Яндекс.Метрика

Какой будет «Наша новая школа»?

Какой будет  «Наша новая школа»?

Основные итоги работы и тенденции развития системы образования области в 2010 году и задачи на 2011 год обсудили на прошедшей коллегии профильного ведомства.

В мероприятии приняли участие вице-губернатор области Александр Бабичев, министр образования области Гарри Татарков, депутат областной думы Александр Ландо, председатель регионального отделения «Союза женщин России», советник губернатора Валентина Боброва, представители министерств и ведомств социальной сферы, руководители муниципальных органов управления образования, директора школ, дошкольных учреждений и учителя.

Инициатива президента

Открывая коллегию, министр Гарри Татарков напомнил участникам заседания, что 2010 год для всего профессионального сообщества стал знаковым. Во-первых, прошел он под эгидой Года учителя в России. 170 лучших учителей области получили губернаторские гранты по 100 тысяч рублей, 17 педагогов, вошедших в золотую тысячу учителей, стали обладателями президентских грантов по 200 тысяч рублей.

Во-вторых, началась реализация утвержденной президентом страны национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

– Недавно была принята федеральная программа «Развитие образования России на 2011–2015 гг.», – отметил Гарри Татарков. – Ее основные задачи – это повсеместное внедрение инициативы «Наша новая школа», успешная социализация детей, приведение содержания и структуры профобразования в соответствие с требованиями рынка труда, развитие системы оценки качества и востребованности образовательных услуг. В ближайшее время предстоит оценить, на каком уровне находится наш регион, как мы будем решать поставленные задачи.

Зарплата педагогов

Одним из самых актуальных среди педагогического сообщества вопросов по-прежнему остается уровень заработной платы. Как известно, два года назад в образовательных учреждениях была введена новая система оплаты труда, которая учитывает количественные и качественные показатели работы специалиста. Это позволило увеличить средний уровень зарплат учителей по сравнению с 2006 годом почти в три раза. В прошлом году с ростом стимулирующих выплат возросло количество учителей, зарплата которых составила более 15 тысяч руб. Однако в ряде районов, в частности, в Духовницком, Ивантеевском, Петровском, из-за неправильного распределения фонда оплаты труда размеры стимулирующих выплат были снижены.

По-прежнему крайне низкой остается заработная плата в детских садах. В конце 2010 года мониторинг показал, что средняя зарплата воспитателя области составляет 7200 рублей. При этом она варьируется от 5 до 8 тысяч рублей.

– На мой взгляд, назрел вопрос перехода данных учреждений на финансирование по нормативам. Это позволит ликвидировать большой разрыв в уровне зарплат по районам области, – отметил Гарри Татарков.

В дошкольном образовании проблемной точкой остается не только низкая заработная плата работников, но и его доступность. Даже несмотря на то что в регионе немало сделано в этом направлении, очереди в детсады все равно не исчезают.

– В нашей области за 5 лет на решение этой проблемы направлено более 875 миллионов рублей, в том числе 100 миллионов в прошлом году. Это позволило создать 7 тысяч дополнительных мест. Таким образом охват детей дошкольными учреждениями составил 81%. Это самый высокий показатель по ПФО, – отметил министр. – Но мы понимаем, что проблема все равно остается. Поэтому в 2011 году за счет реконструкции действующих и строительства четырех новых детсадов планируется ввести 1693 места, а также открыть 55 структурных дошкольных подразделений на 1300 человек.

При правительстве области создана экспертная группа, которая будет разрабатывать комплексный план по обеспечению региона дошкольными образованиями на ближайшие два года. Этот документ будет рассмотрен уже в марте на заседании правительства.

Когда появятся электронные дневники?

Министр остановился и на таком важном моменте, как совершенствование учебно-материальной базы, которое будет проходить в рамках программы «Наша новая школа». В 2010 году на эти цели направлено из областного бюджета 750 миллионов руб, в результате пролицензировано 678 учреждений. За счет средств областного и федерального бюджетов приобретено 52 школьных автобуса.

По словам Гарри Татаркова, доля школ, обеспеченных скоростным интернетом, повышена с 11 до 70%. В 2011 году этот показатель достигнет 95%. Уже сегодня в каждой пятой школе внедрены автоматизированные системы внутреннего делопроизводства, 96% имеют собственные сайты. Большинство учителей прошли обучение и переподготовку в области ИКТ. В 2011 году интернет-технологии должны стать повседневным инструментом в процессах подготовки и проведения уроков в управлении школой. В массовом порядке будет переход на электронный документооборот, электронные журналы и дневники. Уже сейчас в области успешно реализуется проект дистанционного обучения детей-инвалидов. До конца 2011 года доля детей, участвующих в этом проекте, возрастет с 17 до 70%.

– Качество знаний по информатике во многом зависит от уровня подготовки педагогов, – подчеркнул министр. – Учителя не должны забывать об этом.

Новые стандарты – новые задачи

На коллегии также обсуждался новый образовательный стандарт начальной школы, который будет действовать повсеместно уже с 1 сентября этого года. Пока он внедрен в 123 образовательных учреждениях области.

Согласно этим стандартам в школах введен такой новый вид деятельности, как вне¬урочная занятость, в которую вовлечены не только учителя и дети, но и родители. Например, в гимназии №1 Саратова родителям предлагается на выбор 18 направлений внеурочных занятий. Интересен опыт Марксовского района, где в прогимназии к сотрудничеству привлекаются сотрудники дополнительного образования. В Саратове большинство учреждений привлекают к внеклассной работе учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, а также учителя-предметники. Гуманитарно-экономическому лицею, СОШ №47, лицею №37 удалось привлечь к себе в союзники 11 человек из других учреждений. В этой ситуации, конечно, Саратов находится в более выгодном положении. Город имеет обширную инфраструктуру и может привлекать к сотрудничеству работников учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.

Руководитель комитета по образованию Саратова Марина Епифанова обозначила ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться: где взять помещения, если школа работает в две смены; где найти специалистов, которые могли бы серьёзно, не будучи педагогами, участвовать в образовательном процессе детей во второй половине дня. В школах трудно создать условия, полностью отвечающие требованиям стандарта, так как еще не везде есть необходимая материально-техническая и учебно-методическая базы.

Министр согласился, что эти вопросы надо решать совместными усилиями. Он также подчеркнул, что до сих пор во многих школах именно организация внеурочной деятельности является болевой точкой: она сведена к обычной кружковой работе, которая не нацелена на результат. Еще одна проблема – низкая готовность учителей к преподаванию по новым стандартам, которые кардинально меняют подход к процессу обучения. Уже в начальной школе учащиеся должны получать не только привычный набор знаний, но навыки и умения, в том числе проектно-исследовательской деятельности.

Специалисты сошлись во мнении, что новые стандарты – это не только образовательные программы, материально-техническая база, но и социализация одаренных детей, детей-инвалидов. Все перечисленные направления войдут в разрабатываемую сегодня областную программу «Развитие образования на 2012–2015 гг.».

Здоровью – особое внимание

Большое беспокойство у специалистов вызывает и ситуация со здоровьем школьников: с каждым годом оно становится все хуже. Причем эта проблема давно уже перестала быть сугубо медицинской. Ведь плохое состояние здоровья серьезно сказывается на учебном процессе, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей. Именно поэтому сохранению здоровья школьников уделяется особое внимание на федеральном уровне. В нашей области также немало сделано в этом направлении. Так, например, в Энгельсском муниципальном районе два года назад в пяти общеобразовательных школах были открыты ресурсные центры по вопросам пропаганды здорового образа жизни. На их создание ушло 2,5 миллиона рублей. бюджетных и внебюджетных средств. В 11 образовательных учреждений установлены автоматизированные диагностические комплексы «Здоровый ребенок».

Профессиональная подготовка – на уровне

Далее министр остановился на вопросе трудоустройства выпускников профучреждений. В 2010 году этот показатель удалось удержать на докризисном уровне. Благодаря продолжающейся модернизации системы профобразования создано 10 двухуровневых учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. Учреждения совместно с работодателями разрабатывают образовательные программы.

Для улучшения взаимодействия регионального рынка труда и образовательной системы разрабатывается проект целевой долгосрочной программы «Развитие профессионального образования до 2015 года». Кроме того, часть учреждений с 2012 года перейдет в статус автономных, что позволит им расширить перечень услуг, создать условия для сотрудничества с крупными производствами и т.д.

– В этом году будет продолжена разработка областных целевых программ, о которых упомянуто ранее, а также «Молодежь Саратовской области», «Подготовка молодежи Саратовской области к службе в армии» на 2012–2015 гг. Также планируется принять и реализовать Комплексный план мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования в области. В 2011 году охват детей должен быть увеличен до 82%.

По словам Гарри Татаркова, в плане реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» будет продолжена поддержка лучших педагогов, их стажировка за границей. Впервые будет проведен отбор ста лучших работников дошкольных учреждений на получение губернаторской премии. Разработан и комплекс мероприятий для одаренных детей (в том числе выплата губернаторских стипендий, проведение областных школ в период каникул). Продолжится информатизация школ. В 2011 году будет создано не менее 44 замещающих семей. Получит развитие система постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №8 (408)
Автор статьи:  Алёна ЕГОРОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: