Яндекс.Метрика

Классная революция

Классная революция

За неполные три года на реализацию проекта модернизации образования в Саратовскую область поступят 2,3 миллиарда рублей. Изменения, которые предполагается осуществить на эти средства, коснутся каждой школы, каждого класса.

Старт с площадки «Новой школы»

Необходимость проекта продиктована жизнью. Россия пошла по пути модернизации и инновационного развития – только так можно выдержать жесткую конкуренцию в мире XXI века. В таких условиях важнейшими качествами личности становятся инициативность, творческое мышление и готовность учиться в течение всей жизни. Это не врожденные навыки – они формируются с детства, в процессе обучения.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как главную задачу общего образования ставит раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации», – говорится в программном документе, утвержденном президентом Дмитрием Медведевым.

На программные задачи проекта «Наша новая школа» государство с 2011 по 2013 годы намерено затратить порядка 120 миллиардов рублей. Они предусматривают серьезное реформирование всей системы общего образования в России. Конкретно: внедрение новых образовательных стандартов и технологий, сберегающих здоровье школьников; создание новых условий для работы с одаренными детьми, непрерывное обучение преподавателей. Предстоит сформировать школу, которая будет адекватна задачам инновационной экономики. А кроме того, современные школы должны стать культурными центрами, где дети будут охотно и комфортно проводить целый день, занимаясь учебой, спортом и творчеством.

Разговоры о том, что советская школа была так хороша, что лучше было б ее не трогать, сегодня устарели. Она действительно была передовой для своего времени – индустриального общества. Но она не годится для современной инновационной экономики, когда очень важно уметь находить нестандартные решения.

В чем же суть проекта модернизации образования? Прежде всего, в смене приоритетов: у общества и государства появилась потребность в воспитании не просто образованной (то есть, хорошо информированной), но и мобильной, способной к постоянному саморазвитию личности. Вот почему программа «Наша новая школа» так много внимания, кроме получения знаний, уделяется формированию исследовательских навыков учащихся – причем с самого раннего возраста. Специалисты педагогики уверены, что знакомить детей с современными информационными технологиями (пусть поначалу в игровой форме) нужно начинать с первого класса. Теперь им предстоит учиться не только чистописанию, как это было раньше, но работе с клавиатурой – письмо и набор текст должны стать одинаково естественным средством общения. В новой школе в процессе обучения учителям предстоит провести своих воспитанников через все этапы современного информационного развития.

Проект модернизации предлагает необходимый ресурс для решения задач программы «Наша новая школа». Плюс к этому – позволяет решить ряд социальных проблем, которые накопились в системе образования. В частности, как сказал в этой связи премьер-министр Владимир Путин, – довести среднюю зарплату педагогов до среднестатистической зарплаты по региону. Эта цель должна быть достигнута фактически за три года. Решаться задача будет поэтапно, для чего предстоит принять график решения проблемы для каждого региона, потому что все они находятся в неодинаковых условиях.

Что касается Саратовской области, то благодаря уже реализованным мероприятиям комплексного проекта модернизации образования (КПМО) региональные школы находятся в неплохих условиях. В частности, по уровню оплаты труда учителей область занимает первое место в Приволжском федеральном округе, опережая при этом даже более развитые в экономическом отношении регионы. Да, пока еще наблюдается некоторый разрыв в зарплате учителей. Но он преодолим, ресурсы для этого есть. Не случайно губернатор Павел Ипатов принял решение уже осенью вывести зарплату школьных педагогов на уровень средней по области. То есть, не тянуть три года, а сделать это прямо с 1 сентября. Но это не будет единовременной акцией. Исследования показывают, что наш регион интенсивно развивается, среднеотраслевая зарплата ежегодно растет на 10-15%. Так что корректировать зарплату учителей придется постоянно. Это станет нормой деятельности всех органов власти после того, как основные мероприятия программы будут выполнены.

На зарплату пойдут средства областного бюджета, а федеральные деньги предстоит направить на укрепление базовых школ и ресурсных центров, полный переход на новые образовательные стандарты, формирование системы дистанционного обучения, повышение квалификации учителей и развитие кадрового ресурса школы, материально-техническое обеспечение и выполнение мер по энергосбережению. Все эти мероприятия будут также софинансироваться областью.

Судя по первым откликам, представители системы образования с оптимизмом восприняли инициативу Владимира Путина. Это и понятно – впервые они получили реальные ресурсы для решения задач, о которых говорят не один год. По своему масштабу и продуманности эта программа, наверное, самая мощная и оснащенная. Дело в том, что КПМО была программой конкурсной. В ней приняли участие лишь 30 регионов (в том числе и Саратовская область), на основании собственной заявки, которая должна была победить в конкурсном отборе. К тому же это был проект, в котором доля федерального финансирования была меньше, деньги в основном шли из регионального бюджета. Тем не менее, этот проект вывел область на хорошие позиции, создал серьезный задел для предстоящих реформ.

В регионе удалось сформировать новую, современную систему оплаты труда. Сейчас она в качестве эталонной рекомендована другим регионам Российской Федерации. Система основана на принципе подушевого финансирования – «деньги следуют за учеником». Оплачивается как урочная, так и внеурочная деятельность преподавателя, есть компенсационные выплаты за переработку и пр., а что самое главное, появилась стимулирующая часть – доплаты за профессиональные успехи. Она составляет 30% зарплаты – хороший стимул к саморазвитию. Как известно, если учитель перестает развиваться, он вскоре деградирует. Школьный учитель должен постоянно работать над собой, заниматься самообразованием либо участвовать в исследовательской деятельности. Сегодня есть возможность поощрять таких учителей материально, а не только грамотами.

В рамках реализации КПМО в Саратовской области была создана система базовых школ и ресурсных центров. Теперь, с помощью новой программы, предстоит решить наболевшую проблему малокомплектных учреждений. С этой целью предполагается сформировать вокруг базовых школ филиальные центры из малокомплектных. Качество обучения повысится за счет новых информационных технологий, в том числе, дистанционного обучения. Это возможность быстрого получения новой информации, которой раньше сельских школьников лишали скудные местные библиотеки. Готовые, оснащенные необходимым современным оборудованием базовые школы и ресурсные центры – серьезное стартовое преимущество Саратовской области. Тем более, есть средства и для дальнейшего улучшения материальной базы.

Серьезное внимание предполагается уделить и оборудованию пищеблоков. Хотя школьники Саратовской области в целом хорошо обеспечены горячим питанием, надо признать, что во многих школах оборудование заметно устарело. Проект позволит существенно переоснастить и медицинские кабинеты, в том числе – завершить их лицензирование.

Нестандартные стандарты

И все же главная задача программы модернизации – переход на новые учебные стандарты. Для этого в школах предстоит сформировать настоящую современную исследовательскую базу. Это, конечно, не Сколково, но его прообраз. Здесь тоже есть определенный задел: 24% саратовских первоклассников уже учатся по новым стандартам. Учителя фиксируют пока, скажем так, разновекторные результаты. До сих пор сказывался дефицит современного оборудования. Теперь оно появится, и это не только компьютеры, но даже робототехника с элементами конструирования для начальной школы. Новое, более удобное оборудование поступает в кабинеты биологии. Учителю уже не придется подолгу настраивать старый школьный микроскоп, не будучи уверенным, что ученик увидит в окуляр то же, что и он сам. Картинку исследуемого объекта можно будет выводить хоть на монитор, хоть на экран проектора. Каждый школьник сможет научиться наблюдать и моделировать различные процессы окружающего мира. Уже первоклассники смогут познакомиться с теми явлениями, о которых его родителям рассказывали в старших классах. Детям, быть может, еще не надо будет объяснять, как происходит преобразование энергии, но современные солнечные батареи они увидят. Логика обучения: «увидел – осознал – попробовал». Это, как предполагается, и станет для школьников той мотивационной канвой, которая откроет ворота в будущее.

Те, кто видел возможности современных электронных учебников, вряд ли захочет учиться и учить по старым. Например, электронный учебник по естествознанию наполнен живыми иллюстрациями, а диаграммы здесь – это, прежде всего, звук и мультипликация. Ребята, которые уже в первом классе познакомились с клавиатурой, хоть и пишут с ее помощью наивные тексты, но уже решают вполне творческие задачи: могут, например, что-то сфотографировать, вырезать какой-то музыкальный ряд, сделать электронную открытку и… послать маме по электронной почте. Конечно, это не является основным содержанием новых стандартов, но мир технологий должен открываться детям уже в начальной школе, при участии опытных педагогов, которые теперь и сами должны демонстрировать всестороннюю компетентность.

По новым стандартам педагоги должны научить ребенка действовать. Но еще важнее – сохранить в душах детей веру в собственную одаренность. Нынешняя статистика, по признанию самих учителей, печальна. В первом классе одаренными кажутся все – по крайней мере, 80% детей (с остальными 20% просто сложнее бывает найти контакт). К «экватору» школьной жизни число одаренных сокращается в разы. А в старшей школе тех, кто проявляет готовность к творческой деятельности, остается не больше 3-5%. Куда же деваются остальные? Такую школу нельзя признать успешной. Вот почему в новых стандартах значительное место отводится исследовательской деятельности: научить ребенка самостоятельно ставить задачи, самостоятельно их решать, оформлять и презентовать свои решения. И, конечно же, отстоять свое мнение – этому тоже надо учиться. А то наши отличники часто оказываются неспособными к самостоятельным действиям в жизни и не могут создать столь необходимую для них ситуацию успеха.

Порядок действий

Программа стартует уже в этом году, и очень важно, чтобы старт прошел максимально эффективно. Цели и масштаб проекта настолько значительны, что губернатор взял реализацию всех мероприятий под личный контроль. Режим использования федеральных субсидий – напряженный. Средства станут поступать уже с 1 августа – по сути, в конце бюджетного года. Поэтому заранее в педагогическом сообществе началось активное обсуждение плана действий, в том числе, с участием губернатора. На кустовых совещаниях, которые уже прошли и в Левобережье (в Советском районе), и в Правобережье (в Новых Бурасах), участвовали как представители областной и муниципальной власти, так и директора школ. Необходимо правильно выбрать направления предстоящей работы и определить порядок действий. Уже в этом году на реализацию программы область получит из федерального бюджета 396 миллионов рублей. В 2012 году объем выделяемых средств вырастет уже в три раза. Это будет, пожалуй, решающий, так сказать, «становой» год программы. В 2013 году объем средств, затраченных на ее мероприятия, будет в два раза больше, чем в 2011-м. Деньги будут распределяться по формуле, исходя из числа учащихся в каждом регионе. Примечательно, что количество сельских школьников при финансировании учитывается с коэффициентом два. Тем самым подчеркивается, что затраты для сельской школы на одного ученика более значимые, чем затраты на те же реформы для городских школ, где и с комплектованием дела обстоят лучше, и «родимые пятна» отечественного образования проявляются в меньшей степени.

У министерства образования области был выбор – либо пойти авторитарным путем, выбрав для области определенные направления, объявив их главными для всех, и тем самым навязать свою политику муниципалитетам, либо всю программу действий построить на заявках муниципалитетов. У каждого пути есть свои плюсы и минусы – и в итоге решили выбрать компромиссный вариант.

После того, как будут собраны муниципальные заявки, начнутся консультации. Серия собеседований пройдет с каждым муниципалитетом – эта первичная информация очень важна. Очевидно, что муниципальные образования крайне неоднородны. Трудно сравнивать даже одну сельскую школу с другой: везде условия различны и предстоит решать разные задачи, даже разная удаленность от областного центра имеет значение. После того, как все будут выслушаны, министерство выработает единый, целостный план действий для области.

В соответствии с законом, областная и муниципальная власти несут равную ответственность за организацию общего образования. Область через предоставление субсидий обеспечивает заработную плату учителям, а муниципалитеты должны создавать условия для их эффективной, качественной работы. Так что предстоит двигаться навстречу друг другу. Это, кстати, обсуждалось и на встрече с начальниками отделов образования. Риск получить не очень компетентную заявку, конечно, есть. Но министерство уже сейчас достаточно хорошо знает ситуацию в каждом районе, если что – поможет и подскажет.

Гарри ТАТАРКОВ, министр образования области:

– Надо понимать, что Саратовская область обладает в сфере образования серьезным потенциалом. Мы должны гордиться этим. Традиционно саратовские школы, вузы и техникумы пользуются серьезным авторитетом. Сейчас мы переходим своеобразный Рубикон реформирования. На этом этапе самая главная задача – переход на новые стандарты образования. Мы это должны сделать так, чтобы не только не растерять тот потенциал, который имеем, но и получить определенный импульс развития.

Второе. В Саратовской области происходят серьезные демографические изменения. Они коснулись, прежде всего, сельских школ. Решение проблемы малокомплектных школ следует считать не менее важным направлением программы.

Ну, и третье. Для меня, как для министра – это вопросы энергосбережения. Мы должны научиться считать деньги и использовать их эффективно. Поверьте, на содержание и оплату топливно-энергетических ресурсов для образовательных учреждений тратится очень много средств. А при этом зачастую мы получаем тепло от неэффективных котельных, или освещение, которое используется архаично. И для получения нужной освещенности – а требования все растут – мы тратим все больше и больше средств. Мы используем морально устаревшее оборудование, которое имеет низкий коэффициент полезного действия и только увеличивает наши затраты. То есть, нам есть куда направить средства программы.

Меня воодушевляет, что губернатор программу модернизации регионального образования взял под личный контроль. Я думаю, что это уже в значительной степени гарантирует успех планируемых мероприятий.

Следует отметить, что проект также находится на контроле партии «Единая Россия». Партийный контроль будет идти как на федеральном, так и на региональном и даже муниципальном уровне.

Вообще, можно без всяких условностей сказать, что новая программа осуществит настоящую революцию в нашей школе. И хорошо, что Россия пошла на нее осознанно. Хотя за всем этим стоит еще много рутинной работы.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №23 (423)
Автор статьи:  Михаил МАКСИМОВ
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: