Яндекс.Метрика

«Дон Кихот» позвал в дорогу

«Дон Кихот» позвал в дорогу

На сцене Саратовского академического театра оперы и балета прошла премьера балетного спектакля «Дон Кихот» в постановке Кирилла Симонова. Был аншлаг, были аплодисменты, не нуждался в комментариях отсвет от увиденного и услышанного на лицах зрителей, посвященных в обновленное прочтение бессмертной саги о рыцаре печального образа языком танца и музыки. Яркость состоявшегося в культурной жизни города события нашла вполне, казалось бы, адекватное отражение в первой реакции местной прессы. Но... Не уходит ощущение недосказанности, недоосмысления сыгранной премьеры, ее значимости применительно к будущему и потенциальным возможностям саратовского балета, пониманию которых способствовал приезд питерского маэстро.

Когда стало известно, что поставить новую версию спектакля «Дон Кихот» на саратовской сцене пригласили Кирилла Симонова, увидеть премьеру решил непременно. До открытия занавеса был готов ко многим новаторским сюрпризам: оригинальным изыскам в танцевальном рисунке, необычным костюмам исполнителей, серьезным авторским «реконструкциям» в основном сюжете. Готов был, во-первых, потому, что Симонов – балетмейстер смелый и самобытный, с собственным видением сценического бытия произведений. Во-вторых, любителями театра давно подмечена следующая тенденция. Некоторые большие художники, приезжая с творческими целями в провинцию, начинают чувствовать и воплощать некую, скажем так, особенно раскованную легкость в своих исканиях. Что ж, иногда им удается преуспеть на этом пути. Однако то ли по-настоящему нетленная классика не терпит чрезмерных отходов от нее, то ли публика, в том числе саратовская, бывает не готова к зашкаливающим экспериментам... И получается порой нечто, воспринимаемое зрительской общественностью в лучшем случае с деликатным молчанием.

Но вот занавес поднят, и очень скоро стало очевидным, что подобные опасения были напрасны. Перед вами – именно классическая, причем блестяще отрежиссированная версия спектакля при сохраненной в принципе сюжетной канве. Версия, между тем, по-новому волнующая, захватывающе динамичная: прежняя постановка «Дон Кихота», шедшая на той же сцене несколько лет назад, давно, что греха таить, утратила балетно-игровую динамику. И, пусть не покажется противоречивым, этой перемене спектакль в увиденной трактовке в немалой степени обязан... добавлениям, которые все-таки привнес балетмейстер. Да, как экспериментатор в чем-то он остался верен себе. Хотя, думается, лишь немногие любители балета заметили, как в основное действие, в хореографию Петипа и Горского гармонично вплелись сцены и фрагменты, добавленные постановщиком. Только в данном случае они выгодно оттенили классицизм спектакля, подчеркнув в то же время выразительную авторскую пластику Кирилла Симонова.

С первых минут было видно, как благодаря таланту и опыту постановщика преобразилась сама балетная труппа исполнителей. Многим артистам была предоставлена возможность раскрыться в полной мере, и то, что они сумели ею воспользоваться, придало спектаклю, в сочетании с другими его составляющими, по-настоящему высокую зрелищность. Приятно было, не скрою, в какой-то момент поймать себя на мысли, что пришел сюда ради просмотра работы известного балетмейстера, но вот забыл про всё и погрузился в историю, повествуемую со сцены артистами, всеми, кто создавал спектакль. Историю лирическую и одновременно комическую – о любви бедного цирюльника и простой испанской девушки, любви, которая могла быть несчастливой, если бы не благородный главный герой великого Сервантеса.

...На городской площади, где разыгрывается действие, весело, многолюдно, но нисколько не тесно для сменяющих друг друга массовых сцен. Нужно немалое оформительское мастерство, чтобы обеспечить эффект, когда декорации не загромождают пространство, а углубляют, расширяют его, зрительно создавая необходимый эмоциональный фон. Удалось художникам подчеркнуть испанский колорит и продуманностью национальных костюмов. Приковывал внимание стройностью линий, исполнительской синхронностью кордебалет. Саратовская балетная школа, конечно, несколько уступает петербургской, которую представляет Симонов. Но и тут балетмейстеру удалось добиться успеха. А что не успел поправить – умело скрыл мизансценами, выстроенными позами у артистов.

В главных ролях – Китри и Базиля – выступили ведущие солисты балета, прима-балерина Вера Шарипова и Алексей Михеев. В мировом балетном искусстве эти роли считаются одними из наиболее сложных. Их невозможно исполнять, не обладая серьезным опытом, набором стабильной профессиональной техники. И эта пара показала, что на саратовской сцене есть танцовщики такого уровня. Шарипова, окончившая Вагановскую академию танца, и на сей раз, в партии главной героини спектакля, сумела достойно раскрыть свой актерский потенциал. Алексей иногда уходил в тень на фоне Шариповой, но было видно, что он – тонкий, чуткий партнер, опытный танцовщик, владеющий высоким прыжком, красивым воздушным вращением.

Были хороши и другие исполнители. Вообще, среди артистов труппы много молодежи, подающей неплохие надежды. К числу наиболее перспективных, несомненно, можно отнести балерину Екатерину Рыбчину, исполнившую в спектакле сразу две заметные роли. Богатые природные данные Екатерины, ее обаяние, «гуттаперчевость» в манере танца дополнялись смелостью в исполнении вариаций, которая подвластна «бывалым» артистам. Лишь иногда не хватало Рыбчиной точного попадания в музыкальные акценты. Впрочем, отчасти эту погрешность можно отнести к недочетам оркестра. В театральном мире балетный музыкальный дирижер – призвание особое, требующее специальной подготовки и таланта. К сожалению, не у всех маэстро получается соответствовать этим меркам.

Разумеется, нельзя было представить премьеру спектакля без заслуженных мастеров сцены. Как всегда, убедительны были бессменный Дон Кихот саратовской сцены Игорь Малащенко, перешедший на гротесковые партии народный артист России Игорь Стецур-Мова в роли отца Китри.

Обо всем этом стоило написать уже для того только, чтобы сказать главное. Новое пришествие к нам «Дон Кихота» показало: почти за два десятка лет безвременья, в котором пребывал саратовский балет из-за мизерной финансовой поддержки, недостаточной творческий подпитки, элементарного невнимания к нему со стороны власть предержащих, – в труппе не были истреблены дух подлинного творчества и умение плодотворно работать. Результат сотрудничества с балетмейстером столичной «пробы» наглядно продемонстрировал: живы балетные традиции некогда одного из лучших региональных театров страны. Сохранена душа саратовского балета благодаря старшему поколению артистов, стараниям его руководителя Валерия Нестерова. Больше того, в труппу вливается новая «кровь» – приходят молодые, перспективны танцоры.

Эту отрадную данность отметил и сам Симонов. Кстати, «Дон Кихот» в Саратове – юбилейная, тридцатая его постановка. В творческом багаже балетмейстера и восстановленная классика, и такие авторские работы, как «Кукольный домик», «Парижское веселье», «Женский клуб». Названные спектакли были поставлены на сцене Петрозаводского музыкального театра: за пятилетний срок Симонову удалось буквально из руин поднять карельский балет.

Не знаю, можно ли рассматривать этот пример как оптимистический симптом применительно к саратовскому балету? Пока, честно говоря, не уверен, что посетила, наконец, кого следует мысль о том, что пора и нашему балетному сообществу выходить из состояния, укладывающегося в схемы: «вынужденно довольствуемся малым», «на большое не замахиваемся», «нам лишь бы выжить»... Так хотелось бы, чтобы ясный сигнал премьеры «Дон Кихота», ее мощный импульс ускорили назревший переход саратовского балета в иное, востребованное временем качество! И чтобы это начало происходить еще до следующего приезда в Саратов балетмейстера Симонова.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №9 (456)
Автор статьи:  Арсений ХМЕЛЕВСКИЙ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: