Яндекс.Метрика

Образованщина

Образованщина

Ст. 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. ...4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

По жизни все это не так. Ни для кого не секрет, что в школах отпускаемых бюджетом денег хватает только на выплату зарплаты учителям. Учебные пособия, оборудование, мебель, ремонт помещений – зависит от способностей директора находить дополнительные источники финансирования, а еще больше – от родителей. В каждой школе (гимназии, лицее etc.) действует Попечительский совет, который совершенно официально собирает средства родителей на нужды школы. Если есть возможность – родители платят за свое обнищавшее государство, бессильное обеспечить детям нормальные условия обучения. Каждому ведь хочется, чтобы его ребенок учился в чистой, теплой школе, чтобы лампочки горели, а парты не разваливались, и чтобы расположение Америки объясняли по нормальной карте, а не как в том анекдоте: «Ты мне не зюкай, ты мне пальцем ткни!». Думаю, никто не против заплатить по возможностям за обучение своих детей, и стыдливое умалчивание того, что наше образование давно стало платным (и достаточно дорогим) – это лицемерие.

Однако, где умолчание – там пороки.

Во-первых, смущает зависимость добросовестности расходования собранных с родителей средств от личных качеств руководителей Попечительских советов. Хорошо, если совет возглавляют люди порядочные и подкованные в бухгалтерии и документообороте, но немало дурных примеров, когда деньги шли незнамо на что и банально растворялись то ли в воздухе, а то ли в чьих-то карманах. Почти все школы у нас – государственные, качество образования и преподавания проверяют многократно (даже чересчур – учителям работать некогда), а вот в контроле за расходованием средств Попечительских советов «отлаженная» система оставляет желать лучшего.

Во-вторых, сам принцип формирования денежной или материально-эквивалентной суммы, собираемой с родителей. Де-факто, у нас он идет «от потребностей», которые различаются в зависимости от «престижности» школы (гимназии, лицея) и состоятельности родителей обучаемого контингента. В английской гимназии сборы – одни из самых высоких в Саратове, в какой-нибудь окраинной школе вообще ничего не платят. Логика в таком порядке есть, но самая что ни на есть примитивная. И в Европе, и в Америке, где, в основном, образование всегда было платным, все отработано гораздо жестче и прозрачнее. Есть сумма обязательных платежей, зависящая от рейтинга школы по итогам аттестации, и есть совершенно отдельные частные пожертвования и гранты, не имеющие отношения к плате за обучение. При этом никто не объясняет родителям – нам надо новую мебель в кабинет директора или евроремонт американских потолков – все проще. Хочешь учиться в хорошей школе – плати хорошие деньги. Этим гарантируется качество образования и престижный диплом – а уж хватит ли этих денег на подвесные потолки (или, может быть, позолоченные нужники) – внутреннее дело школы. Решил папа-миллионщик пожертвовать школе, где обучается его чадо, круглую сумму на компьютеризацию – это его личное дело, проходящее по графе «благотворительность» (что сопровождается ощутимыми налоговыми льготами), но никак не «плата за обучение».

У нас же государство, прикрываясь статьей 43 Конституции, ставит людей в невыгодные условия. Мы платим из своего кармана, никаких льгот ни по каким налогам за это не получая, и еще вынуждены помогать очевидно наживаться казенным подрядчикам. Ситуация: город выделил школе 100 тысяч на ремонт фасада, нужно 200 тысяч, остальную сумму собирают родители – но она вся идет фирме, «выигравшей» тендер в мэрии – всем знакома. Тендер выигран на бюджетные деньги, частники могли бы взять (шутка!) за оставшуюся часть работы дешевле – это никого не волнует. Если школа свяжется с другими организациями, она потеряет право на мизерные, но бюджетные деньги...

Вопрос: не пора ли открыто признать, что наше образование (и медицина) – платные, и разработать систему поддержки тех, кто платить принципиально не может? Ничего страшного или позорного в этом нет – так делается во всем мире.

P.S. Для справки: в далеком 1886 г. в царской России при платном (!) обучении 70% студентов и учащихся старших классов гимназий получали государственные стипендии и государственную помощь и за обучение для блага этого своего государства ничего не платили. Вот так-то...


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 23(38), 27 июня – 3 июля 2003 г.


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: