Яндекс.Метрика

Наладчики отношений

В последнее время все большей популярностью пользуются профессии, так или иначе связанные с отношениями, — relations. Кроме популярного PR — public relations, связям с общественностью, на рынке труда стали появляться и такие вакансии, как IR -менеджер — специалист по связям с инвесторами, GR-менеджер по связям с государственными структурами, FR-менеджер, занимающийся систематическим поиском спонсорских средств для осуществления социальных проектов. На Западе существует когорта профессионалов, занятых в данной сфере relations, в России такие специалисты только начали появляться.

Грамотные специалисты по связям с общественностью пользуются устойчивым спросом. Развивать данное направление бизнес-структурам сегодня модно, престижно, а главное, перспективно. Специалистов этой сферы называют по-разному: пресс-секретарями, менеджерами коммуникационной структуры, референтами по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, консультантами по научным и культурным обменам, имиджмейкерами, PR-технологами, политконсультантами, но чаще всего – пиарщиками. Приходит новое понимание профессии специалиста по связям с общественностью: от продвинутой советской агитации и постперестроечной пропаганды через грязные политтехнологии к сбалансированным отношениям с обществом. И здесь уже неважно, политический это PR, коммерческий или внутрикорпоративный. За счет целого спектра мероприятий специалисты по связям с общественностью не просто увеличивают количество публикаций о компании, они создают впечатление о ней. Качественная работа выражается в увеличении продаж, узнаваемости бренда, усилении влияния на целевые аудитории.

Но наряду с многотысячной армией пиарщиков, занимающихся «общественными связями», существует другая, более могущественная когорта GR-специалистов, занимающихся взаимодействием с властными структурами (government relations). В наше время доля успеха любой компании зависит от того, насколько удачно она преподнесет себя власти и как хорошо наладит отношения с ее представителями. Российские бизнесмены постепенно стали осознавать необходимость должности GR-менеджера - человека, который организовывал бы успешное взаимодействие с представителями государственной власти и адаптировал бы компанию к действиям государства. Именно поэтому в современных компаниях этими вопросами занимаются профессиональные GR-менеджеры. Специалист по GR должен уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью не путем подкупа, а с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании.

Специалистов данной сферы отличает высокий уровень профессиональной подготовки и компетентности, поскольку характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, медиасообществами и др.).

В ряде зарубежных компаний подразделения по связям с госорганами и общественностью объединены в один департамент (GPR-департамент). Благодаря этому осуществляется комплексное взаимодействие с основными группами, оказывающими влияние на деятельность компании, – органами власти и гражданским обществом (профсоюзы, НКО и др.). В данном случае можно говорить о создании целенаправленной стратегии предпринимательской коммуникации. Фактически возникает некий общий широкоформатный вид воздействия на общественное мнение и органы власти. Таким образом, появляется перспектива расширения средств и методов, используемых в GR-менеджменте, за счет инструментария рекламы и PR.

В СГСЭУ с нового учебного года начнется подготовка слушателей по направлению «Связи с общественностью (PR) и государственными органами (GR)». Цель программы – подготовка специалистов, способных сформулировать социально значимую миссию предприятия, создать и обеспечить эффективную работу системы общественных связей предприятия или фирмы, заручиться поддержкой СМИ, влиятельных лидеров и значимых общественных групп. В рамках подготовки будущие PR- и GR-менеджеры получат представление о необходимых законодательных актах, сформируют навыки эффективного взаимодействия с чиновниками и отраслевыми организациями, научатся своевременно реагировать на административные и политические угрозы для компании извне и, главное, смогут на высоком профессиональном уровне продемонстрировать госорганам значимость деятельности своей компании.

Елена ТАРАКАНОВА,
директор института дополнительного профессионального образования СГСЭУ


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №12 (365)
Автор статьи:  Елена ТАРАКАНОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: