Яндекс.Метрика

Какой рабочий сегодня в цене?

Какой рабочий сегодня в цене?

До середины декабря этого года при поддержке федеральных экспертных организаций, отобранных на конкурсной основе, должны быть разработаны программы развития профобразования в пяти пилотных субъектах РФ, в том числе Саратовской области. Что даст модернизация работодателям, учащимся, региональной экономике? Об этом мы беседуем с заместителем министра образования Саратовской области, начальником управления профессионального образования Олегом Афониным.

Олег Александрович, с модернизацией региональной системы общего образования мы разобрались. Сейчас наступает время модернизации профессионального образования. Что не устраивает в существующей системе?

– Действительно, можно провести аналогию – был комплексный проект модернизации образования (КПМО), по-видимому, будет такой же проект модернизации только с приставкой еще одной буквы (КПМПО) профессионального образования. Задачи по разработке проекта даны президентом России Дмитрием Медведевым на Госсовете РФ в августе этого года. Его необходимость продиктована тем, что на фоне обострения глобальной конкуренции и начавшейся гонки за создание принципиально новой технологической базы экономического роста, Россия не может позволить себе сохранять систему профессионального образования, созданную для индустриального периода экстенсивного развития в неконкурентной среде.

– Механизм запуска первого проекта когда-то красноречиво представил на семинаре в Саратове ректор московского института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Кто на этот раз выступает идеологом проекта?

– Федеральный институт развития образования минобр¬науки РФ. Но я не исключаю, что тот же Адамский, тянувший первый воз, может взяться и за второй. Пока идет подготовительный этап. По имеющейся на данный момент информации появится проект в 2011 году, а финансироваться будет с 2012-го. К его реализации должны будут приступить не менее 20 субъектов.

Это делается не на пустом месте, уже работает федеральная целевая программа, одним из направлений которой является подготовка методики комплексной модернизации. Так называемый проект Ф-43 (разработка стратегии модернизации) реализовывался последние два года. В нем участвовало 10 субъектов, в том числе Саратовская область. 29 ноября в Москве состоится итоговый семинар.

А в октябре был запущен проект Ф-44 (реализация комплексных программ модернизации систем профобразования). Он имеет предельно сжатые сроки исполнения. В качестве участников выбраны уже пять субъектов – Саратовская, Тверская, Тульская области, Забайкальский и Пермский края. Мы уже провели ряд семинаров совместно с разработчиком проекта для Саратовской области – ООО «Вежа». Выбраны три базовые отрасли направления развития региона – сельское хозяйство, машиностроение и строительство. Это было одно из условий технического задания. К приоритетным отраслям будут «привязаны» образовательные программы. Установить их удалось путем экспертного опроса, так как, к сожалению, у нас пока нет утвержденной стратегии региона до 2020 года, как в ряде других субъектов.

1 декабря состоятся общественные слушания Программы. Это будет некий промежуточный документ, который в начале следующего года нужно будет дорабатывать – конкретизировать, выводить на уровень финансово-экономического обоснования, сопоставлять с бюджетными реалиями.

– Насколько кардинально будет меняться система профобразования?

– Проект во многом перекликается с новым вариантом федерального закона «Об образовании». А там есть весьма радикальные вещи. Это, например, формальный отказ от системы начального профобразования как самостоятельной части. Подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена будут вести учреждения среднего профобразования, которые будут выступать в двух формах – лицеях и техникумах. А колледжи (фактически по западной модели) будут являться частью высшего профессионального образования, где возникает так называемый прикладной бакалавриат – четырехлетнее обучение. В частности, в этом проекте у нас уже участвует саратовский финансово-технологический колледж.

В рамках обсуждений этих новшеств мы пригласили передовых работодателей, которые ориентируются на современные технологии. Вопрос задавался напрямую: кого вы ждете на ваши рабочие места? Так вот работодатель, у которого один станок стоит 20 миллионов рублей, отвечает однозначно – выпускников учреждений высшего профессионального образования, которые будут рабочими, но рабочими нового типа.

То есть понятие рабочего в старом понимании отмирает: токари-универсалы, простейшие фрезеровщики никому уже не нужны. А существующая система начального профобразования консервирует этот уклад. Таковой она является не только у нас, во всех субъектах РФ. И фактически сегодня она выполняет только социальную функцию. Она берет на себя ребят из семей с малым достатком, со сложным социальным положением и старается продержать их до армии. Но квалификация у выпускников низкая, они не востребованы. Да даже если востребованы, с точки зрения перспектив развития экономики не желательны, потому что продолжают консервировать отсталость. Нужно ориентироваться на более продвинутый уровень. Работодателю нужен выпускник вуза или техникума. Там формируются не только профессиональные компетенции, но и личностные (ответственность, способность к обучению). Но, с другой стороны, надо продолжать работать и с социальной группой риска, на улицу их «выкидывать» нельзя.

Хотя если сравнивать количество студентов и учащихся учреждений профобразования, «пирамида» оказывается перевернутой. Верхние ряды занимают студенты вузов, средние – техникумов и колледжей, внизу – учащиеся начального профобразования. Социальные ориентации семей однозначно направлены на получение высшего образования. Свою роль играют и демографические процессы.

С 2001 года прием в ПУ сократился в два с лишним раза. Если в 2001 году было принято 17700 человек, то в этом 6700. По ссузам ситуация более стабильная, хотя демография сказывается и здесь. А ведь в будущем выпускники системы СПО должны заменить рабочие квалификации, которые раньше готовили в учреждениях начального профобразования. Этот процесс объективно обусловлен.

– И он неизбежно потянет за собой болезненный вопрос реструктуризации…

– Безусловно. Нужно будет создавать головные учреждения среднего профобразования. И уже вокруг них формировать систему подготовки квалифицированных рабочих в виде филиалов. Эти группы должны быть распределены по отраслям. И на этой основе можно создавать отраслевые и территориальные кластеры. Скажем, в сфере машиностроения понятно, где кластер возникает – это Саратов, Энгельс, Балаково. В сельском хозяйстве есть стратегия зонирования, которую разрабатывал аграрный университет, создание зон, отличающихся по профилю (где-то выгоднее развивать растениеводство, где-то животноводство или переработку продукции). Внутри кластера возникает ресурсный центр, он обеспечивается современным оснащением под образовательные программы и прохождение практики.

Но есть еще одна проблема – с точки зрения управления система среднего профессионального образования Саратовской области очень раздроблена. Она включает 15 областных, 12 ведомственных (других министерств – здравоохранения, спорта, культуры) и более 30 – федеральных учреждений, находящихся в структуре вузов либо самостоятельных. Соответственно прямого управления ими нет. Отсюда возникают проблемы планирования госзаказа. Будем искать эффективные механизмы взаимодействия.

А это очень важно, так как система профобразования обязательно должна быть привязана к перспективам социально-экономического развития региона.

Но даже если мы сейчас получаем рычаги управления, пока нет единой методики, основанной на макроэкономических принципах, учитывающих стратегию развития субъекта, прогнозируемые инвестпроекты, приоритетные отрасли социально-экономического развития. Она может учитывать и инерционный сценарий развития, и сценарий перехода к новому экономическому укладу. И в принципе, в рамках комплексного проекта модернизации профобразования эта методика и будет внедряться. А уже на основе этого прогноза вводится регламент формирования госзаказа. Такие подходы современны и применяются в самых развитых странах.

– Чему же будут учить рабочих нового типа?

– Для этого разрабатываются новые образовательные программы. Сейчас есть стандарты третьего поколения, в которых учтены требования работодателей и сформулированы компетенции, которыми должен обладать выпускник. Они будут полномасштабно введены с будущего года во всех уровнях профобразования. Под них нужно быстро разрабатывать программы, которые должны быть согласованы с работодателем и ориентированы на конкретное предприятие.

Но сейчас Российский союз промышленников и предпринимателей разрабатывает еще и группу стандартов профессиональной квалификации, то есть требования к работникам в конкретной отрасли. И зачастую они превышают требования образовательного стандарта. Поэтому актуальна сертификация и выпускников, и персонала, который приходит наниматься на предприятие.

Совместно с ТПП мы начали работать по созданию единой областной системы сертификации (она может быть привязана к профессиональным гильдиям). Таким образом, образовательная программа и стандарт дополняется системой сертификации, которая подтверждает, что выпускник соответствует требованиям работодателя данной отрасли. Сертификация – процесс добровольный. Если выпускник чувствует в себе силы, он на нее пойдет. Мы ее второй год проводим, уже более 400 человек в ней участвовали. И она обязательно получит развитие в рамках проекта модернизации профобразования. Работодателям и тем, кто готовит для них кадры, надо договариваться. Взаимные упреки должны остаться в прошлом.

Кстати

Оказывается, и в Саратове станочник, работающий на высокотехнологичном импортном оборудовании, может получать до 40–50 тысяч рублей в месяц. А в Москве и того больше – от 100 до 120 тысяч рублей в месяц.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №44 (397)
Автор статьи:  Тамара Корнева
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: