Яндекс.Метрика

От идеи – к бизнесу

От идеи – к бизнесу

Несмотря на название форума «Мы – молодой бизнес», никаких возрастных ограничений для его участников не существовало. Ведь молодость – это еще и состояние души, желание начать новое дело, стать самостоятельными.

Впервые на одной площадке собрались студенты старших курсов саратовских вузов, молодые ученые, начинающие бизнесмены. В работе форума приняло участие около 500 человек, а его организаторами выступили ТПП региона и управление по молодежной политике областного министерства образования.

– Бизнес в нашей стране такой же молодой, как и вы – ему всего 20 лет, – обратился к участникам форума президент палаты Максим Фатеев. – Вы талантливы, свободны, являетесь гражданами великой страны. Не бойтесь идти в бизнес. За вами – будущее развитие региона.

Программа форума, проводившегося в рамках «Зворыкинского проекта» и акции ТПП области «25. Время быть вместе», включала в себя тренинги и мастер-классы известных саратовских предпринимателей. На пленарном заседании были подведены итоги конкурса «Яркая бизнес-идея», оказавшегося весьма востребованным – на участие в нем было подано 78 заявок. Из них экспертным жюри были отобраны 6 лучших. В Первом молодежном инновационном конвенте, являющемся региональным этапом «Зворыкинского проекта», приняло участие более 50 молодых ученых с различными проектами – от уборки подсолнечника до до новых способов использования природного камня. По итогам конкурса две лучших разработки (обе связаны с медицинской тематикой) представляли Саратовскую область в Молодежном инновационном конвенте ПФО, прошедшем в начале ноября в Перми.

– Нам надо изменить отношение общества к понятию «бизнесмен», – рассказал «ДГ» министр образования области Гарри Татарков. – Ведь это, прежде всего, человек-работодатель, двигающий общество вперед. К сожалению, сегодня в обществе много пассивных ожиданий, с которыми надо бороться. Молодые в этом отношении более активны, и их инициативы надо всячески поддерживать и поощрять. И, конечно, предпринимательство надо развивать не только в городах, но и сельскохозяйственных районах. Думаю, что здесь не останется невостребованным потенциал ТПП, имеющей филиалы в различных районах нашей области. Честно скажу – я завидую молодым, они будут жить в совершенно новых условиях, заниматься поиском новых идей и их осуществлением, находить серьезные ресурсы для возможностей нового бизнеса в России.

Не просто семечки...

Небольшой агрегат, придуманный аспирантом СГАУ Михаилом Поповым, помогает в два раза сократить потери при уборке подсолнечника.

Комбинированное устройство – именно так называется этот агрегат, способен крепиться к любой стандартной технике, предназначенной для сбора подсолнечника – как импортной, так и отечественной. Розничная цена – 126 тысяч рублей при себестоимости 84 тысячи. «Если у вас подсолнечником засеяны, скажем, 200 гектаров, то механизм окупится меньше, чем за сезон», – говорит Михаил. По его словам, импортных аналогов устройства на сегодняшний день нет.

Идея этого агрегата пришла Михаилу достаточно давно. Первый опытный образец был собран с помощью отца и братьев в балашовском конструкторском бюро мастерской еще несколько лет назад. Уже 4 года он исправно помогает отцу Михаила убирать подсолнечник, и за это время неоднократно окупил себя.

На устройство получен патент, подана заявка на изобретение. Кроме того, молодой ученый получил за него медаль на конкурсе в ВДНХ. Легла идея механизма и в основу диссертации Попова. Но пока он стрижет с нее, в основном, научные дивиденды: как делать на разработке деньги, Михаил пока представляет не слишком хорошо. «Можно, конечно, продать патент, хотя искать покупателей придется за рубежом – в России сделать это будет тяжело, – рассуждает он. – С другой стороны, хотелось бы наладить собственный выпуск. Мы способны производить агрегат даже силами нашей семейной мастерской, большинство материалов вполне доступны. На другом заводе придется заказать всего одну деталь». Михаил уверен, что у его устройства есть рыночное будущее – ближайший аналог, выпускаемый «Ростсельмашем» стоит в розницу 560 тысяч рублей. Главное теперь – сформировать спрос и успеть занять нишу.

Дело без суда

Проект аспирантки СГАП Марии Пазына называется серьезно – «Центр медиации досудебного разрешения споров». Идею ей подсказала работа – ведь учебу Мария совмещает с руководством центра консультационных услуг, открытом при академии права.

– Смотрите, насколько сегодня загружены суды, – эмоционально рассказывает аспирантка. – Я уж не говорю, о том, сколько может тянуться рассмотрение дела! А ведь зачастую спор между гражданами или коммерческими фирмами можно разрешить и без вмешательства суда.

Согласно определению, медиатором может стать любой человек, обладающий необходимыми познаниями и навыками – юридическими и психологическими. Спорящие стороны обращаются к нему за консультацией, и медиатор предлагает им пути выхода из сложившейся ситуации. «Он не говорит: вот те правы, а другие виноваты – это прерогатива суда, – объясняет Мария. – Как правило, медиатор подсказывает, на какие взаимные уступки лучше пойти сторонам, чтобы решить проблему. К нему приходят тогда, когда ни одна из сторон не уверена до конца в собственной правоте».

Мария считает, что услуги медиатора будут востребованы в первую очередь гражданами и небольшими фирмами, не имеющими в своем штате юристов. По ее словам, любой судебный процесс требует больших расходов, поход же к медиатору будет намного дешевле.

Маркетинговые стратегии продвижения идеи, как и ценовую политику, Мария Пазына пока подробно не рассматривала. Для начала она планирует предоставлять медиаторские услуги на базе консультационного центра СГАП. Что касается необходимых специалистов, то выучиться на медиатора и получить сертификат можно в Москве на специальных курсах.

Видео-пасека

Доцент кафедры медицинской физики СГУ Андрей Рытик видит в развитии пчеловодства один из путей спасения как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Но в этой отрасли за последнее время не внедряется никаких технических новшеств. Андрей решил изменить ситуацию, разработав систему Truten.

О том, что труд пчеловода весьма тяжелый, Андрей знает не понаслышке – у его отца пасека в Новобурасском районе. К тому же проблем у пасечников прибавилось: во всем мире сейчас регистрируется аномальная статистика – в некоторых районах гибель пчел доходит до 50 процентов. И в Саратовской области этим жарким летом проблемы тоже были.

Система, разработанная молодым ученым, позволяет вести более тщательный контроль за пасекой. Причем как самому пасечнику, так и директору пасеки. Делать это руководитель может непосредственно из своего городского офиса.

Стоит включить компьютер и запустить программу, как вы увидите полёт своих пчел, узнаете среднее количество пчел в небе над пасекой в разное время суток. А во время сбора меда в полях можно будет проследить преимущественное направление их полета, что позволит правильно разместить ульи.

Кроме того, дополнительно разработаны решения для охраны периметра пасеки от чужих, контроля за ней в зимнее время. Система представляет собой специальную панорамную видеокамеру, подключаемую к компьютеру. А сама программа устанавливается на компьютер пчеловода или на любой компьютер, имеющий доступ в Интернет.

Андрей уверен, что его изобретение может принести пчеловодам практическую пользу. И хотя маркетинговые исследования не предвещают массового спроса, все же система Truten поможет профессионалам избежать ряда рисков и даст возможность и горожанам заниматься пчелами. Свою систему он собирается презентовать на выставке оборудования для пчеловодческой отрасли в Москве.

Мультики о государстве российском

Аспирант кафедры информационных систем в экономике СГСЭУ Сергей Кузнецов предложил масштабный культурно-исторический проект. Это сайт, представляющий собой единую базу данных по истории и культуре всех населенных пунктов РФ и всех народов, проживающих на территории страны. А знакомить нас с национальным достоянием будут с помощью самых современных средств – видео, 3D-моделей и анимации.

– Очень сложно найти полную и достоверную информацию о большинстве населенных пунктов, – говорит Сергей. – Особенно это касается глубинки. Впервые я столкнулся с этим, когда хотел изучить историю своего родного села Большая Журавка в Аркадакском районе. А ведь если проехать по территории нашей области, можно встретить столько непознанного, но удивительно интересного. И это только наш регион, а что уж говорить про всю страну?

По словам Сергея, хотя в рунете существует множество сайтов или отдельных страниц, посвященных истории страны, в основном, это любительские сайты, сайты музеев и вузов, электронные библиотеки и т.д. В одних случаях это обычный набор литературы, которым пользуются студенты и школьники для выполнения заданий и сдачи экзаменов. В других – работы, посвященные отдельным исследованиям или конкретному населенному пункту (как правило, это сайты муниципальных округов или любительские сайты для разных городов). Однако единой и структурированной базы о культурных объектах, известных личностях, а также в целом о культуре народов России сейчас не существует.

Предполагается, что к реализации проекта подключатся музеи, исторические и культурологические факультеты вузов и другие организации, связанные с историческими и культурными исследованиями. В настоящее время Сергеем Кузнецовым налажено взаимодействие с саратовским областным краеведческим музеем и его районными филиалами, отдельными историками и культурными деятелями, а также СГСЭУ, выпускниками и студентами саратовских вузов.

Одной из особенностей проекта является использование анимированных территориальных карт, разработка и размещение трехмерных моделей памятников истории и культуры. Сейчас проект находится на стадии разработки. Для более быстрого и эффективного развития необходимо финансирование проекта, а потому автор идеи ищет спонсоров или инвесторов. Тем не менее, он уверен, что в дальнейшем такой социально полезный проект может приносить и доход.

Защити себя от мобильника

C областного форума молодых предпринимателей сестры Лидия и Анастасия Усановы отправились в Пермь, где 2-3 ноября проходил Приволжский инновационный конвент – окружной отборочный этап Всероссийского конкурса молодежных инновационных проектов «Зворыкинская премия». Для презентации на конвенте отобрали 30 лучших инновационных проектов ПФО, в том числе два проекта Саратовской области.

В первый день аспирантки кафедры медицинской физики СГУ защищали перед строгим жюри свой бизнес-проект «Устройства защиты от электромагнитного излучения сотовых телефонов», а затем демонстрировали это оборудование на выставке.

– Уже обнародована масса исследований на тему вредного влияния полей от телефонов на здоровье человека, – рассказали «ДГ» Лидия и Анастасия. – Разработанные нами устройства – многослойные покрытия из специальных синтетических материалов (состав – коммерческая тайна – авт.), предназначены для поглощения электромагнитных полей, излучаемых сотовыми телефонами. Они гасят ближнее поле, возникающее вблизи антенны во время разговора, обеспечивают возможность безопасного использования телефонов, не ухудшая при этом качества звукового сигнала.

Внешне это устройство выглядит как обычный чехол для телефона. Как рассказала Лидия Усанова, их задачей при разработке устройства было сведение «вредности телефона» к минимуму, что выражалось в снижении плотности потока мощности. Согласно принятым в России нормам уровень предельно допустимой энергии установлен в 10 микроватт на кв. см. После помещения телефона в защитные устройства эта величина составила менее 1 микроватта! И в этом могли убедиться посетители выставки, многие из которых сразу же захотели купить такой чехол. Первый контракт на небольшую сумму (20 тысяч рублей) заключен с пермским торговым предприятием. Ранее заказы поступали и от москвичей.

По словам девушек, реализация проекта идет хорошими темпами. Устройство Усановых было запатентовано в 2007 году, за это время они провели все необходимые исследования, получили заключения медиков и других специалистов, их оценили на международных выставках, изобретательницы получили не один грант, в том числе в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области».

В настоящее время проект находится на завершающей стадии. Для его реализации было создано малое предприятие ООО «Линкорп». Организовано швейное производство, разработкой моделей чехлов занимается инженер-проектировщик.

Девушки отмечают тот факт, что наряду с новизной и качеством основным показателем конкурентоспособности их продукции является ее доступная цена. При себестоимости в 150 рублей в розницу защитный чехол будет стоить от 350 рублей, что, в общем-то, сравнимо с ценой обычных чехлов.

Прямая речь

Светлана БАРИНОВА, заместитель директора по экономическому развитию ТПП Саратовской области:

– Я входила в состав жюри, а потому знакома со всеми проектами, представленными на конкурс. К сожалению, их общий недостаток – слабое понимание того, как можно коммерциализовать собственную идею. Кроме того, если патент или заявка на изобретение оформлялись автором совместно с вузом, то заработать на ней в условиях действующего законодательства крайне трудно. Приходится создавать коммерческое предприятие, забирать патент в пользование и лишь тогда начинать с ним работать. Поэтому жюри оценивало, скорее, креативность идей, а не их бизнес-составляющую. Хотелось бы посоветовать молодым инноваторам в будущем намного тщательнее прорабатывать эту сторону вопроса – иначе венчурные фонды вряд ли заметят и по достоинству оценят их проекты.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №42 (395)
Автор статьи:  Тамара КОРНЕВА, Марина ШИРОКОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: