Яндекс.Метрика

Слезы с копотью

Слезы с копотью

Память ведет меня от входа вниз по лестнице: ступеньки, дверь, каморка с кассами и афиши на стенах, еще одна дверь, билетерша, которая отрывает корешки билетиков, деревянный стол, рамка металлоискателя, еще ступеньки, гардероб по обе стороны от прохода. Боковая лестница выводит в фойе. Стены, выкрашенные в зеленый и белый, фотографии актеров на стенах, диванчики вдоль стен. Макеты декораций к спектаклям разных лет. Вход в зал. Кресла, обитые синей тканью. Ряды так близко друг к другу, что коленки упираются. Сцена. Тяжелый синий занавес. Неповторимый ТЮЗовский звонок. Теперь все это только память. В минувший вторник внезапный пожар погубил старое здание Театра юного зрителя

Хроника пожара

Во вторник, 2 октября, на большой сцене старого здания ТЮЗа в 18.00 начался спектакль. «Мальчики» по одноименной пьесе Виктора Розова. Не прошло и десяти минут, как в зрительном зале заметили дым, сработала пожарная сигнализация. Сотрудники театра стали выводить зрителей и актеров на улицу.

В 18.22 на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о возгорании в старом ТЮЗе. На место пожара в течение короткого времени прибыло более 20 пожарных расчетов.

Ближе к семи часам вечера крыша здания обвалилась в зрительный зал. С момента начала активной фазы пожара до обвала кровли прошло не более 40 минут. Чудо, что за это время удалось вывести всех, кто находился в театре. Всего из здания было эвакуировано 450 зрителей и около 30 сотрудников театра. Среди зрителей были дети и люди с ограниченными возможностями.

– Возгорание обнаружил осветитель, который сидит в конце зрительного зала, – рассказал исполняющий обязанности начальника областного ГУ МЧС России полковник внутренней службы Михаил Лихачев. – Горела чердачная часть над сценой театра. Крыша сгорела полностью. Предварительное расследование показало, что именно там начался пожар.

Здание ТЮЗа полыхало всю ночь. Всю ночь пожарные удерживали стихию, не давая огню перекинуться на соседние строения. Этот квартал в центре города старой застройки, практически все дома векового возраста, и, как справедливо заметил вице-губернатор Саратовской области Денис Фадеев, если бы пожарные расчеты не удержали огонь, то мог выгореть весь квартал до цирка.

Чтобы не допустить этого, службам МЧС пришлось разворачивать «круговую оборону». Въезд во двор театра со стороны проспекта Кирова настолько узкий, что спасателям приходилось спускать колеса у пожарных машин и въезжать практически на ободах.

В девять утра 3 октября было официально объявлено о том, что пожар потушен. Пожарные более 14 часов боролись с огнем, общая площадь которого составила 400 квадратных метров. По предварительным оценкам, выгорело 70-80 процентов здания.

Наутро после трагедии

Удивительно, но по состоянию фасада ничего нельзя было сказать о ночной трагедии – как будто театр решил держать «хорошую мину при плохой игре». Несмотря на тонны воды, вылитые ночью на строение, дореволюционнный особняк выглядел в это тихое осеннее утро таким же свежим и прекрасным. Ветер трепал растяжку с рекламой постановки «Проклятье голодающего класса». Впрочем, сохранился только фасад и часть хозяйственных помещений. Журналистам было позволено увидеть своими глазами то, что осталось от одного из культурных, если не сказать культовых символов города.

В одиннадцать утра у сгоревшего «старого» ТЮЗа собрались представители власти. Оценить масштаб трагедии приехала зампред Совета Федерации РФ Светлана Орлова. Ее сопровождала целая делегация – зампред правительства области по социальным вопросам Андрей Россошанский, министр культуры региона Светлана Краснощекова, депутат Государственной думы РФ Николай Панков. За всем этим наблюдали местные журналисты. Директор театра Валерий Райков, теперь уже отстраненный от должности, провел всех внутрь здания.

Старая знакомая лестница, ведущая к парадному входу в фойе, была покрыта набухшим от воды слоем пепла, на ступеньках лежали куски штукатурки, мокрые комья побелки, куски потолочного покрытия, обугленные головешки. Нежно-зеленая краска на стенах полопалась и кое-где висела лохмотьями. Парадный вход был открыт, полы фойе по щиколотку покрывала черная вода, на стенах – следы копоти, диваны вдоль стен мокрые и облезлые. На пороге лежит огромная мягкая игрушка – насквозь мокрый тигр. Увидеть, что произошло со зрительным залом, невозможно, поскольку лестница во всей конструкции театра – единственное безопасное для прохода место.

На третьем этаже, где расположена малая сцена, тоже стоит вода, в потолке зияют дыры, сквозь которые видно небо. Гримерки завалены обугленными обломками.

Здание пролито настолько, что вода сочится с уцелевшего потолка, как дождь, впитывается в волосы и одежду. В помещении стоит стойкий запах гари.

Все выходят на улицу, глотают свежий осенний воздух.

– Конечно, очень жалко театр, – говорит Светлана Орлова. – Но мы его восстановим. Поможем на федеральном уровне. Будет театр еще лучше. Я обязательно подключусь к процессу выделения средств, переговорю с министром культуры РФ Владимиром Мединским, попрошу помочь Валентину Ивановну Матвиенко. Сейчас важно здание на зиму законсервировать. Мне об этом ваша министр культуры сразу сказала, я даже подумала, что она строитель. Но она права. Надо сейчас стены просушить, крышу поставить, пустить отопление, посмотреть фундамент. Самое главное, что никто не пострадал. А восстановить мы поможем.

По словам Светланы Краснощековой, ситуация со старым зданием Театра юного зрителя хуже, чем с филармонией. Напомним, в 2006 году, когда Светлана Владимировна была еще директором этого учреждения культуры, в филармонии полностью выгорел концертный зал. Пожар начался из-за того, что взорвался один из софитов, огонь перекинулся на задник сцены, и в итоге огонь полностью уничтожил сцену и зал. Кстати, в первый же день министр культуры заметила, что пожар в ТЮЗе чем-то напоминает тот пожар в филармонии. Только восстановить ТЮЗ куда сложнее. По предварительным оценкам, на его восстановление понадобится 350 млн рублей.

Пока у сгоревшего театра чиновники делились впечатлениями с журналистами, губернатор Саратовской области Валерий Радаев уже обсуждал вопрос оказания помощи театру в Министерстве культуры РФ.

Версии, версии

По словам Михаила Лихачева, предварительно рассматриваются две версии – это неисправная электропроводка и неумышленный поджог.

– Нельзя сказать, что с точки зрения пожарной безопасности театр был в безобразном состоянии, – заявил он во время брифинга. – Проверка 2010 года выявила в старом ТЮЗе 39 нарушений, но все они были устранены. И все же вина руководства театра не исключается.

К вопросу о пожарной безопасности. 20 марта нынешнего года на заседании комитета по культуре Саратовской областной думы Счетная палата, которую в тот момент возглавлял Андрей Саухин, тоже имела претензии к руководству театра по вопросу организации пожарной безопасности. Тогда аудиторы обнаружили, что штат пожарных в ТЮЗе сопоставим со штатом районной пожарной части в Саратове – 32 единицы. И все эти люди, по мнению ауди­торов, нужны для того, чтобы в случае возгорания нажать на «тревожную кнопку» и вызвать «настоящих» пожарных. Тогда Счетная палата вменяла руководству «раздутый» штат как нецелевое расходование средств. А этот «раздутый» штат в итоге спас жизни сотен людей.

Также в МЧС предполагают, что это мог быть неумышленный поджог. Якобы довольно часто на крышах старых зданий в центре, в том числе на крыше ТЮЗа, были замечены дети. Если у них был доступ к чердачным помещениям театра, то вполне возможно, к возгоранию могли быть причастны и они.

Версию умышленного поджога пока не рассматривают.

– Основной версией пока является следующая: возгорание произошло из-за проблем с электропроводкой, но гуляют слухи о возможном поджоге, – заявил Денис Фадеев корреспонденту ИА «Взгляд-Инфо» через несколько часов после начала пожара. – Однако и эта версия пока не подтверждается.

О том, что «выводы относительно причин возгорания сделает специально созданная комиссия», сказал и зампред областного правительства Юрий Моисеев.

Валерий Радаев, прибывший из Москвы в Саратов в четверг утром, сразу же выехал на место трагедии. Он осмотрел помещения театра, в том числе зрительный зал и сцену, и потребовал от правоохранительных органов провести тщательную проверку причин возгорания, объединив усилия в отработке всех версий при расследовании случившегося.

– Прошу не распространяться о версиях до окончательного решения, – заявил губернатор. – Если необходимо возбудить уголовное дело – возбуждайте. Терять такое здание, такое учреждение культуры недопустимо. Директора театра освобождаю от занимаемой должности на время проведения экспертизы по пожару, все обязанности возложить на его заместителя с сегодняшнего дня. Предпринять все меры по работе с коллективом, чтобы успокоить людей. Я просил бы организовать фонд пожертвований, чтобы мы могли обратиться к жителям Саратовской области, нашим землякам, поддержать нас в трудное время. После проведения экспертизы будем принимать решение, как поступить с учреждением. В Москве я встречался с министром культуры РФ, проинформировал его и просил о поддержке. Также встретился с руководителем «Рос­атома» и просил о дополнительных ресурсах, которые они будут платить как консолидированные налогоплательщики с 2013 года. Нашел понимание в этих вопросах. Мы должны выработать общее решение по перспективам этого здания ТЮЗа.

Неслучайные случайности

О том, что здание театра надо восстанавливать, говорят сейчас практически все – от артистов до чиновников самого высокого ранга. Однако следом звучат одни и те же слова: хорошо, что у театра есть новое здание. Это действительно хорошо. Новый ТЮЗ, наверное, самый известный в России долгострой, сдали в декабре прошлого года. И это была радость как для артистов театра, так и для юных и не очень зрителей. И с того же момента пошли разговоры о том, что четыре площадки для театра – это слишком много, театр должен переехать в новое здание и эксплуатировать только его.

Старое здание предполагалось отдать: муниципальным театрам, которые не имеют своих помещений и десятилетиями кочуют по всевозможным площадкам, зачастую ютясь в подвальчиках; филармонии, которая также скитается по различным площадкам города, не имея своей; центру молодежи, в котором намеревались реализовывать свои проекты представители молодежных субкультур. Однако театр не сдавался, отстаивая свое право работать на четырех площадках. Он успешно эксплуатировал большую и камерную сцены старого театра и малую нового. Постепенно начинал обживать большую.

Переезд из одного дома в другой – дело хлопотное. Особенно для театра, у которого большая часть спектаклей «заточена» под определенную площадку. Декорации, сценография – перенести все это на новую сцену проблематично. По-хорошему, ТЮЗу надо было обживать новое здание не один год, перебираясь постепенно. Что при эффективной работе всех четырех площадок потребовало бы значительного количества времени.

Теперь быстрый переезд неизбежен. Райков пообещал восстановить те спектакли, декорации которых удалось спасти от пожара, в новом здании. Но теперь, когда он отстранен от руководства театром, встает вопрос – кто будет этим заниматься?

Открытым остается и вопрос о восстановлении сгоревшего здания для театра юного зрителя.

Зампред правительства Андрей Россошанский, комментируя произошедшее, высказал мнение, что тема восстановления театра должна быть вынесена на общественные слушания.

– Комиссия должна оценить предварительный ущерб от пожара, – заявил он в своем комментарии. – Будем вырабатывать план дальнейших действий: что делать со зданием, в каком оно состоянии – консервировать его или предпринимать что-то другое. Это ближайшая перспектива. Что касается восстановления театра, то мне кажется, это вопрос общественности. Нужно советоваться всем – и архитектуре, и депутатам. Здесь вопрос коллегиальный. Необходимо вопрос выносить на городские слушания, потому что вопрос серьезный.

Кстати, в том, что здание театра необходимо восстанавливать, уверены только саратовцы. Многие коллеги из соседних регионов искренне недоумевают, для чего поднимать из руин старое здание, когда есть новое? Но им нас не понять…

Первый в мире детский театр

Это действительно так. Саратовский театр юного зрителя – самый первый в мире театр для детей. В 1918 году он начал работу в этих самых стенах, что теперь запачканы копотью и покрыты вздувшейся, потрескавшейся от жары краской. Одно время вместе с ТЮЗом под этой крышей жил и «Теремок». Сюда в октябре 1941 года из Москвы был эвакуирован МХАТ и пробыл в здании театра до ноября 1942 года. В ТЮЗ саратовцы бегали от войны и голода, от разрухи и нищеты.

Через этот театр прошел, наверное, каждый саратовец. Этот театр – не просто символ, а живое свидетельство особой историко-культурной роли нашего города.

Самое страшное слово в жизни – это «никогда».

Никогда не спуститься вниз за билетами, никогда не подняться по узкой боковой лестнице, никогда не войти в этот теплый старый зал…

Очень хочется, чтобы на месте «никогда» было «когда-нибудь». Будем верить, что это возможно.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №31 (478)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Специальный репортаж

Возврат к списку


Материалы по теме: