Яндекс.Метрика

Первая заповедь мегаакадемии

Первая заповедь мегаакадемии

Современная гуманитарная академия не уступает лидерства в использовании высоких информационных технологий, позволяющих добиваться эффективного обучения студентов.

Все-таки непривычно и удивительно. Этому вузу, в сущности, не нужны большие учебные корпуса с вместительными аудиториями. Его студентов не принуждают к «регулярной посещаемости». У них даже нет зачетных книжек. Но… Очень немногие отечественные учреждения высшей школы могут сравниться с Современной гуманитарной академией в части мирового признания. СГА – единственный российский вуз, принятый в глобальную сеть 17 мегауниверситетов планеты. У каждого из них – не менее 100 тысяч студентов (у СГА – 180 тысяч почти на 900 учебных центров). Отсюда возможность осуществлять научное и практическое взаимодействие в совместном создании и использовании качественных образовательных ресурсов на всех континентах. На постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы роль «окна» в эту глобальную сеть возложена на СГА как представителя мегауниверситетов. А «визитная карточка» самой мегаакадемии – общепризнанно высокий уровень знаний ее выпускников.

– Не случайно из нашей «альма-матер» они выходят не только с дипломами государственного образца РФ, – комментирует этот феномен директор Саратовского филиала академии, кандидат педагогических наук Татьяна Иванушкина. – Получают, кроме того, сертификаты соответствия диплома СГА квалификационным требованиям стандарта степени бакалавра Национального информационного центра Великобритании по академическому признанию, сертификаты соответствия стандартам Европейского союза международной сети 36 стран и Центра высшего образования ЮНЕСКО, а также приложения к диплому международного образца. Студенты направления «Информатика и вычислительная техника» имеют возможность получить сертификат Microsoft с присуждением ряда международных квалификаций и приобретением права доступа к базе данных специалистов этой компании.

Еще в 2003 году СГА была признана Болонским процессом. Это открыло ее выпускникам путь к продолжению образования в вузах стран Европы и Британского Содружества, значительно облегчило им трудоустройство в западных государствах, имеющих представительства на территории России.

– Татьяна Ивановна, а насколько востребованы выпускники СГА в своей стране? Помимо названного вами направления, каким специальностям учат в академии?

– Выбор специальностей также в немалой степени способствует растущей из года в год популярности СГА у желающих получить высшее образование. Мы готовим бакалавров юриспруденции, экономики, менеджмента, лингвистики, психологии, педагогики, социологии, политологии, философии, искусствоведения, коммерции, социальной работы… Кстати, состоялась аккредитация по дополнительным направлениям магистратуры, т. е. академия расширила свои возможности в подготовке магистров. СГА вручена бессрочная государственная лицензия на осуществление образовательной деятельности. И масштабы этой деятельности возросли – теперь у нас можно получить среднее специальное образование (техникум). Поступать можно и после 9-го, и после 11-го класса, как по очной, так и заочной форме обучения, стоимость которого за семестр составит 4,5 тысячи. Но и применительно к техникуму неизменной останется наиглавнейшая заповедь СГА – обеспечение глубокой профессиональной подготовки студентов. Ведь речь идет об одном из трех вузов России, которые успешно прошли все ступени сертификации качества.

К вопросу о востребованности. Трудоустраиваться наши студенты начинают уже на первом, втором курсах. Мы этому не препятствуем, а наоборот, поощряем. Потому что вместе с наделением обучаемых глубокими теоретическими знаниями в академии огромное внимание уделяется их практической подготовке, приобретению навыков работы, желательно по специальности. Таким образом, по Саратовскому, скажем, филиалу, как правило, не бывает выпускников, которые, получив дипломы, остаются «не у дел». Вот результаты исследования, которое провел НИИ академии: показатель трудоустройства ее выпускников в течение первого года после окончания учебы на 12 % выше, чем в среднем по российским вузам. Идут самые позитивные отзывы о том, как трудятся наши бывшие студенты: компетентны, с развитым чувством ответственности, продвигаются в карьерном росте, открывают собственные фирмы…

– Совмещать учебу с работой удобно для многих. Но чем при этом гарантируется качество образования?

– Лет 20 назад, в пору начавшейся массовой компьютеризации России, перехода к использованию высоких информационных технологий Министерство образования РФ объявило о старте масштабного эксперимента. В ходе его 30 ведущих вузов страны должны были разработать и подтвердить на практике наиболее эффективные методы и формы дистанционного использования этих технологий. 10 лет длился эксперимент, в итоге авторитетная комиссия признала наилучшими наработки и предложения СГА.

С того момента она остается первым и единственным пока российским вузом, полностью реализующим высокие технологии на дистанционной преимущественно основе в области информатизации и телекоммуникации, в т. ч. – спутниковые. Каждый ее учебный центр имеет высокотехнологичные компьютерные рабочие места, по их числу на 100 студентов равных СГА нет ни в России, ни в Европе. Все учебные места объединены в высокоскоростные локальные сети. У академии свой передающий телепорт в Москве, который по арендуемым спутниковым каналам цифровой связи передает весь учебный контент на серверы учебных центров, где он доступен на каждом компьютерном месте. И, конечно, СГА располагает собственным образовательным каналом.

Иными словами, студенты академии в любом учебном центре, хоть в Саратове, хоть в Магадане, имеют возможность получать образование столичного уровня, не выезжая из родного города. Так же, как и московские студенты, они изучают слайд-лекции и видеолекции ведущих российских и зарубежных преподавателей, работают с обучающими компьютерными программами, участвуют в коллективных тренингах и научно-практических конференциях, используют интернет-консультации.

– Очевидно, здесь важен и потенциал про¬фессорско-преподава¬тель¬ского состава академии.

– Уровень квалификации профессионалов экстерриториальной кафедры московского головного вуза СГА в самом деле уникален. Почти половина из 830 ее преподавателей – кандидаты наук, доценты, в числе 377 докторов наук, профессоров работают несколько действительных членов и членов-корреспондентов РАН. Этими талантливыми людьми создана и непрерывно пополняется, совершенствуется колоссальная база учебных ресурсов. Которая, кстати, внесена во всемирную базу, расположенную в Вашингтоне. СГА имеет первую в России телекоммуникационную двухуровневую библиотеку. Объем ее ресурсов на порядки превышает информационные массивы обычных вузов. Первый уровень размещен на серверах в Москве и связан с крупнейшими библиотеками России. Второй уровень – это материалы, доступные тем или иным учебным центрам в определенный момент. Если студенту потребовался материал, которого нет в учебном центре, то – минутная операция с компьютером – и нужный текст перед ним на дисплее, благодаря спутниковому каналу связи. И еще: библиотека СГА заключила договоры об информационном взаимодействии с 60 перспективными библиотеками мира, чье ресурсное богатство также в нашем распоряжении.

Добавлю, что и экстерриториальная кафедра, и мы в филиалах пристально работаем над тем, чтобы содержанию учебных ресурсов соответствовали формы их использования. Чтобы они были интересны, оригинальны и мотивировали студентов на глубокие знания.

– И это можно показать на примерах?

– Вообразите себе видео-аудиообщение находящегося в Москве маститого ученого, популярного преподавателя со студентами сотен учебных центров на пространствах России, стран СНГ, Восточной Европы. Все происходит в режиме реального времени, существует обратная связь, с академиком можно дискутировать, задавать ему вопросы и тотчас получать ответы. Можно за секунду перенестись в Прагу или «побывать» в Москве. Возникает ощущение, что тебе подвластен весь мир!

Или вот такая форма, которую у себя в филиале мы называем «телеэссе». Это не что иное, как устная защита курсовой работы ее автором в условиях «видеопубличности». Студент садится, без всяких учебников, конспектов и шпаргалок, перед видеокамерой либо компьютером, и проговаривает материал, использованный в его курсовой работе. После чего заполняется специальный аналитический лист посредством занесения в него ответов на вопросы теста. Дальше анализируются правильность и глубина посылов, выводов в работе, грамотность ссылок на источники, как студент формулировал свои мысли и вообще держался. Преподаватель ставит оценку. Телеэссе состоялось, но запись со всеми материалами не отправляется в архив. Студент имеет возможность заглянуть в них снова, дабы не повторять допущенных погрешностей, зафиксированные результаты становятся своего рода методическим пособием и для других студентов.

– Очень интересно. Однако специфика дистанционного обучения, самостоятельное использование студентами обучающих программ, отсутствие преподавателя рядом – все это не мешает контролировать отношение молодых людей к учебе, качество усвоения материала?

– Во-первых, не все преподаватели находятся где-то на расстоянии. Допустим, в Саратовском филиале коллеги - все с опытом, многие с научными степенями – ведут активные семинары, участвуют в подготовке и проведении научно-практических конференций, помогают студентам в написании курсовых, являются научными руководителями выпускных квалификационных работ. Так что с осуществлением контрольных функций все в порядке.

Во-вторых, по большому счету контроль возложен (не удивляйтесь)… на учебные продукты, их логику, порядок, последовательность выстроенного в СГА образовательного процесса. Даже если студент обучается по программе «Личный компьютер», «расслабиться» ему весьма сложно. Ибо составлена она так, что через каждый интервал, предположим, в 5 минут, пользователю ПК задаются уточняющие вопросы по теме. Если от студента ответа нет (ну, чуть отвлекся, чтобы налить кофе), компьютер деликатно спрашивает: «Вы уверены, что усвоили данный фрагмент темы? Повторить вышеизложенное?» И если обучаемый не усвоил материал, он ответит утвердительно. Поскольку знает, что пробел в знаниях может ему дорого обойтись при сдаче зачета или экзамена. И потом, как не ответить вежливостью на вежливость и заботу электронного «педагога»?

– В таком положении находятся и заочники?

– Абсолютно в таком же. Для них, как и для студентов дневного отделения, нет никаких скидок в требованиях к уровню знаний, сдаче зачетов и экзаменов. Характерно, что курсовые работы всех студентов филиала проверяются и оцениваются в Москве. Защита дипломов тоже происходит у независимых экспертов – членов комиссии. Делается это в целях обеспечения максимальной объективности в определении уровня подготовки выпускников. Ведь не секрет, по тем или иным причинам в результате продолжительного общения в разных ситуациях между некоторыми преподавателями и студентами могут возникать различные «нештатные» отношения. В нашем случае экзаменаторы видят экзаменуемых впервые, и всякая предвзятость, субъективизм практически исключаются. В этом году около 78 % выпускников защитили ВКР на «хорошо» и «отлично» – очень хороший показатель.

Главная проблема заочников в другом. Им бывает непросто распределить рационально для учебы время, свободное от работы. И здесь мы делаем все, чтобы помочь. К примеру, те, кто учится и трудится, могут переходить на индивидуальный график обучения. Разработать такой график помогают менеджеры учебного центра, они же и контролируют выполнение заданий программы. Занимающийся по индивидуальному графику приходит в академию не по основному расписанию, а когда ему это удобно, чтобы было не в ущерб должностным обязанностям по месту работы. Охотно пользуются заочники сходной программой обучения под названием «Личный компьютер». И есть еще такое понятие, как «рассосредоточенная сессия». Это когда студент-заочник сам решает, когда ему, естественно, в рамках сессионного периода, прийти и отчитаться по тому или иному предмету. Тем самым во всех названных и других ситуациях реализуется одно из приоритетных правил СГА – обеспечить студентам максимально комфортные условия обучения.

И вы знаете, фактически не бывает разницы в оценках, которых получают что очники, что заочники. Между прочим, оценки студентам СГА выставляются не в традиционные зачетки, кои, собственно, и не предусмотрены. Вместо них студентам выдаются ведомости с рейтинговыми таблицами. В тех таблицах по многим параметрам, включая отметки за знание учебных дисциплин, отражен уровень успеваемости студента. И есть строка, где указано, какое место занимает обучаемый в рейтинге занимающихся на курсе и даже в целом по академии. Это не формальность и не мелочь для студентов. Высокий рейтинг дает право на получение рекомендательного письма для устройства на престижную работу от самого президента академии либо уважаемых руководителей фирм, предприятий, учреждений.

– Любопытная закономерность: о чем бы вы, Татьяна Ивановна, не рассказывали – чувствуется приоритет инновационности, лидерский почерк СГА. Не исключено, что она – провозвестник будущего всей нашей высшей школы.

– Могу сослаться на слова президента академии, профессора Михаила Петровича Карпенко. На одном из заседаний директората СГА он сказал: «Академия потому и называется современной, что она была, есть и в будущем должна быть по инновационным образовательным, информационно-телекоммуникационным, спутниковым технологиям впереди других вузов».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №22 (422)
Автор статьи:  Сергей СЕМЕРНИН (на правах рекламы)
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: