Яндекс.Метрика

Доживем до понедельника!

Доживем до понедельника!
2010 год объявлен Годом учителя в России. Мы попросили министра образования Саратовской области Михаила Горемыко поделиться собственным опытом педагогической работы, рассказать о переменах в жизни саратовских учителей, о том, какие процессы переживает современная школа и каково ее будущее.

– Михаил Владимирович, 2010 год объявлен Годом учителя. Какие задачи стоят перед педагогическим сообществом?

– Учитель во все времена был значимой фигурой в обществе. Но, к сожалению, был период, когда его труд оценивался крайне низко. Многие профессиональные кадры вынуждены были уйти из системы образования, искать другую, более оплачиваемую работу. К счастью, на протяжении последних лет наметилась серьёзная тенденция по увеличению доходов учителей, причем темпы роста зарплаты здесь выше, чем в отраслях экономики. И я надеюсь, что Год учителя позволит аккумулировать достижения учителей в профессиональной сфере и ещё раз подтвердить, что все вложения и инвестиции в образование являются целевыми «вливаниями» в будущее нашей страны.
Соответственно перед министерством в Год учителя стоят задачи максимально грамотно и эффективно организовать работу по развитию и тиражированию инновационного опыта учителей. Наша задача – побудить педагогов не стеснятся своих достижений и успехов, а реально их показывать и демонстрировать.

– Вы сказали, что много профессионалов ушли из школы, и вряд ли за такое короткое время они успели вернуться в систему образования. Сегодняшние учителя успевают за темпами модернизации образования и изменениями в школе?
– В любой отрасли и во все времена есть категория специалистов, которые являются новаторами, они стремятся развиваться быстрее своего времени, чтобы соответствовать завтрашнему дню. И есть категория специалистов, которые удовлетворены своим сегодняшним статусом, не хотят ничего в жизни менять, продолжают работать по накатанной схеме. Должен признать, что ещё два-три года назад таких учителей было большинство в системе образования. Но в последние годы, когда стали реализовываться различные проекты по модернизации школы, учитель понял, что от его инициативы, эффективной работы, творчества зависит и статус учебного заведения, и положение самого учителя, и его заработная плата. Мы отмечаем, что инициативность учителей существенно возросла, и тех педагогов, кто стремится совершенствовать свой уровень, стало гораздо больше. Это радует.
Да, к сожалению, обновление кадров в системе образования происходит достаточно медленно. Я бы даже сказал, что мы находимся на грани кадрового кризиса в школьной системе образования, несмотря на сокращение количества детей. При этом педагогов в школах сегодня достаточно, но молодых учителей крайне мало. Поэтому буквально через несколько лет мы можем оказаться перед фактом, что профессиональных учителей в школе просто не будет.
Потому одна из задач Года учителя – позиционировать школу как передовой объект по внедрению различных инновационных технологий, где есть хорошая материальная база, которая позволяет работать в достойных условиях. В школе есть условия не только для проведения уроков на качественно новом уровне, но и для личностного роста учителя, для общения с коллегами в различных режимах (в том числе, в сетевом, используя информационные технологии), и есть возможности для карьерного роста. Я надеюсь, что именно это позволит максимально привлечь молодежь, заканчивающую педагогические вузы, а также выпускников других высших учебных заведений, имеющих иные профессии, но способных и желающих работать с детьми.

– Михаил Владимирович, хочется спросить у вас, как у опытного учителя и директора школы, какими качествами должен обладать педагог, чтобы завоевать доверие у современных детей?
– Я считаю, что с детьми тяжело работать тогда, когда ты не понимаешь их. Надо постоянно ставить себя на место ребенка, при этом осознавать возрастную разницу и понимать, что некоторые жизненные обстоятельства взрослые и дети оценивают по-разному, и нужно делать на это поправку. Вот мы часто задаемся вопросом – как завоевать доверие детей? А его не надо завоевывать. Оно формируется в процессе общения, совместного творчества.
С детьми не надо заигрывать, они ценят честность в отношениях. Ученики совершенно четко осознают, когда учитель ведет себя нечестно, то есть либо говорит неправду, либо совершает поступки, которые на виду у всех заведомо неправомерны с точки зрения обычной житейской логики. Поэтому я считаю, что учитель должен быть человечным, но в то же время достаточно строгим, придерживаться определенных принципов, не переходя граней в общении. И тогда, может быть, не сразу, но по прошествии какого-то времени обязательно у учителя установятся доверительные отношения с детским коллективом.
Сегодняшние дети изменились в том плане, что они стали более раскрепощенными, насыщенными различного рода информацией, которая ряду учителей по каким-то причинам не знакома. В этом плане стало сложнее – та широта, та «радуга» вопросов, которые могут сегодня интересовать ученика и которые они адресуют учителю, стала более обширной. А с точки зрения детской психологии, взаимоотношений взрослого и ребенка, мне кажется, особо ничего не изменилось, как были общечеловеческие ценности, так и остались.
Работать с людьми вообще тяжело, а с детьми тем более. Но зато интересно. Общение с ними позволяет оставаться молодым душой. Ты чувствуешь, что в этом мире есть позитивное движение вперед, есть перспективы для развития. Это привносит определенный оптимизм в твою жизнь и заставляет ставить перед собой более амбициозные задачи.

– Сегодня много говорят о повышении престижа профессии учителя, с чем вы его связываете?
– Меняется понимание роли учителя в современной школе и обществе. Учитель уже не является единственным носителем тех знаний, которые существуют в окружающем мире, как это было, скажем, всего несколько десятков лет назад. Сегодня источников очень много, всем доступен Интернет, и это ставит педагога в несколько иные рамки. Сегодня ценится, когда учитель может посоветовать ребенку и родителям какую-то индивидуальную траекторию развития, может заметить в нем его личные способности, привязанности, выделить его из коллектива. В этом случае ученик потянется к учителю, и у родителей появится мотивация постоянно взаимодействовать с учителем.
Поэтому статус педагога сегодня, на мой взгляд, зависит от его новых профессиональных знаний. Поэтому так актуальна сегодня как подготовка педагогических кадров в вузах, так и переподготовка действующих учителей в учреждениях дополнительного образовании для педагогов.

– В нашем регионе созданы условия для повышения квалификации учителей?
– Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования работает достаточно инициативно и грамотно, здесь созданы образовательные модули, по которым учителя имеют возможность вариативно повышать свою квалификацию, проводить переподготовку.
Сегодня на федеральном уровне стоит задача, чтобы таких учреждений было много, и была здоровая конкуренция, чтобы у учителя был выбор, какую организацию выбрать в качестве обучающей, как наиболее эффективно потратить деньги, предусмотренные на обучение и переподготовку. В Саратовской области есть сильные высшие учебные заведения, университеты, которые уже на протяжении нескольких лет эту работу проводят и вполне могут составить конкуренцию любому институту повышения квалификации работников образования. Другое дело, что должен быть совершенно понятный и прозрачный рынок этих услуг.
Мы работаем и над тем, чтобы стабильно выделялись деньги на методическое сопровождение учительского труда, и чтобы эти средства поступали в образовательные учреждения в виде каких-то специальных ваучеров, которые учитель мог бы использовать по своему усмотрению.

– Сегодня на федеральном уровне много говорят о реорганизации педагогических ВУЗов…
– Чтобы образование было качественным, необходимо, чтобы педагогические вузы либо пользовались мощной материальной базой и научно-методическим сопровождением классических университетов, либо прикреплялись к сильным учебным заведениям такого профиля. Речь идет, прежде всего, об укрупнении таких учебных заведений и об изменении программ подготовки специалистов. Потому что обучение в педагогических вузах сегодня оторвано от реальной жизни школы, оно проходит без регулярной практики в образовательных учреждениях, без возможности тому же студенту второго, третьего курса погрузиться в образовательную среду. В идеале уже на последних курсах вуза он должен подыскать себе рабочее место и работать по совместительству. В этом, мне кажется, и состоит задача педагогического вуза.

– Поможет ли найти работу выпускникам 2010 года единая региональная база данных педагогических вакансий в образовательных учреждениях области?
– Создание такой электронной базы вакансий, которая позволяла бы в интерактивном режиме любому студенту старшего курса, завтрашнему выпускнику вуза заранее подыскать себе место работы, не отрываясь от учебы, конечно, необходимо. В прошлом году в рамках программы антикризисных мер мы формировали базу данных вакансий учителей в общеобразовательных учреждениях, проводили встречи со студентами педагогических вузов с директорами школ, руководителями органов управления образованием, и эта работа сразу же дала результат – приток молодых педагогических кадров в школу стал значительно больше, чем в предыдущий период.
Но нужно максимально подключить к этому процессу муниципальные органы управлением образования и администрации. Необходимо, чтобы они были заинтересованы в закреплении молодежи на селе, находили возможность предоставления жилья или временной оплаты жилых помещений и создавали все необходимые условия, чтобы молодежь не бежала из сельской местности.

– Президент страны Дмитрий Медведев считает, что школа должна быть инвестиционно привлекательной. Какие шаги для этого надо предпринять?
– Школа будет инвестиционно привлекательной тогда, когда в сознании общества окончательно закрепится совершенно очевидная мысль, что вложения, инвестиции в образование и воспитание подрастающего поколения – это главные инвестиции в жизни, от них зависит успешность любого общества. Я думаю, мы находимся в самом начале пути – такие подвижки в сознании уже начались.
Сегодня реально происходит изменение облика школы, она обновляется, этого не видит только ленивый. В школе создаются необходимые условия для творчества, для развития способностей каждого ученика, для общения со сверстниками, для получения необходимых компетенций, которые потребуются в завтрашней жизни.

– Но родители часто жалуются на загруженность детей, в том числе на сложные домашние задания, которые приходится делать всей семьей? Вам не кажется, что школа стала перекладывать большую часть ответственности на родителей и репетиторов?
– Корень проблемы в том, что в определенный период времени, лет 10-20 назад, система воспитания и в семье, и в школе дала определенный сбой – дети перестали быть самостоятельными. Я вспоминаю свое детство, мои родители не знали, когда и какими уроками я занимаюсь. Никакого совместного выполнения домашних заданий не было. Многие мои сверстники и те, кто оканчивал школу раньше, подтвердят, что участие родителей в обучении детей в домашних условиях было минимальным.
Но сегодня это приобрело тенденцию глобальной катастрофы, когда родители решают задачки за своего ребенка, пишут диктанты, сочинения, доклады, рефераты и так далее. Мне кажется, что мы сами являемся заложниками той ситуации, которую в свое время создали. Нельзя перекладывать те задания, которые должен выполнять ребенок, на плечи родителей. Надо менять психологию. В результате сегодня не сам ребенок выбирает свою образовательную траекторию, а за него решают родители: они определяют, какие предметы учить углубленно, к каким выпускным и вступительным экзаменам готовиться, соответственно выбирают ему тех наставников, которые с ним индивидуально будут заниматься.

- Образование – сфера постоянных преобразований. Какие реформы ожидаются в ближайшее время?
- Образование – этот индикатор, который показывает изменения, происходящие в других сферах жизни. У образования особая роль – оно должно не просто успевать за теми изменениями, которые происходят в жизни, а, порой, опережать их. На это нас нацеливает президентская инициатива «Наша новая школа», которая стала логичным продолжением модернизации системы образования.

– А как вы думаете, дети будут меняться и в какую сторону?
– У нас замечательные дети. Никто никогда не докажет, что молодежь 21 века хуже молодёжи 20. Лучше! В Саратовской области очень одаренные и творческие дети – золотая молодежь!


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №4 (357)
Автор статьи:  Анна ЛЬВОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: