Яндекс.Метрика

Быть или не быть налогу на роскошь

Быть или  не быть налогу на роскошь

Сегодня многие СМИ информируют общество о возможности скорого введения налога на роскошь. Обоснованность слухов подтверждает и премьер-министр.

Хотя законопроект «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» планируют рассмотреть в Государственной думе только в 2013 году, уже сейчас этот акт вызывает много споров. Прежде всего, ряд положений законопроекта о налоге на предметы роскоши противоречат Налоговому кодексу.

Например, согласно статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса РФ, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, в частности, исходя из социальных критериев. Рассматриваемый законопроект исходит именно из такого критерия.

Далее, этой же статьей определяется положение об экономическом обосновании и невозможности произвольного начисления налогов. Однако пока в законопроекте отсутствует какое-либо экономическое обоснование. Почему автомобиль стоимостью более двух миллионов рублей считается роскошью — из законопроекта неясно. Почему квартира, дом, земельный участок стоимостью более 15 миллионов рублей является роскошью — авторы проекта не объясняют. Фактически все эти положения заставляют задумываться о необходимости приобретения имущества, то есть ограничивают право любого гражданина.

Возможные изменения прокомментировал специалист Центра правовых технологий «ЮРКОМ» Роман Бондаренко. По мнению эксперта, целью налога на роскошь не должна являться дополнительная налоговая нагрузка на население. Юрист считает, что изначально данный налог планировался именно для обеспечения принципа социальной справедливости. Но для обхода предлагаемых правил наши предприимчивые граждане, владельцы предметов роскоши, могут применять различные схемы. Например, оформить сделку на покупку квартиры по цене 14 999 999 рублей 99 копеек!

Достаточно спорным, по словам Бондаренко, является включение юридических лиц в список плательщиков налога. Какая роскошь может быть у них? Ведь по большому счету это имущество физического лица, просто переданное в уставный капитал или иным образом юридическому лицу. А самой этой «роскошью» продолжит пользоваться именно физическое лицо, и все это прекрасно понимают.

Совершенно неясно, как быть с предметами, приобретенными за границей. Каким образом этим налогом будут облагаться они? Не будет ли двойного налогообложения?

Или представьте ситуацию, когда, например, зажиточный гражданин подарил своим пожилым родителям квартиру. В данном случае родители становятся плательщиками налога. Законопроектом предлагаются ставки: стоимость имущества от 15-30 млн рублей — 1 процент; от 30-50 млн рублей — 3 процента; от 50 млн рублей и выше — 5 процентов.

Законопроект не дает ответа на главный вопрос: а что вообще следует считать роскошью? Используемая терминология предполагает возможность включения в этот перечень чего угодно, вплоть до гастрономических деликатесов.

Непонятным юридической логике остается и увеличенный срок возможности предъявления претензии со стороны налогового органа. Стандартный срок предъявления претензий составляет три года, для налога на предмет роскоши же предложено поднять планку до пяти лет.

Учитывая все эти «детали», многие специалисты считают, что законопроект по введению налога на роскошь нуждается в глубочайшей проработке, принимать его в нынешнем виде нецелесообразно.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №10 (457)
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: