Яндекс.Метрика

Мне гамбургер и картошку фри!

Мне гамбургер и картошку фри!

Меню из 9 пунктов

McDonald’s – небольшой ресторан в городке Сан Бернардино, Калифорния, был в сороковые годы прошлого века ничем не примечательным местом. Ресторан приносил своим хозяевам братьям МакДоналд около 200 тысяч долларов в год, что вполне их устраивало, пока экономика в стране не пошла на спад. Пришлось принимать меры. МакДоналды переделали всю систему обслуживания ресторана, которая впоследствии стала революционной. Суть нововведений заключалась в том, что они перевели ресторан практически на самообслуживание. Посетители получали свои заказы у металлической стойки, после чего сами искали столик. Кроме того, МакДоналды отказались от большей части своего ассортимента, оставив только 9 пунктов в меню ресторана: гамбургер, чизбургер, три вида безалкогольных напитков, молоко, кофе, пирожки и чипсы. Впрочем, уже скоро в меню появится и десятое наименование – легендарная картошка фри. Кроме того, МакДоналды переделали кухню, организовав ее под массовое обслуживание. Скорость кухни была как на сборочной линии какого-нибудь завода. Серьезно сократив издержки, МакДоналды смогли снизить цену на гамбургеры с 30 центов до 15. Это был удар по всем конкурентам в городе Сан Бернардино. В середине 50-х годов ресторан приносил своим хозяевам уже 350 тысяч долларов в год, что почти в два разе больше той суммы, которую они зарабатывали до реконструкции.

Он не собирался
умирать неудачником

Рей Крок был настоящим мечтателем, бросившим школу в 15 лет, чтобы стать коммивояжером. Он долгое время работал на «Лили Кап компани», в которой продавал бумажные стаканчики для ресторанов. Работа заставляла много разъезжать, и Рей постоянно искал новые возможности. Кроме того, Крок начинал и собственные бизнесы. Но, к сожалению, неудачно. Одним из последних начинаний Крока была торговля мультимиксерами.

МакДоналды были покупателями мультимиксеров Крока. Именно поэтому он оказался в их ресторане. При виде длинной очереди посетителей, получающих свои гамбургеры у металлической стойки, Крока осенило: «Такая система будет работать всюду!». Еще больше его поразила цена одного гамбургера в 15 центов. Уже потом он узнал про небывалый для ресторанов быстрого питания годовой доход – 300 тысяч долларов.

МакДоналды были не прочь расширять бизнес, но не хотели заниматься этим. А потому Крок оказался в нужном месте в нужное время.

2 марта 1955 была открыта франчайзинговая компания «МакДоналдс Систем, Инк». Каждую франшизу компания намеревалась продавать по 950 долларов на 20 лет, кроме этого рестораны должны были выплачивать компании 1,9% своего ежемесячного дохода. По договору 1,4% отходили Кроку, занимавшемуся всеми делами, а 0,5% – братьям МакДоналд, придумавшим систему.

За первый год Рею удалось продать только 18 франшиз. Большая часть из них оказалась неконтролируемой. В меню некоторых McDonald’s появились хот-доги и пиццы, обслуживание оставляло желать лучшего. При этом Крок не мог изменить положение, так как обладатели франшизы считали рестораны своими. Вскоре одну из франшиз у Крока купил 46-летний журналист Сэнфорд Агате, накопивший за всю жизнь 25 тысяч долларов и мечтавший о своем бизнесе. Это был ключевой момент в истории компании. Через два года после открытия году заработок Агате превысили доходы самого Крока. К Кроку чередой пошли такие же оптимисты-неудачники, каким был он сам. Это были маленькие люди с маленькими деньгами и страстью к работе. Успех Агате воодушевил их. Про Крока говорят, что он заселил Америку миллионерами. Из этих новых миллионеров и возникла его империя. Этим людям он продавал не просто малый бизнес. Он продавал им успех.

«Мы … эээ… занимаемся недвижимостью»

В 1961 году Рей Крок решает выкупить у братьев МакДоналд права на марку. Они были рады этому предложению, так как продолжать участвовать в судьбе McDonald’s у них не было никакого желания. Они предложили Кроку полную свободу действий за 2,7 миллиона долларов. Но таких денег у Рея не было. Совокупный доход всех 224 ресторанов McDonald’s на тот момент составлял 75 миллионов долларов, из которых компании Крока досталось всего 77 тысяч долларов. Зато долги равнялись 5 миллионам. Нужно было получать кредит. Банки отказали практически сразу: кроме не очень хорошей репутации Крока они считали фастфуд слишком рискованным мероприятием. Тогда Рей Крок вместе с главным финансистом компании Гарри Зонненборном обратились к ведущим университетам США (прежде всего Принстонскому), чтобы те предоставили компании кредит. Чтобы убедить их, потребовалась легендарная фраза Зонненборна: «Мы … эээ… занимаемся недвижимостью».

Дело было в том, что McDonald’s намеревалась медленно, но верно приобретать землю вместе с ресторанами, на которой они находятся. Для начала McDonald’s арендовал землю по фиксированной цене на 20 лет. При этом ежемесячные платежи McDonald’s были на треть выше, чем у его главных конкурентов в борьбе за землю – автозаправок. По договору McDonald’s выплачивала хозяевам земли ежемесячно по 700 долларов, что было очень много в то время. Но договор заключался на 20 лет при фиксированной цене. Уже в конце 60-х годов эти 700 долларов стали для многих арендодателей копейками. Интересно, что за землю платил не сам McDonalds, а ресторатор, который покупал франшизу. При этом каждый, кто приобретал у McDonald’s франшизу, должен был внести 10 тысяч долларов на депозит. Через 10 лет ему возвращалась половина этой суммы, а через 20 –остальная. Именно эти 10 тысяч и были первоначальным взносом McDonald’s за землю. Уже скоро у компании «Франшиза Истэйт», основанной совместными усилиями Крока и Зонненборна, было активов на 16 миллионов долларов.

А в 1984 компания имела уже более 8 тысяч ресторанов в 30 странах. Наступило время, когда каждые 17 часов открывался новый McDonald’s.

Очереди на Пушкинской

В нашей стране первый McDonald’s открыл свои двери 30 января 1990 года в Москве на Пушкинской площади. В то время это был самый большой ресторан фастфуда в мире. Сегодня McDonald’s на Пушкинской является самым крупным рестораном сети в Европе. Ажиотаж вокруг открытия ресторана был сумасшедшим. Россияне выстраивались в многочасовые очереди. А вот экспансию за пределы Москвы компания начала только спустя 6 лет, когда был открыт первый McDonald’s в Санкт-Петербурге. В этом же году в Москве появился первый в России МакАвто. Сегодня рестораны McDonald’s находятся в большинстве крупных городов России и уже приближаются к отметке в 200 заведений.

Эльта.Интерьер - лучший в Рунете сайт дизайн интерьера. Полки, необычные скульптуры, вазы - все, что угодно! Любые варианты, фантазия не ограничена.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (387)
Автор статьи:  Станислав ПРЫГУНОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: