая к неисполнению бюджета, признана порочной, поэтому в 2003 году ссуды будут выдаваться крайне неохотно. Первым серьезным предупреждением главам МО, по мнению губернатора, должен стать инцидент в Аткарске. Нечего ждать милостей от областного правительства, надо добывать денежную руду на зарплаты учителям в собственных месторождениях. За непослушание будут гнать с постов.

Острая налоговая недостаточность

Не внушила оптимизма присутствующим информация минфина о налоговых поступлениях. Доходы от налога на прибыль сократилась по сравнению с 2001 годом на 299 млн руб., то есть почти на 10%. На два процента выросла доля убыточных предприятий. В результате общий результат работы крупных промышленных предприятий снизился почти в два раза. Сократилось производство водки. Назначения по акцизам исполнены лишь на 80,5%. Провалился и план по единому налогу на вмененный доход, что, по словам А. Ларионова, обусловлено нестабильностью правовой базы и многократными изменениями правил игры. Исполнение земельного налога – всего 73% – подтвердило его статус как одного из самых трудно собираемых налогов. Его начисления не зависят от результатов хозяйственной деятельности плательщика, а индексация ставок в два раза еще более усугубила положение.

Второй по значимости проблемой остается рациональность использования областного имущества. В прошлом году из 156 ГУПов плательщиками в областной бюджет являлись лишь 58. При этом более чем в 2,5 раза возросла задолженность ГУПов перед областным бюджетом.

А. Ларионов предложил как можно скорее пересмотреть минимальную ставку платы аренды за пользование областной собственностью, приведя в пример Волгоградскую область, где один квадратный метр аренды находящегося в областной собственности имущества стоит 750 руб. Наша ставка в 200 руб. за один квадратный метр, которая действует с апреля 2000 года, смехотворно мала, да еще коммерческие организации умудряются получать на нее льготы. Так что эта статья дохода никакой отдачи в бюджет не дает.

Расход и шатания

Не будем подробно расписывать расходную часть бюджета, скажем лишь, что в 2003 году минфин изменил систему отчетности. Разработана программа методики оценки результативности и эффективности расходов областного бюджета – один из ключевых моментов проводимой в области бюджетной политики. В 2002 году практически завершилось построение системы предварительного контроля за расходом бюджетных средств. А с февраля внедряется практика ежедневного его перекрестного прогноза и мониторинга как в муниципальных образованиях, так и в отраслях.

В ближайшее время предстоит законодательно утвердить методику расчетов размеров дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с тем чтобы использовать ее при формировании бюджета 2004 года. Пока же нарушения закона о бюджете продолжают оставаться реалиями нашего времени. Из тысячи с лишним проведенных финорганами проверок установлено нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 126,9 млн руб., в том числе нецелевого использования бюджетных средств – на 51,4 млн руб.

Лишний вес

Третья причина, по которой бюджет трещит по швам, это, по мнению министра финансов, неприлично располневший управленческий аппарат. Каждый год правительство заявляет о намерении похудеть в численности, но пока худеет только губернатор и то как-то сезонно, в основном во время поста. Аппарат же пухнет как на дрожжах, подтверждая закон Паркинсона, что число чиновников растет независимо от объема работы. За 10 последних лет их стало больше в области на 40 процентов.

В 28 муниципальных образованиях численность работников в органах местного самоуправления превышает допустимый уровень, из них в двух – более чем в 1,5 раза. Кроме того, некоторые чиновники-муниципалы Вольского района, Саратова и Энгельса любят себя так сильно и столь высоко оценивают свой труд по выколачиванию денег из областного центра, что их зарплаты превышают законные нормы. Без уменьшения расходов на содержание органов местного самоуправления нам не обойтись – считает министр финансов А. Ларионов.

В заключение Александр Степанович предупредил, что в текущем году в связи с грядущей реформой системы оплаты бюджетников прогнозируется напряженное исполнение бюджета, что потребует дополнительных 435 миллионов рублей, и уступил трибуну министру экономического развития области Андрею Шарапову. Главный экономист области основной задачей своего министерства видит разработку сценарных условий развития экономики области на среднесрочную программу на уровне цен дефляторов в рамках Саратовской области. Данный подход тоже своего рода новаторство, до 2003 года министерство экономики разрабатывало экономическую стратегию исходя из федеральных данных. Для сбора информации пришлось изменить заказ на статистические исследования. Теперь результаты финансово-экономического развития Саратовской области будут оцениваться в отраслевом разрезе и по муниципальным образованиям ежемесячно и ежеквартально. Это позволит иметь оперативную информацию и более адекватно и своевременно реагировать на изменения экономической ситуации внутри области, а также составлять более качественный прогноз на будущее.

В своем выступлении А. Шарапов акцентировал внимание на влиянии бюджета развития на налогооблагаемую базу и на поступление налоговых платежей. В 2002 году в результате работы бюджета развития бюджет получил дополнительно 95 млн руб. налоговых платежей. При том, что было вложено 75 млн руб. и погашена кредиторская задолженность прошлых лет (9 млн руб.). Министр не удовлетворен итогами работы бюджета развития. Его низкую эффективность он видит в запаздывании с выплатой платежей по возмещению процентных ставок и направлению бюджета развития на предоставление срочных кредитных вложений. По словам А. Шарапова данные недостатки были учтены при составлении бюджета развития на 2003 год. От 65 млн руб., направленных на бюджет развития, ждут налоговую отдачу в 170 млн руб. Министерство полностью прекратило кредитование на возвратной основе, что оказалось неэффективным с точки зрения налоговой отдачи, и выбрало наиболее налогоемкие отрасли. Таким образом, ожидаемый эффект должен принести с каждого рубля вложенных средств три рубля налогов, причем с мультипликативным эффектом в последующие годы.

Завершил отчетную картину глава самого бюджетоемкого министерства. Министр по соцзащите Александр Гатвинский доложил о рациональном по его мнению расходовании бюджетных средств. Расходы на соцсферу в 2002 году составили 1 млрд 596 млн руб. Если брать в расчете на 1 жителя – 600 руб. на нос. «Много это или мало?» – сам себя спросил министр. «Если брать абсолютные цифры, то это мало, но если сравнивать с показателями в других областях Поволжского региона, то бывает и меньше. А в прошлом году эта сумма составляла 450 руб. То есть мы наблюдаем рост на 34%». В отличие от коллег по цеху, социальный министр похвалил муниципалитеты. По его словам, расходы местных бюджетов на социалку увеличились в два раза. А резюме, как обычно, подвел губернатор: «Бюджет не исполнен. Кто в этом виноват?»

И хочется, и колется подпеть (лучше хором): «Это я, это я, это вся моя семья...».


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 11(26), 21-27 марта 2003 г.


Автор статьи:  Ольга БОРИСОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: