Яндекс.Метрика

Я тебя вижу, слышу и понимаю

Я тебя вижу, слышу и понимаю

В рамках программы по реализации национального проекта «Образование» на 2009-2012 гг. в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» был создан Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов. Деятельность этого центра отвечает одному из основных направлений комплексного проекта модернизации образования – увеличению доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обу­чение, в общей численности общеобразовательных учреждений. По мнению авторов проекта, это создаст условия для получения качественного образования независимо от места жительства. «И от состояния здоровья», – добавляет руководитель центра Мария СУХОВА.

– Чем вызвана необходимость создании таких центров, как ваш?

– Необходимость одна – предоставить ребенку-инвалиду равные по сравнению с его здоровыми сверстниками условия для получения образования.

– А до 2009 года таких условий не было?

– Были, но отчасти. Представьте учителя, который в соответствии со своей учебной нагрузкой должен регулярно посещать ребенка-инвалида на дому. Даже если не принимать во внимание усталость после проведенных уроков в школе, он не мог дать полноценного урока в силу отсутствия у него, по понятным причинам, дидактического материала (наглядных пособий, лабораторного оборудования) и методического инструментария. Да и проконтролировать домашнего учителя было невозможно – качество и количество учебного материала были полностью на совести педагога. Но главное в другом – ребенок-инвалид должен был заниматься с преподавателем независимо от состояния своего здоровья и самочувствия во время урока.

– Что же принципиально изменилось в работе учителя с ребенком-инвалидом?

– Изменилась информационная среда, которая предоставляет огромные возможности учителю для обучения, а ребенку – для получения знаний. Современное состояние IT-технологий позволяет педагогу, не входя в личный контакт с учеником, использовать такие структурные элементы занятий, как лекция в режиме реального времени, с элементами контроля, видео и аудио, обращаться к самым разным образовательным ресурсам, включая интернет-ресурсы. Проводить самостоятельную работу по сценарию (поисковую, исследовательскую, творческую), конференцию в чате или форуме, коллективную или индивидуальную проектную работу, тренировочные упражнения с использованием специальных обучающих систем, контрольную работу. Варьируя комбинации этих «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, степени их активности и самостоятельности, специфики заболевания, особенностей предмета. При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу учащегося, дать рекомендации по исправлению ошибки, то есть работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

– А как с контролем?

– Он становится более объективным. Ведь та учебная среда, о которой мы говорили выше, создает и в течение заданного времени хранит портфолио каждого ребенка. В портфолио входят все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к этим работам, все сообщения в форуме.

– Мария Альбертовна, вы несколько раз повторили термин «специальная учебная среда». Что это такое?

– Это виртуальная среда, ориентированная на процесс обучения. В Саратовской области мы используем оболочку «I-школы», организации, выигравшей аукцион, проводимый в нашем регионе (некоторые регионы работают с аналогичной оболочкой, предоставляемой «Телешколой»). Учитель сидит за своим компьютером, а его класс рассеян по городу или даже по нескольким населенным пунктам, у каждого web-камера, микрофон, принтер, сканер. Занятия, как и в обычной школе, проходят строго по расписанию, в которое включены все необходимые предметы.

Но это техническая сторона работы. Я бы хотела обратить внимание на другое. Посредничество компьютера делает отношения между участниками образовательного процесса более честными, очищает их от имитаций и притворства. Если при изложении нового материала ученик чего-то не понял, он тут же может обратиться к учителю за разъяснением. Для классно-урочной системы это, скорее, исключение, чем норма. И еще. При дистанционном обу­чении учитель лишается иллюзий относительно того, что все присутствующие перед ним ученики воспринимают учебный материал. При виртуальном общении нить, связывающая педагога и ребенка, постоянно натянута, ребенок не может заняться своими делами, заменив интеллектуальное участие в учебном диалоге физическим присутствием. Если же ему тяжело или некомфортно, он просто может сослаться на недомогание и выключить компьютер.

– Вы упомянули целый комплект техники, который находится в распоряжении каждого ребенка, а кто приобретает эту технику?

– Весь набор техники, в который входят компьютер, микрофон, наушники, графический планшет, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровой микроскоп, комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений, предоставляется ребенку в безвозмездное временное пользование. Подключение к интернету тоже осуществляется бесплатно. Причем, если после окончания школы ребенок захочет продолжить обучение, то безвозмездная аренда оборудования продляется на весь срок его учебы.

– Трудно себе представить ребенка-инвалида с ДЦП работающим на компьютере…

– Для детей с нарушенной координацией движений разработаны особые компьютеры с выносными кнопками клавиатуры для выполнения часто используемых команд. Эти кнопки изготовлены из высокопрочной пластмассы или мягкого материала и крепятся на регулируемом кронштейне, на руке или на поясе при помощи специальной липучки. На самой же клавиатуре размер клавиш больше, чем на стандартной, и расположены они дальше друг от друга, поэтому ею могут пользоваться и дети с ослабленным зрением. Нажимать на клавиши не нужно, достаточно просто прикасаться к ним. К каждой клавиатуре прилагается комплект сменных панелей, чтобы дети могли набирать текст, работать в интернете и со специальными программами: электронный микроскоп, «живая физика», «живая математика», «живая география» и так далее.

– Чтобы ребенок в полной мере мог использовать эту технику, его надо научить ею пользоваться.

– И не только ребенка. Уметь грамотно работать в новой информационной среде должны и учителя, и родители, и технические специалисты центров дистанционного обучения. Наше подразделение как раз и занимается методическим обеспечением этого процесса. Мы проводим обучающие семинары для учителей, родителей, руководителей и заместителей муниципальных центров, сотрудников технических служб.

Особое внимание, безусловно, уделяется родителям, потому что именно они находятся в непосредственной близости к ребенку, и от того, насколько грамотны будут их действия, во многом зависят результаты обучения. Для них мы регулярно устраиваем мастер-классы по работе с программами, проводим с ними родительские собрания. Кроме таких «масштабных» мероприятий, наш центр оказывает оперативную консультационную помощь всем участникам образовательного процесса с использованием программы Skype, по телефону или лично, предоставляет учебно-методическую литературу. Специалистами центра создан сайт. Его адрес: http://www.saratov-rcdo.ru/.

– Ничто не убеждает так, как цифры. Могли бы вы в заключение привести некоторые статистические данные?

– На настоящий момент 150 детей-инвалидов и 61 педагог в двенадцати муниципальных центрах Саратовской области получили полный комплект технического оборудования для дистанционного обучения. Занятия в этих центрах уже ведутся. Совсем недавно началась поставка оборудования в четырнадцать муниципальных центров области (в том числе в восемь новых) для 70 детей-инвалидов и 70 педагогов. В 2012 году мы получим еще 65 компьютеров для детей и такое же количество для педагогов. Если сравнить количество наших детей с общим количеством детей-инвалидов в Саратовской области, а их 6320, цифры, может быть, и не такие впечатляющие. Но, мне кажется, это весомый аргумент в пользу того, что в недалеком будущем каждый ребенок, независимо от состояния его здоровья, будет гарантированно получать полноценное образование.

Кстати

В 2011 году на территории Саратовской области создано 20 муниципальных центров дистанционного образования детей-инвалидов, в 12-ти уже ведется обучение.

В перспективе деятельности Центра дистанционного образования – охват всех нуждающихся в дистанционном обучении детей. И это не только дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети, оказавшиеся в особых жизненных ситуациях.

Общая доля людей с ограниченными возможностями в населении Европы оценивается в 10–15%, это примерно 100 миллионов человек. В России насчитывается более 500 тысяч детей-инвалидов, из них 12,2% живут в интернатных условиях.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №46 (446)
Автор статьи:  Андрей МУРАВЬЁВ
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: