Яндекс.Метрика

Эффект высокой базы

Эффект высокой базы

Наиболее острым социально-экономическим вопросом является рост темпа реальных денежных доходов населения. В 2011 году реальные денежные доходы населения, по предварительной оценке, составляют не менее 94,6%, а реальные доходы на душу населения – более 94,8%. Что означает некоторое снижение темпов роста этого показателя. В областном министерстве экономического развития и торговли объясняют такое снижение «эффектом высокой базы» 2010 года.

Тему реальных денежных доходов населения затронул премьер-министр РФ Владимир Путин, обсуждая на селекторном совещании с главами регионов итоги оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти за 2010 год, а также наиболее острые социально-экономические вопросы прошедшего года.

В частности, премьер обсудил показатели реальных денежных доходов населения с губернаторами Пензенской, Тюменской, Саратовской, Архангельской и Мурманской областей.

– В ходе совещании премьер-министр затронул вопрос о реальных денежных доходах населения, показатель которых заметно снизился по итогам десяти месяцев 2011 года. О динамике показателей «располагаемый денежный доход» и »реальный располагаемый денежный доход» вопрос не поднимался, – объясняет министр экономического развития и торговли Саратовской области Андрей Шеметов. – Поскольку по содержанию и исчислению эти показатели существенно различаются.

В 2010 году темп роста реальных денежных доходов населения Саратовской области составил 106,4%. Это весьма серьезная цифра, если учесть, что наш регион не специализируется на добыче нефти и газа и не обладает ресурсами крупнейших промышленных центров России.

Как удалось добиться таких высоких темпов роста? Во-первых, валоризацией пенсии: ее средний размер увеличился на 41,6%. Во-вторых, ростом средней заработной платы (в Саратовской области этот показатель увеличился на 11%). Помимо этого, доходы населения росли в результате монетизации льгот – вместо скидки на ту или иную услугу житель области стал получать реальные живые деньги: только на жилищно-коммунальные услуги дополнительно выделено из областного бюджета около 7,0 млрд рублей (деньги дошли до каждого конкретного человека, имеющего право на льготу). Надо отметить, что в целом в области темп роста социальных выплат составил 147,6% по отношению к 2009 году, а темп роста доходов от предпринимательской деятельности – 126,5%.

В 2010 году Саратовская область занимала пятое место по показателю реальных денежных доходов населения в Приволжском федеральном округе. Темп роста доходов населения нашего региона (сумма всех доходов всего населения территории) тогда составил 113,3%, в то время как по России – 111,0%; реальных денежных доходов (сумма доходов всего населения территории с учетом инфляции) по области – 106,4%, по России – 103,8%.

Рост реальных денежных доходов на душу населения (реальные денежные доходы, разделенные на число жителей территории) по России в 2010 году составил 103,1%, а по области – 108,8%.

Таким образом, была сформирована база 2010 года, с которой уже сравнивались показатели 2011 года. Саратовская область в числе первых регионов России провела монетизацию льгот, и сделала она это в 2010 году. Многие регионы монетизировали льготы только в 2011 году, что и позволило им нарастить темпы роста доходов населения по отчету за 2011 год. Данные факторы и стали основными при расчете и сравнении темпов роста доходов населения субъектов РФ в 2010 и 2011 годах.

За январь-ноябрь 2011 года реальные денежные доходы населения области составляют 94,1%, реальные доходы на душу населения – 94,5%. Реальные денежные доходы населения в 2011 году по оценке составят не менее 94,6%, реальные доходы на душу населения составят более 94,8%.

При этом снижение реальных доходов населения в прошлом году отмечено во многих российских регионах. За январь-сентябрь прирост по России в целом составил всего 0,1%. А по данным за январь-октябрь показатель реальных доходов снизился в десяти регионах ПФО из 14-ти.

В качестве одной из причин падения реальных доходов эксперты называют незначительный среднегодовой рост социальных пособий и пенсий, который де-факто не перекрыл среднегодовой индекс потребительских цен (108,4% по России). А повышение с 1 января 2011 года ставки обязательных страховых взносов работодателей повлекло возвращение к практике «серых схем» и зарплат в конвертах. Если вспомнить конец прошлого года, то о таком развитии событий предупреждали представители Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и других общественных организаций, защищающих вопросы бизнеса в стране. Например, в Саратовской области темп роста доходов от предпринимательской деятельности снизился со 126,5% в 2010 году до 108,9% в 2011-м.

Дополнительными существенными причинами снижения уровня реальных доходов населения Саратовской области стали: значительное падение доходов от собственности (71,1% к уровню 2010 года), продажи иностранной валюты (87,9% к уровню 2010 года), а также за счет сокращения других доходов населения (75,6% к уровню 2010 года). В 2011 году была сокращена численность государственных гражданских служащих на 4,6% по сравнению с 2010 годом, уменьшена численность военнослужащих и работников полиции, сокращены высшие учебные заведения (Саратовский юридический институт адвокатуры, Саратовский юридический институт МВД России и ГОУ ВПО «Саратовский военно-медицинский институт» филиал ВМА имени С.М. Кирова). А индексация заработной платы государственных служащих федеральных и региональных органов власти области не проводилась с 2009 года, что в свою очередь тоже повлияло на падение реальных доходов населения.

На 2012 год правительством области предусмотрены меры для сохранения и роста реальных доходов населения региона. Так, например, в проекте бюджета области на 2012 год предусмотрена индексация должностных окладов работников государственных казенных и бюджетных учреждений: с 1 января на 14,38% – работникам дошкольных учреждений, в два раза работникам начального профессионального образования, и на 20% работникам среднего профессионального образования. С 1 октября – на 6% всем работникам бюджетной сферы.

Кроме того, в трехстороннем Соглашении по регулированию социально-трудовых отношений на 2011-2012 годы определено «повышение реального содержания заработной платы работников путем индексации заработной платы не ниже уровня инфляции», что касается уже работников не только бюджетной сферы, но и частного сектора. Также дальнейшее развитие региональной экономики предполагает рост промпроизводства, реализацию уже заявленных инвестиционных проектов на территории области, что в результате обеспечит создание новых рабочих мест и будет способствовать увеличению в 2012 году среднемесячной зарплаты на 12%. Кроме того в этом году запланирована индексация страховой части трудовой и социальной пенсий.

Пересмотр ставки обязательных взносов работодателей в сторону уменьшения (с 34% до 30% и ниже) будет стимулировать постепенный выход экономики из «тени», рост доли «белых» зарплат.

Кроме этого, будет реализован комплекс мер по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

Так как реальные доходы населения жестко связаны с индексом потребительских цен, органы исполнительной власти продолжат работу по контролю тарифов, сдерживанию необоснованного роста цен на товары первой необходимости, стимулированию развития конкуренции и, следовательно, увеличению предложения товаров и услуг.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №3 (450)
Автор статьи:  Андрей МУРАВЬЁВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: