Яндекс.Метрика

Анапа: преображение курорта

Анапа: преображение курорта

Если есть на свете рай, то это Краснодарский край – часто приходится слышать любителям КВН на Первом канале. Рекламный слоган органично воспринимается в контексте всех прочих КВНовских шуток. Люди денежные свое предпочтение отдают отдыху на Мальдивах, в Испании, на худой конец вТурции, Египте и на других международных курортах, где их не будет беспокоить ненавязчивый российский сервис. Желающим с комфортом провести свой отпуск и в голову не придет экспериментировать с российским побережьем Черного моря. Оказалось, что времена меняются, причем меняются достаточно круто. Своими впечатлениями от летней поездки поделился Дмитрий Удалов.

– Я не был в Анапе пять лет. В 1999 году это был тихий городок-деревенька с названием «Анапа – город – детский курорт». Медленно движущаяся публика, почти пустынные пляжи, ничем не отличающийся от многих других российских курортов пейзаж. Приехав в Анапу в этом году, я был просто поражен.

Кто бывал в Анапе, знает, что пляж по левой стороне тянется на 15-20 км вдоль моря. А правая часть побережья очень высокая и исторически неблагоустроена. Там была свалка, место «дикого» отдыха, где купаться могли только экстремалы. Если сейчас смотреть на Анапу с моря, то открывается нереальная картина – весь берег в ресторанах, каких-то бутиках, кафе. Причем ночью все сверкает огнями, как какой-нибудь Лас-Вегас. Конечно, Анапа и по населению, и по размерам несравнима с Саратовом. Но теперь вместе с туристами – это около миллиона. Контраст по сравнению с 1999 годом разительный. На пляже столько народу, что некуда полотенце положить.

Из местного ноу-хау. Толчком в развитии городской инфраструктуры послужил закон об освобождении гостиниц от части налогов. По решению законодательного собрания новые построенные гостиницы на три года освобождаются от местных налогов. Эти небольшие на самом деле проценты вписываются в поставленные перед городом приоритеты. Речь идет о создании современного города-курорта с соответствующей европейской инфраструктурой. Поэтому ничего удивительного, что как грибы после дождя в Анапе выросли отели. Причем в большинстве своем это небольшие частные гостиницы, в среднем на 20-50 мест. Как раз тот самый малый бизнес.

Еще один пример. В центре города было заболоченное место, которое периодически превращалось в свалку. Мэр объявил инвестиционный конкурс и «продал» это место за один рубль! Но с обязательством вложить туда определенную сумму. Теперь там огромный аквапарк, какого нет даже в Сочи. Хотя удовольствие провести там несколько часов стоит недешево – около 500 рублей, вплоть до закрытия, до 24 часов, в кассы всегда стоит очередь. Кроме того, за освоение этой болотистой территории мэр попросил преобразить набережную. В ее строительстве использовался желтый туф, и она стала длиннее в пять раз!!! Колонны в классическом курортном стиле, экзотические деревья, на фоне которых народ с удовольствием фотографируется. Вся территория выложена аккуратной плиткой. Видно, что поработали дизайнеры и садовники – везде газоны, клумбы, оригинальные светильники, отделанные фигурами из серебристого металла. Ограждена набережная от воды не как у нас – строительными блоками. Дизайнеры придумали замысловатую витую решетку. И все это построено меньше чем за два года, а набережная появилась за 8 месяцев. Крутой необжитый берег превратился в зону развлечений, игр, музыки, питания и всего прочего, без чего немыслим нормальный отдых.

Сам город стал заметно чище и благообразней. Убрали всю уличную торговлю и организовали рынки, огражденные заборами, с охраной. Местные жители, занимавшиеся частной торговлей и подсобным хозяйством, воспрянули духом. Несмотря на то, что ужесточили требования к пищевым рынкам, на них просто изобилие. Раньше в Анапе было проблематично купить рыбу и мясо, выбора не было, да и цены... Теперь выбор огромный и чуть ли не дешевле, чем в Саратове. К частному сдаваемому жилью тоже свои требования. Некая комиссия выработала условия, что должен сдаваться не кусок сарая и душ из лейки. Если вы не хотите попасть в поле зрения налоговой инспекции, должны соблюдать правила. По сути, объявлена свобода предпринимательства, но на определенных условиях, и если ты хочешь заниматься бизнесом, то должен придерживаться правил игры.

Если смотреть на город сверху, то на высокой части берега, где заканчивались санатории, ничего уже и не было. Сделали искусственный пляж, насыпали новой грубой гальки, море отшлифовало ее до нормального состояния, и получили дополнительную бухту. Кроме того, сделали автомобильный спуск на дикую часть побережья, и благодаря этой дороге там начали организовываться бесхитростные кафе. Мэрия взяла на себя только организацию дополнительной дороги. Моментально земля в этом районе стала привлекательной и для туристов, и для бизнесменов. Стали строиться новые отели. Например, отель «Альбатрос» выглядит настолько презентабельно, что если не знать, что он в Анапе, вы не сможете определить, в какой части света он вообще находится.

Конечно, есть еще нерешенные проблемы. В связи с тем, что наплыв отдыхающих гораздо больше, чем ожидался, и пляжные территории теперь увеличились практически в пять раз, технологически пока не все в порядке с уборкой мусора. Уборка пляжа происходит только в вечернее время и ранним утром. А в течение дня народ оставляет мусор на пляже. Пока содержание в чистоте осуществляется за счет бюджета, но подумывают, что пора и этот вид деятельности отдать в частные руки.

Можно сказать, что в отдельно взятом городе Анапа происходит настоящий инвестиционный бум. Основные изменения связаны с приходом три года назад нового мэра и новой модели управления. Он появился с московско-краснодарской подачи, и местное сообщество к нему относится достаточно настороженно. Газеты Анапы своим накалом напоминают саратовские. Местное законодательное собрание борется против мэрии, идет столкновение идей по проблеме обустройства Анапы. Но, несмотря на противостояние, мэр ее обустраивает. Что он сделал? Он предложил предпринимателям забрать высокий берег. Они согласились, отсыпали приличную часть песка под новый пляж, построили четырехэтажный торговый комплекс. За то, что предпринимателям отдали часть берега, их попросили обустроить набережную. И сейчас в маленькой провинциальной Анапе, где проживает чуть более 130 тысяч населения, есть такая набережная, которая так называемой столице Поволжья и не снилась.

Мэр выступил проводником и гарантом многих городских преобразований, привлек свои связи и капиталы. Сегодняшние собственники, имеющие бизнес в обновленной Анапе, и сами удивлены, как такое экономическое чудо стало возможно. У города есть понятная и четкая концепция развития. Мэр объявил, что хочет убрать слово «детский» из названия Анапы. Это должен быть современный город-курорт с аэропортом, железнодорожным сообщением, развитым гостиничным комплексом и инфраструктурой.

Местная так называемая элита многим недовольна. Она чем-то похожа на нашу городскую думу, которая привыкла жить по принципу – мэр живет и другим дает. Не нужно иметь выдающиеся предпринимательские способности, чтобы отрезать себе кусочек земли без всякого конкурса. Немногие хотят что-то изменить. Но идея – зачем людям ехать за границу, когда деньги они могут оставить у нас, в Анапе – продолжает упорно реализовываться. Основной выигрышный фактор – ценовая ниша. Это не пятизвездочный курорт для нуворишей и даже не для так называемого среднего класса. В Анапе по-прежнему могут позволить себе отдохнуть люди с невысокими доходами. Солнце, море, вино и белоснежный песок!


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 40 (102), 15-21 октября 2004 г.


Автор статьи:  Записала Анастасия КАРЯКИНА
Рубрика:  Отдых/Путешествия

Возврат к списку


Материалы по теме: