Яндекс.Метрика

Поле чудес в стране «Эльдорадо»

Поле чудес в стране «Эльдорадо»

На «территории низких цен» будьте внимательны и осторожны

Покупатель всегда прав – это правило уже не одно десятилетие является девизом большинства западных компаний и торговых сетей. Казалось бы, этот девиз, вместе с приходом рыночной экономики, должен был прочно обосноваться и в России:все-таки количество продавцов в нашей стране год от года неуклонно растет, и борьба за покупателя становится все более активной. Вот только, к сожалению, методы, которые используют некоторые российские торговые компании для привлечения внимания к своему товару и его скорейшему сбыту, иногда являются не только некорректными, но порой и абсолютно незаконными.

ПОКА СУД ДА ДЕЛО...

Сеть магазинов «Эльдорадо» на сегодняшний день насчитывает более 600 торговых точек в России и странах ближнего зарубежья. Огромный ассортимент товаров плюс удобная ценовая политика позволяют приобрести необходимую бытовую технику практически любому россиянину, тем более что в магазинах можно оформить кредит, что также является весьма привлекательным моментом для покупателей.

В Саратове товары, которые реализуются через сеть магазинов «Эльдорадо», пользуются немалым спросом. Во-первых, из-за массовой рекламы: у каждого второго горожанина в почтовом ящике регулярно появляется цветной каталог этой компании с обязательным указанием скидок месяца. А во-вторых, из-за низких цен на бытовую технику таких известных производителей, как «LG», «Samsung», «Panasonic» и т.д.

Кстати, что касается ценового порога, то в этом отношении данная торговая сеть «переплевывает» многие другие аналогичные магазины в Саратове: разница в стоимости товара одной и той же фирмы-изготовителя и одной и той же марки порой доходит до полутора тысяч рублей. Как тут не поддаться соблазну и не сэкономить? Что и говорить, «территория низких цен» всеми силами привлекает к себе внимание....

* * *

Приобрести в этой чудесной «стране» телевизор «Томсон-930» Татьяна Викторовна решилась не по чьей-то указке, а потому, что в других магазинах данной модели в тот момент не было, да и в «Эльдорадо» было гораздо дешевле. Кредит брать не стала, сразу оформила покупку, заплатив за долгожданную технику 11,5 тысячи рублей. Когда привезла покупку домой, сразу открывать не стала: закрутилась в домашних делах и заботах. До нового телевизора руки дошли только через две недели, и сразу – неприятность. Выяснилось, что к телевизору не прилагается инструкция на русском языке, и как его настраивать – одному Богу известно. Пришлось снова ехать в «Эльдорадо» и брать инструкцию, попутно выслушивая недовольство продавцов о том, что проверять технику надо при покупке. Никакие аргументы покупательницы, что ей никто ничего не проверил и даже коробку с телевизором не открыли(!), не возымели действия. Однако русскую инструкцию Татьяна Викторовна с горем пополам все же получила. Правда, радоваться новому телевизору пришлось недолго: через два месяца он неожиданно сломался.

В «Эльдорадо» покупательнице предложили телевизор отремонтировать. Она согласилась, и через несколько дней получила вполне исправный «Томсон».

Вторая поломка случилась еще через пару месяцев, и в магазине снова вызвались отремонтировать телевизор. На этот раз Татьяна Викторовна возмутилась, сказав продавцам, что ей такая техника не нужна. Отдать деньги за товар (в соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей») магазин отказался. Единственный выход в подобной ситуации – это обращение в суд.

Во время очередной поломки телевизора покупательница выяснила, что помимо всех прочих неприятностей на гарантийном талоне, который прилагается к любой бытовой технике, не было печати магазина-продавца. Чем это грозит покупателю? Тем, что теперь доказывать факт покупки «Томсона» именно в «Эльдорадо», а не на «черном» рынке или в другом магазине, ей придется очень долго.

Зато отныне Татьяна Викторовна навсегда зареклась делать покупки на «территории низких цен», так как уверена: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а слишком дешевая бытовая техника – только в «Эльдорадо».

– Могу сказать, что в магазинах «Эльдорадо», по крайней мере, в тех, которые находятся в Саратове, очень много некачественной бытовой техники, – комментирует ситуацию Сергей Шакин, председатель Саратовского областного общественного фонда защиты прав потребителей. – К нам ежедневно приходят люди с жалобами на товары, которые они покупают в этих магазинах. И это не только телевизоры. Ломаются дешевые наушники, напольные весы, холодильники, стиральные машины. Причем, определить сборку техники часто не представляется возможным: люди приносят нам документы на нее, в которых даже штрих-кодов нет. Помимо поломок, потребители сталкиваются вообще с вопиющими вещами. Саратовцы приобретают стиральные машины, внутри которых – плесень, холодильники, которые по внешнему виду не соответствуют образцу, выставленному в магазине... Мы не раз сталкивались с такими жалобами, которые квалифицируются как нарушения правил продажи. Кроме того, почти все дела по своим товарам «Эльдорадо» доводят до суда, абсолютно игнорируя Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей». О том, чтобы они вернули деньги за некачественный товар в досудебном порядке, как это делают большинство магазинов, речь вообще не идет. Только через суд, хотя суды они практически всегда проигрывают. С весны этого года у нас было более пяти судов с «Эльдорадо», которые мы выиграли: покупателям были возвращены деньги за некачественную технику и судебные издержки. Только недавно магазин по судебному решению вернул женщине деньги за телевизор «Панасоник», который сломался почти сразу после покупки. А что касается случая с Татьяной Викторовной, которая получила гарантийный талон без печати магазина-продавца, то с этим мы сталкиваемся регулярно. Продавцы пользуются тем, что многие потребители не знают своих прав, не берут кассовый чек, не смотрят в гарантийный талон, поэтому идут на такой «обман». Хотя подобное нарушение карается значительными штрафами по статье 14.5 Административного кодекса РФ. Еще один способ сыграть на доверчивости покупателя – взять сломавшуюся технику якобы на экспертизу, а самим заполнить бланк на ремонт. Если покупатель этого обмана вовремя не увидел, ему потом говорят: никаких денег мы вам не вернем, вам технику отремонтировали, и вообще, поломка произошла по вашей вине!

В фонде защиты прав потребителей признают: некачественную бытовую технику можно встретить в любом саратовском магазине, вот только весь вопрос в том, насколько этично и по закону продавец умеет улаживать возникшие конфликты. Меньше всего жалоб от покупателей приходит на магазины бытовой техники «Эксперт» и «Архипелаг», так как, по мнению Сергея Шакина, эти продавцы умеют решать миром возникшие проблемы, а также соблюдают федеральный закон РФ «О защите прав потребителей».

ОБМАН ПО ЗАКОНУ

Конечно, плохое качество бытовой техники в саратовских магазинах «Эльдорадо» можно было бы списать на большие обороты: ведь если в день магазин продает более 100 единиц техники, всегда есть шанс, что пара кухонных комбайнов или один телевизор из этой массы окажутся неисправными. Но если бы проблема была только в этом, зачем «территории низких цен» надо было придумывать столько способов облапошивания покупателей? Один из этих способов вообще работает безотказно, и вернуть деньги за некачественную технику невозможно даже через суд......

* * *

Сергей Николаевич приобрел в магазине «Эльдорадо» подарок жене – кухонный комбайн «Мулинекс». Через три недели комбайн сломался, но когда Сергей Николаевич обратился в «Эльдорадо», полный решимости возвратить деньги за некачественную покупку, ему сказали: «Этого сделать невозможно. Вы покупали технику в нашем магазине, когда он еще был ООО «Эльсинор». Теперь вместо ликвидировавшегося «Эльсинора» в магазине распоряжается уже другое общество с ограниченной ответственностью. А к нему претензии по качеству товара предъявить невозможно: это новая организация, которая не является правопреемником «Эльсинора».

Организации по защите прав потребителей помочь Сергею Ивановичу не смогли: говорят, вполне вас понимаем, но помочь ничем не можем – все по закону. В суде тоже развели руками. Единственным шансом вернуть некачественный товар является предъявление претензий к изготовителю либо к уполномоченному представителю изготовителя.

– Да, перерегистрация фирм – любимый «конек» сети магазинов «Эльдорадо». На моей памяти у них уже был указанный ООО «Эльсинор», ООО «Эль-Сейл», а теперь – ООО «Эльдорадо – Средняя Волга», – продолжает свой рассказ Сергей Шакин. – Понимаете, когда форма собственности – общество с ограниченной ответственностью, то это очень удобно: можно ликвидироваться и, как говорится, «замести» за собой все следы. Ведь исходя из норм Гражданского кодекса, ООО несет ответственность лишь своим имуществом. То есть, после того, как ООО ликвидируется, после расчета с кредиторами, уплаты налогов, остается мизер, из которого и выплачивают деньги потребителям. Кто успел – тот получил какие-то крохи, а остальные так и остаются без денег и со сломанной техникой. Претензии предъявить некому, так как в магазине уже новый хозяин, новое общество с ограниченной ответственностью. К сожалению, в этом случае потребителю действительно невозможно помочь, поэтому я могу только посоветовать потребителям не делать крупные покупки в магазинах с такой формой юридической ответственности.

Кстати, подобную хитрую практику перерегистрации использует не только саратовская сеть «Эльдорадо». В самарской сети тоже случались подобные казусы: потребитель купил магнитофон в ООО «Крис», а когда был вынужден его вернуть, оказалось, что в «Эльдорадо» уже новый хозяин – вновь созданный ООО «Токер», который никаких претензий по качеству не принимает. Как видно, сия практика является распространенным явлением в этой сети магазинов, работающих под общей торговой маркой сказочной страны.

Впрочем, и других прегрешений у «золотой долины» хватает.

К примеру, в 2004 году эта крупнейшая сеть по торговле электроникой попалась на установке пиратских программ. Юристы компании «Microsoft» вместе с органами внутренних дел уличили в установке на компьютеры нелицензионного программного обеспечения сотрудников одного из московских магазинов «Эльдорадо». А в соседней Украине магазины «территории низких цен» вообще некоторое время были закрыты из-за того, что ряд руководителей, владеющих этой сетью, были объявлены... в международный розыск из-за уклонения от уплаты налогов и таможенных сборов.

Что ж, пока получается так, что в нашей стране прав не покупатель, а продавец, и порой нечестный продавец. Не зря легенды гласили: Эльдорадо и впрямь сказочная страна, которая на самом деле похожа на мираж.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №32 (144)
Автор статьи:  Ирина МИХАЙЛОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: