Яндекс.Метрика

Мужской миф: 23 февраля как необходимое добавление к 8 Марта

Мужской миф: 23 февраля как необходимое добавление к 8 Марта

«Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии» (Иосиф Сталин. 23 февраля 1942 г.)

«Обороной Нарвы руководил небезызвестный матрос Павел Дыбенко, который вместе со своими «братишками» трусливо драпанул, едва увидев разведывательный дозор германцев. И остановился только ... в Самаре» (Виктор Резун-Суворов).

Оба высказывания ложны.

Как все было на самом деле

В «Независимом военном обозрении» 23 февраля 2001 г. Владимир Сергеев на основании реальных документов подробно описал, что было в действительности 23 февраля 1918 г.

Нарва в тот день вообще не фигурировала в военных сводках – бои за город начались только 3 марта. Кроме моряков Дыбенко в них участвовали венгры Бела Куна (через год прославившегося красным террором в Будапеште, а через два – массовыми убийствами пленных белых офицеров в Крыму и окончившего жизнь по стандартному обвинению – враг народа), рабочие-путиловцы, сводный отряд Красной Армии некоего Кляве-Клявина, отряд Владимира Азина (помните такой пароход на Волге – «Память Азина»? И грязную улицу на окраине Саратова? Это в его честь). Так вот, командовал вовсе не матрос-нарком Дыбенко, а бывший командующий 12-й русской армией царский генерал-лейтенант Дмитрий Парский. Командовал неудачно, и 4 марта после упорного боя немцы вступили в Нарву.

23 февраля никаких боев вообще не было. Немцы заняли город Остров, расположенный в 60 км от Пскова, и попытались сразу же двинуться дальше. Под вечер в 10 км от Пскова они наткнулись на спешно стянутые сюда части большевиков. «В боях на подступах к Пскову принимали участие бойцы 2-го красноармейского полка во главе с А. И. Черепановым, две роты, поддержанные пулеметной командой 2-го Рижского латышского полка, кроме них – партизанский отряд сибиряков под командованием И. М. Ляшкевича. Участвовали также солдаты железнодорожных войск и псковские красногвардейцы под руководством большевика А. А. Иванова». 24 февраля эти отряды вступили в явно неравный бой и «в течение дня удерживали позиции, не позволяли вражеским войскам с ходу пробиться к Пскову, но под натиском подошедших основных сил врага вынуждены были отходить по Варшавскому шоссе в сторону Петрограда». При отступлении красные ухитрились устроить немцам засаду и взорвать вагон с динамитом – в результате успешного теракта войска фон дер Гольца потеряли 30 офицеров, 34 унтер-офицера и 206 солдат (Памятники истории и культуры Пскова и Псковского края. Рождение Красной Армии 23 февраля 1918 г. // http://www.opskove.ru/ist/6.html). Псков был взят немцами с существенными потерями только 28 февраля.

Как видим, ни о громких победах, ни о трусливом бегстве говорить не приходится.

Зачем, вообще, нужен «мужской» день?

Для советской власти день 23 февраля был одним из важнейших в кристаллической решетке мифов, идеологически и окончательно призванных оправдать и узаконить захват власти в России большевиками – и сохранявший лозунговое господство их наследников по линии КПСС. Причем ни на какой другой день его назначить было нельзя – 23 февраля произошла Февральская революция, и ее нужно было во что бы то ни стало заслонить «своим» праздником. Но зачем было поддерживать развенчанный миф президенту Ельцину и Госдуме, в 1995 г. узаконившей празднование 23 февраля как «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) – День защитников Отечества»? И зачем это нужно Госдуме нынешней, несколько дней назад отклонившей поправку депутата Юшенкова, предложившего перенести День защитников Отечества на 8 сентября – годовщину Бородинской битвы? Думские формулировки – свидетельство «исторического» идиотизма переходного времени, когда страна уже не коммунистическая, но еще не нормальная. Придет время – поправят, откровенно издеваться над очевидными фактами ведь никому не позволено. А сам день 23 февраля давно уже стал традицией, утратившей связь как с Красной армией, так и с коммунистами вместе с исторически ущербной советской мифологией. Он воспринимается без всякой идейной подоплеки – просто как праздник всех мужчин. Необходимая преамбула к празднику женщин – 8 Марта.

«Датски» близко расположенные, «мужской» и «женский» праздники идеально дополняют друг друга и создают, как говорят на своем птичьем языке ученые, «гендерную ось», общественно значимую для нормальной самоидентификации общества. Разрушать ее ради любых исторических или идеологических подоплек было бы просто глупо.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 7(22), 21-28 февраля 2003 г.


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Память/История

Возврат к списку


Материалы по теме: