Яндекс.Метрика

Яхта – беда

Яхта – беда

Три года назад, в конце сентября 2008 года от причала саратовского Затона в кругосветное путешествие отправилась яхта «Планида». Целью проекта было прославление гордого имени Саратовского государственного университета на всю ученую планету. Однако праздничного финиша к 100-летию вуза не случилось: судно вернулось в родные пенаты спустя почти год после намеченного срока – летом 2010-го, к моменту, когда и про университетский юбилей, и про саму яхту авторы столь грандиозного замысла уже давно забыли.

Путешествие придумал и организовал истинный романтик и экстремал Павел Мошкин. Мечта пройти кругосветку совпала со 100-летием саратовского университета. Возникла идея совместить приятное с полезным. Посредником в начинании выступила Алла Лосина, депутат областной думы. Чтобы построить «Планиду», Мошкин, заручившись гарантиями ректора университета Леонида Коссовича, продал свой ресторанный бизнес и квартиру.

Отправляя судно в плавание, Коссович называл проект «уникальным» и даже ссылался на самого Жюля Верна. План состоял в том, чтобы провезти знамя СГУ по водам мировых океанов. В портах, в которых есть вузы, имеющие дружеские связи и совместные научные и образовательные интересы с Саратовским университетом, должны были проводиться встречи и конференции с рассказами о СГУ и городе. Было сказано: мы сделаем то, до чего не додумались ни в одном вузе страны, отмечавшем свои юбилеи. МГУ запустил спутник в космос, а мы начинаем кругосветное плавание, чтобы пронести флаг России и Саратовского университета по всем континентам.

Поначалу на борту оказались люди, в большинстве студенты, которые участвовали в постройке. Они проходили небольшой участок, высаживались, сменялись другими. Позднее на яхте остались лишь настоящие профи.

Но все-таки кругосветка – занятие трудоемкое, требующее постоянного ремонта и должного технического состояния судна.

Первые неприятности начались в Египте с мотором, который у новой лодки был не обкатан. Начали рваться ванты – тросы, которые на растяжках держат мачты. Оказалось, они сделаны не из того металла. Помогли друзья – срочно сделали на заводе из нержавейки другие схемы крепления и переправили в Хургаду. Это было начало – богиня судьбы приготовила мореплавателям еще немало испытаний. Из которых, надо сказать, они вышли с честью.

Однако, преодолев барьер из сомалийских пиратов, мореплаватели не смогли осилить финансовое препятствие. Яхта надолго застряла в водах Тихого океана, на вынужденной стоянке в Австралии. Главная причина – нехватка денег на ремонт.

Продолжать кругосветное плавание не представлялось возможным. У экипажа закончились деньги, и команда была вынуждена вернуться домой, оставив яхту в Сиднее. Кругосветное путешествие – это еще и затратная вещь, платить надо буквально за все. В первую очередь за топливо, питание, заходы и стоянки в порту, необходимый ремонт.

Известно, что организаторы плавания обращались в СГУ за финансовой поддержкой, но вуз отказался от участия в проекте. И в программе празднования юбилея университета встреча яхты уже не значилась.

Только спустя почти полгода члены экипажа «Планиды» капитан Павел Мошкин и старпом Алексей Ежов вылетели в Австралию, чтобы продолжить плавание. В общей сложности они прошли два перехода по пять и семь месяцев плюс полугодовой перерыв. Родина встретила своих героев в июле 2010-го.

Маршрут путешествия составил примерно 34 тысячи морских миль. «Планида» прошла через Черное, Средиземное и Красное моря, Индийский океан, мыс Доброй Надежды, Австралию, мыс Горн, Магелланов пролив, вдоль побережья Чили и Перу, через Панамский канал, Кубу, Майами, Атлантику, вдоль побережья Испании, через Ла-Манш и Кильский канал. Несмотря на то, что после того как яхту помпезно отправили в далекое плавание, она скрылась в открытом море как в прямом, так и в переносном смыслах.

Зато депутат Лосина, навестившая «Планиду» на курорте в Индонезии, впоследствии написала книгу, где поведала о посиделках у костра с индонезийскими аборигенами. Она с восторгом рассказывала о честных, не испорченных цивилизацией туземцах с удивительно большими ступнями, о кокосах, не таких, как у нас, бананах, по вкусу напоминающих картошку, опасностях, подстерегающих в Индийском океане, мучительной влажности местного климата и других особенностях индонезийских островов.

Почему юбилей саратовского вуза, ни с морями, ни с океанами не связанного, надо было ознаменовать непременно плаваньем в отдаленных широтах, автор книги не объяснил.

Ну а ректор СГУ Коссович, мечтавший рассказать всему миру об университете, о нашей стране и российском образовании, не смог поведать об этом даже туземцам, ибо не выкроил из своего рабочего графика ни двух дней, чтобы тоже принять участие в кругосветке. Амбициозный проект оказался авантюрой.

Тем временем Павел Мошкин и Алексей Ежов продолжают колесить по морям и океанам, только уже без флагов каких-либо вузов. Кесарю – кесарево.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №35 (435)
Автор статьи:  Иван ПЕТРОВ
Рубрика:  Искусство жить

Возврат к списку


Материалы по теме: