Яндекс.Метрика

Столыпин, Михалков и особняк

Столыпин, Михалков и особняк

В начале недели в Саратов вместе со съемочной группой приехал режиссер Никита Михалков для съемок фильма, посвященного 150-летию со дня рождения Петра Столыпина. Часть сцен снималась в краеведческом музее, на Театральной площади Саратова и в Театре оперы и балета. После съемок Михалков ответил на вопросы журналистов.

Съемочный процесс оказался мучительным и долгим. Представители саратовских СМИ расположились на втором ярусе балкона и наблюдали, как в партере мэтру поправляли грим, выставляли на него свет, как хлопала настоящая киношная хлопушка, отмечая сцены и дубли. А вокруг Михалкова маялась саратовская массовка, изображающая зрителей спектакля «Сказка о царе Салтане». Дирижер за пультом размахивал палочкой перед пустой и темной оркестровой ямой, артисты Театра оперы и балета раз за разом повторяли одну и ту же сцену.

Через час наблюдений за процессом съемок журналистов пригласили в партер. Разговор касался многих околополитических тем, но неизменно скатывался к главному поводу встречи – фигуре Столыпина.

Фильм, если все сложится, должен выйти к дате 150-летия Петра Аркадьевича, то есть к 14 апреля, – пообещал журналистом Михалков. – В его основе лежит очень богатый материал, а я – как иголка, которая этот материал прошивает. Я не беру на себя лидерство, я просто рассказываю историю, как это ни поразительно и о чем я сам узнал не очень давно, историю моего родственника. Это очень занятно.

Я думаю, что Столыпин как раз и есть та самая фигура, которая очень рифмуется с сегодняшним днем. Я уверен, что любые реформы, когда они проводятся от слабости или от страха, приводят от Февраля к Октябрю. Реформы, которые проводятся сильной властью, самостоятельной и ответственной, гарантируют, что страна не ввергнется в хаос, потому что эта власть ее удержит. Столыпин как раз был той фигурой, он мог провести реформы, удержав страну от катастрофы. Но ему была уготована другая судьба.

Режиссер, который в этом фильме все-таки выступает в роли артиста, заметил, что фильм построен на двух историях – истории жизни самого Столыпина и истории его убийцы Дмитрия Богрова.

Это две жизни, идущие навстречу друг другу, чтобы столкнуться в театре, – повествовал артист. – И анализировать то, почему это произошло, необычайно интересно. Ведь Богров – человек, мечтающий о славе, из хорошей, богатой семьи. Но его поразила эта отрава революционная, нигилистическая. И он находится в театре, где находится государь. Он мог войти в историю как цареубийца, но он выбирает Столыпина, тем самым сметая со сцены истории и всю царскую семью. Поразительная конфигурация!

Когда Михалкова попросили оценить масштаб личности Петра Столыпина и попробовать представить, по какому пути пошло бы развитие России, он совершенно не смутился.

Я могу сказать, что было бы, не будь этого выстрела, и это не мои фантазии, – ответил режиссер. – Дело в том, что французы прислали в свое время экономиста, не вспомню сейчас его фамилию, который должен был изучить феномен Столыпина. Понимаете, что за десять лет население России увеличилось на 30 миллионов! Это три миллиона в год! Когда француз изучил эти реформы и в динамике их проследил, он сказал с большим сожалением, что к 1945 году это была бы недосягаемая страна с полумиллиардным населением, которая по экономическому своему развитию ушла бы настолько далеко, что в результате стала бы единственным мировым лидером. Это констатировал не я и не кто-то из наших. Это был француз, которому все это очень не нравилось. Думаю, в определенном смысле это стало и поводом, чтобы убрать Столыпина.

Я уже не говорю о том, что Петру Аркадьевичу удалось за эти недолгие годы сделать: одно только заселение Сибири! И то, что появился крестьянский банк с беспроцентным кредитом. И то, что в результате реформ огромное количество людей рассредоточивалось по огромной стране. Он оттягивал от мегаполиса тех обездоленных, обезземеленных крестьян, которые превращались в люмпенов. Думаю, что мы сегодня стоим перед той же проблемой – расселения мегаполисов, заселения нашего Востока. У нас за спиной огромная, очень богатая страна. Я очень хочу, чтобы мы начали получать удовольствие не только от использования недр, но и от того, что мы тут сами что-то делаем руками. Я думаю, что Столыпин как раз об этом мечтал, к этому и шел.

Зашла речь и об особняке Столыпина в Саратове. Оказалось, что Никита Сергеевич видел здание, но не имеет представления о том, что там находится туберкулезный диспансер.

Обращаюсь к руководству этой прекрасной губернии, – с искренним желанием помочь начал режиссер. – Превратите столыпинский особняк в музей, а несчастных людей, которые там болеют, вывезите в те помещения, где они должны лечиться, а не собою закрывать память великого человека и его семьи. Если нужна моя помощь, я готов помочь.

Татьяна МОРОЗОВА, профессор, главный врач областного противотуберкулезного диспансера:

– В этом здании уже в советское время работал научно-исследовательский институт туберкулеза. Зоной его исследований было все Поволжье. Во время войны институт закрыли. Позже его преемником стал областной противотуберкулезный диспансер, который размещается здесь и сейчас.

Мы бы совершенно не возражали получить вместо памятника архитектуры новое типовое здание, хотя и к этому уже привыкли. В нем много воздуха, в нашем учреждении соблюдаются особые меры инфекционного контроля, их надежность подтверждается десятилетиями врачебной практики. Но по всем современным санитарным нормам использовать эти помещения после 90-летнего пребывания в них туберкулеза невозможно. Никакие другие учреждения здесь не смогут располагаться еще минимум пятьдесят лет.

За примером далеко ходить не надо: на Советской, 1 – тоже в историческом особняке, довольно долго существовал городской противотуберкулезный диспансер. Несколько лет назад его выселили по решению суда. Областной минздрав нашел диспансеру новое место, больные не пострадали. Но если вы сейчас проедете по Советской, то увидите, что здание законсервировано. Там ничего нет и быть не может. Ко мне несколько раз обращались с просьбой помочь каким-то образом провести обработку особняка, но это сделать невозможно. Все, что я могла предложить и что допускают санитарные правила, – снести и построить новое.

Вопросы вокруг столыпинского особняка, в котором располагается областной противотуберкулезный диспансер, время от времени поднимаются. Может быть, это поможет хотя бы найти средства на ремонт фасада? Внутри-то у нас все в порядке. Но ремонт исторического фасада – это уже реставрация, и стоит она весьма недешево.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №10 (457)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: