Яндекс.Метрика

Бизнес в сетях

Бизнес в сетях

Инфляция на потребительском рынке Саратовской области, по данным Саратовстата, составила 5,3%, тогда как в среднем по РФ потребительские цены выросли на 6,1%. Этому способствовала в том числе и работа министерства экономического развития и торговли региона, о чем на заседании профильной коллегии сообщил региональный министр Андрей Шеметов.

В том, что по области один из самых низких темпов роста цен на потребительском рынке (по этому показателю она находится на втором месте среди регионов ПФО и на 18-м месте в России), по мнению заместителя министра экономического развития и торговли региона Юлии Винокуровой, не последнюю роль сыграло активное развитие ярмарочной торговли. Муниципалитеты, по свидетельству Винокуровой, активно включились в работу по организации ярмарок. Всего в 2011 году их по области было проведено 8,5 тыс. Три постоянно действующие ярмарки областного значения были организованы в Ленинском, Заводском и Волжском районах Саратова.

– Суммарный объем продаж всех ярмарок составил 3,1 млрд рублей, что в два раза больше, чем в 2010 году, – заметила зам­министра. – Ярмарки обеспечили доступность социально значимых товаров для жителей области, выход на рынок производителей региона и оказали значительное влияние на сдерживание цен. Площадка в Солнечном была включена Саратовстатом в перечень обследуемых предприятий торговли для расчета средних цен в регионе.

На сдерживание цен оказывает влияние и появление в области социальных магазинов. К сожалению, пока на федеральном уровне законодательно не установлены определение и функции таких торговых точек. Поэтому власть региона подготовила свой документ – постановление об аккредитации социальных магазинов. Нормативный акт согласован с прокуратурой и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. Сейчас на территории области создано 26 подобных торговых точек. Они торгуют в розницу социально значимыми товарами по цене ниже среднеобластной на 10-15%.

Во время заседания коллегии член общественной палаты Александр Степанов задал вопрос, который интересует, наверное, большинство малых предпринимателей в сфере торговли, работающих в муниципальных районах области, – как решается проблема взаимодействия с торговыми сетями?

– Как только в муниципальный район приходит ритейлер, сразу же на корню убивается вся местная розничная торговля, – заявил Степанов. – Что не способствует ни развитию малого бизнеса, ни наращиванию налогооблагаемой базы, поскольку ритейлер платит налоги по месту юридической регистрации, а не по месту фактической работы. Не способствует это и сокращению безработицы. Возможно ли как-то повлиять на этот процесс? Даже в Европе есть ограничения по вхождению торговых сетей в тот или иной населенный пункт в зависимости от численности населения.

– Это проблема не только районов, но и Саратова, – поддержал коллегу президент областной ТПП Максим Фатеев. – Тут нужен немедленный диалог.

– Это проблема не только Саратовской области, это проблема всей России, – заметил Андрей Шеметов. – Мы готовы к диалогу, готовы выслушать идеи бизнеса, предложить свои решения. Думаю, что мы рассмотрим эту проблему на ближайшем заседании комитета по экономической политике областной думы.

В своем докладе министр экономического развития и торговли области остановился на одном из актуальных вопросов сегодняшнего дня – наращивании налогооблагаемой базы. Дело в том, что областной бюджет оказался перегружен социальными обязательствами, поэтому следовало усилить доходную часть. По словам Шеметова, министерством было налажено тесное взаимодействие с организациями – крупными налогоплательщиками области. В результате 74 предприятия увеличили свои прогнозы по налоговым платежам, а в бюджет области в итоге удалось дополнительно привлечь 5 млрд рублей.

На особом контроле министерства и губернатора области – ситуация с задолженностью по зарплате. На 1 января 2012 года предприятия области оказались должны своим сотрудникам 12,9 млн рублей. За месяц долг удалось сократить на 275 тысяч.

Коснулись на коллегии и вопросов стратегического планирования, и программно-целевых методов поддержки предприятий. Что касается последнего, то согласно информации, которую представила заместитель министра Юлия Швакова, в 2011 году в области было реализовано 46 целевых программ, на реализацию которых было направлено более 7,3 млрд рублей из областного бюджета, а также привлечено дополнительно более 5,4 млрд средств федерального бюджета и около 22 млрд рублей из внебюджетных источников.

Правда, как отметила Швакова, качество подготовки программных документов, особенно в части финансово-экономического обоснования и определения результативности ОЦП, пока далеко от совершенства.

Что касается стратегического планирования, то концепция социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года после долгой проработки была принята в августе 2011 года. По словам министра, окончательный вариант программы учел более ста предложений всех органов исполнительной власти, сотрудников ведущих научно-исследовательских институтов и учреждений высшего образования области, представителей общественных организаций, Торгово-промышленной палаты и Общественной палаты области. Документ позволил определить стратегические задачи области, предусмотрев инновационный путь развития экономики.

Максим ФАТЕЕВ, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

– Несмотря на сложности, связанные со сменой руководства, министерство в последние годы стало более открытым. Оно оказывает активную поддержку предпринимателям области: в регионе работают гарантийный, венчурный фонды, фонд микрокредитования, создаются условия для людей, которые хотят впервые заняться бизнесом. К сожалению, на тему поддержки предпринимательства мало публикаций в СМИ.

Как мне кажется, министерство неплохо сработало в этом году, но в будущем одной из основных задач для МЭРТ региона должно стать создание условий для устойчивого развития предпринимательства, для чего следует провести глубокий анализ проблем, препятствующих развитию бизнеса. Кроме того, бизнес должен четко представлять свои рыночные перспективы, для чего нужен анализ перспективных сегментов рынка. Как, к примеру, поддерживать экспортно-ориентированные предприятия без мониторинга внешнего рынка?

Кроме того, мы в ТПП хотели бы увидеть анализ эффективности применения законодательства в сфере регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Александр СТЕПАНОВ, член Общественной палаты:

– Что касается областных целевых программ. Их у нас работает действительно что-то около 46. На все программы первоначально предусматривалось 14 млрд рублей. На сегодня с учетом утвержденного бюджета, текущих корректировок предусматривается 7 млрд рублей. Насколько эффективен при таком подходе программно-целевой метод? Мы все знаем, что долг области достаточно велик, но и средства на программы и средства, взятые взаймы, пошли на важные цели: модернизацию и повышение качества жизни населения. Я думаю, что министерство экономики может накладывать вето не только на содержание тех или иных программ, но и на избыточные финансовые желания по ОЦП, чтобы после корректировок сумма не урезалась вполовину. Также мне кажется, что должны быть увязаны программа социально-экономического развития, целевые программы и финансовый трехлетний план области, чтобы тот или иной министр, готовя очередную ОЦП, знал свой финансовый лимит и не рисовал воздушные замки.

Что касается Стратегии-2025, я очень надеюсь, что это будет не просто бумага, хорошая или плохая, а действенный документ. Общественная палата его поддержала, и я считаю, что он действительно должен работать. Но для этого необходим механизм текущей работы над ним, его трансформации и актуализации, чтобы не сидеть по году за переработкой ввиду изменившихся обстоятельств, как это происходит сейчас с федеральной стратегией.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (434)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: