Яндекс.Метрика

Все дело в технологиях

Все дело в технологиях

Саратовская фирма «Викинг – А.Ю.» предлагает экономичный инновационный метод, который в несколько раз повышает прочность дорожного покрытия. Воспользуются ли опытом в нашем городе?

Деньги,
которые мы потеряли

В конце прошлого года Центр стратегических исследований Росгосстраха выяснил, что думают граждане о состоянии магистралей в 35 различных городах страны, в том числе и в Саратове. Наш центр области оказался вторым, после Владивостока, в списке городов с самыми плохими, по мнению населения, дорогами. Всего лишь 15% опрошенных саратовцев считают, что дорожное покрытие находится в приемлемом состоянии - и это с учетои того, что летом большинство саратовцев спешать на свои дачные дома и проблемы дорог для них совсем не праздные.

Из года в год весной и летом повторяется одна и та же картина, когда то тут, то там на месте ям и выбоин на дорогах появляются новые латки. Назвать это качественным ремонтом нельзя, потому что, не дожив до следующей весны, дорога вновь становится, как решето.

Обходятся содержание и ремонт дорог в совсем не маленькую сумму. Согласно статистике, сегодня в России на ремонт старых дорожных покрытий тратится 90% средств, выделяемых отрасли ежегодно, и лишь 10% идет на строительство новых автотрасс. В итоге наша страна ежегодно теряет порядка 1,8 триллиона рублей, или 3% ВВП. Нигде в мире такого нерационального использования дорожных средств нет. Проблема не только в том, что колоссальные государственные средства тратятся впустую. Президент Дмитрий Медведев назвал плохое состояние дорог в стране тормозом для ее развития, поскольку значимость автомобильных перевозок в России год от года растет. В настоящее время порядка 70% грузоперевозок приходится на автотранспорт.

Выход диктует прогресс

Каков выход из этой ситуации? Увеличение объемов перевозок, интенсивности дорожного движения, количества транспортных средств, а также повышенные требования к качеству дорог и сооружений, необходимость увеличения срока их службы требуют принципиально новых подходов к дорожному строительству.

Выход давно всем ясен: внедрение инновационных технологий, которые способны, с одной стороны, оптимизировать стоимость и сроки строительства дорог, а с другой — увеличить продолжительность их службы и повысить качество.

Вопрос внедрения инновационных технологий в дорожное строительство неоднократно ставился на государственном уровне. В прошлом году правительство РФ утвердило ряд ключевых документов, где сформулированы цели и задачи транспортной отрасли на среднюю и долгосрочную перспективу – в частности, транспортная стратегия до 2030 года. В соответствии с этой стратегией курс берется именно на инновации. Также еще в 2007 году вышло постановление правительства РФ № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального назначения и правилах расчета», направленное Министерству транспорта и Федеральному дорожному агентству, в котором сказано (п.4): «Обеспечить разработку мероприятий по внедрению современных технологий и материалов с целью увеличения межремонтных сроков автомобильных дорог для включения их в проект программы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2012-2015 годы)».

Руководство Саратовской области неоднократно ставило вопрос о совершенствовании технологий ремонта и содержания автотрасс. В апреле этого года был проведен семинар на тему «Применение новейших технологий и материалов в дорожном строительстве». Спустя три месяца, 23 июня, в Калининском районе руководителям дорожных предприятий Саратовской области были продемонстрированы новые разработки в сфере ямочного ремонта с использованием битумных эмульсий.

Но представленное оборудование и технологии планируется ввести в эксплуатацию лишь со следующего года. Бытует мнение, что в большинстве случаев внедрение новинок является дорогим удовольствием. Почти всегда технологическое перевооружение приводит к возрастанию стоимости строительных работ. Новые технологии требуют больших первичных затрат, которые подрядчик окупит только после строительства нескольких объектов.

Качественное –
не всегда дорогое

Однако есть исключения из правил. Оказывается, можно существенно снизить расходы на содержание дорог, продлить срок жизни трасс, автострад, магистралей, не увеличивая себестоимость самого строительства. О такой технологии редакции «НВ» рассказал директор «Викинга» Юрий Алексеев, директор крупной саратовской дорожно-строительной компании ООО «Викинг – А.Ю.». Основана она 12 лет назад, буквально «с нуля», или, как говорит Юрий Иванович, «с лопаты». За это время сумела вырасти в крупного игрока на саратовском рынке дорожного строительства. Причина успехов, по мнению директора, в том, что «викинги» всегда стараются быть в курсе новых технологий в дорожном строительстве и применять их в своей практической деятельности. Потому и объекты, построенные «Викингом – А.Ю.», служат много лет, не требуя ремонта.

Например, пятый год обходится без ремонта участок улицы Чернышевского – от Второй Садовой до Московской, шестой год «живет» участок улицы Чапаева (от площади Фрунзе до Крытого рынка). Работы на этих оживленных магистралях выполнены с применением прогрессивных технологий, используемых за рубежом. О квалификации компании свидетельствует сертификат международной системы качества ISO 9001:2008, соответствие которому «Викинг – А.Ю.» ежегодно подтверждает.

– Мне, наверное, было бы проще и выгоднее строить обычным путем, - говорит Юрий Алексеев. – Но хочется, чтобы мои внуки, когда вырастут, могли бы сказать: «Вот эту дорогу строил еще мой дедушка, и она до сих пор служит людям».

Романтик? Наверное, да, и этот дух – дух исследовательства, стремления к новому – заключен в самом названии компании. Но и практик тоже – несомненно, иначе не то что дороги, но и вообще бизнес в России строить невозможно.

– В условиях экономических сложностей мы рассматриваем инновационные технологии как инструмент, способный обеспечить экономию средств, – заметил Юрий Алексеев. – В большинстве случаев эффект от внедрения новых материалов, техники и технологий достигается за счет увеличения межремонтных сроков, снижения затрат на эксплуатацию, увеличения общего срока службы сооружения.

Участок нового модифицированного асфальтобетонного покрытия, которое способно даже в сложных условиях эксплуатации (при высоких летних температурах, низких зимних, обильных дождях и снегопадах) обеспечить долгую жизнь автомобильной трассе, редакционная машина испытала, подъезжая к офису компании: ни кочки, ни колдобины.

– Все дело в добавке из пластомерных материалов, – поясняет директор. – Она существенно улучшает качество дороги. А экономия бюджетных средств при устройстве одного километра дорожного покрытия с добавкой из этих материалов составляет от 10 до 30%.

На вид – крупа вроде чечевицы, а на деле эта добавка, оказывается, способна повысить сдвигоустойчивость покрытия в самую сильную жару, уменьшить образование колеи на напряженных участках магистрали.

В нашей области такую добавку впервые применяет фирма «Викинг – А.Ю.». А в развитых странах эти материалы уже широко используются. Их применение позволяет строить дороги в различных климатических зонах мира со сроком службы покрытия более 30 лет. При использовании этой инновационной технологии в 1,5 – 3 раза увеличивается межремонтный период эксплуатации дорожной одежды. Дирекция автомобильных дорог Саратовской области, проведя испытания на упомянутом выше экспериментальном участке «Викинга», подтверждает, что прочностные характеристики асфальтобетона с применением экспериментальной добавки вдвое превышают значения прочности этого материала без применения данной добавки.

Где вы, новые дороги?

Казалось бы, надо немедленно хвататься за эту технологию! Но почему-то с фирмой-первопроходцем не спешат заключать долговременных контрактов. А как без них подрядчикам вести перестройку технологических циклов?

Сошлемся опять-таки на зарубежную практику. Там долгосрочные контракты заключаются на комплекс работ по содержанию и ремонту на длительный период – обычно от 3 до 10 лет. Получив подобный контракт и имея свободу выбора материалов и технологий производства работ, подрядчик становится заинтересованным в снижении общих расходов за весь срок контракта. Это для него – мощный стимул к применению более долговечных материалов, ресурсосберегающих технологий, к качественному выполнению работ. Дорожные администрации США, Канады, Австралии, Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии, Норвегии и других стран, внедрившие систему долгосрочных контрактов, достигли экономии финансовых средств на 10–40%. О состоянии автомобильных дорог в этих странах говорить не приходится – нам до них, как говорится, расти и расти.

В этом году саратовским дорожникам предстоит освоить колоссальные средства, как и в канун выборов в органы власти в 2007 году, когда Саратов получил на ремонт дорог более 800 тысяч рублей.

Сегодня Государственная дума приняла поправки к бюджету на 2010 год, чтобы поддержать инициативу фракции «Единая Россия» – «Новые дороги городов России». В рамках этой инициативы на строительство и капитальный ремонт внутригородских дорог РФ предусмотрено выделение 16 млрд рублей. Из них 806 млн рублей получит Саратов. На эти деньги предполагается отремонтировать не только городские трассы, но и внутри­квартальные дороги, придомовые территории.

Насколько эффективно эти средства будут использованы? Может быть, стоит предпринять меры, чтобы не просто «освоить» эти средства, а сделать на них качественные дороги, которые служили бы людям долгие годы без серьезных затрат? «Викинг – А.Ю.» готов включиться в эту работу. Слово – за городской властью Хочется надеяться, что в скором времени дороги Саратова и Саратовской области водители будут поминать добрым словом, а регион получит дополнительный импульс к развитию за счет прекрасных автомагистралей.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №26 (379)
Автор статьи:  Татьяна ВИКТОРОВА, фото автора
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: