Яндекс.Метрика

«Роспечаль»

«Роспечаль»

Довольно странное мероприятие под видом круглого стола прошло в среду в пресс-центре саратовской «Комсомолки». Вроде бы собрались люди поговорить о проблемах печатной отрасли в областном центре, намерены были получить ответ на вопрос, кому выгоден снос киосков «Роспечати». А свелось всё к перепалке между представителями СМИ, которые переживают за своих читателей, и теми, кто стоит за атакой на Марата Верника, главу «Роспечати» в Саратове.

Чтобы ввести читателей в курс дела, процитируем Марата Верника, обратившегося недавно к главе российского правительства Владимиру Путину: «…Наша киосковая сеть попала под «каток» кампании по сносу нестационарных торговых объектов в городе. Газетно-журнальные киоски при всей их социальной, информационно-просветительской значимости приравнены к пресловутым ларькам, от которых сегодня избавляются».

Горадминистрация не продлила «Роспечати» договоры аренды земельных участков под более чем тридцатью ларьками. Глава Саратова Олег Грищенко пояснил, что «у города есть весомые причины не заключать новые договора аренды». «…Подобные объекты не должны находиться на территориях общего пользования (тротуарах, зеленых зонах и т.п.). К внешнему виду торговых объектов тоже есть определенные пожелания – он должен быть единообразным и соответствовать архитектурному облику нашего города...»

Верник в обращении к Путину пишет: «Может быть, отрабатывается еще один иезуитский способ «кошмарить» бизнес? Или преследуются далеко идущие цели образца 90-х годов в части «перехватов» эффективно функционирующего бизнеса? Трудно найти какое-то иное объяснение действиям городских властей, которые открыто противоречат интересам жителей Саратова, осложняют решение задач наполнения его отнюдь не высокодоходного бюджета, сохранения информационного пространства, поддержания в регионе социально-политической стабильности…»

Добавим, что только за девять месяцев 2011 года «Роспечать» уплатила налогов в сумме более 26 млн рублей. Это в несколько раз больше налоговых сумм, уплаченных за тот же срок другими саратовскими организациями по распространению периодических изданий. И вот добросовестный крупнейший налогоплательщик «вознагражден»: объявлены вне закона 36 торговых объектов ОАО «Роспечать». Уничтожение этой части сети «Роспечати» означает обвал рентабельности, сокращение более 200 работников предприятия.

Спора на круглом столе не получилось. Представительница муниципалитета, председатель комитета по общественным отношениям Юлия Литневская пришла послушать выступающих. Ответить на вопрос, зачем городу понадобилось выжимать Верника с рынка, и что муниципалитет намерен предложить читателям взамен, не смогла. Не ее полномочия. Впрочем, из уст чиновницы прозвучала интересная фраза: «Вы же знаете, как принимаются решения на муниципальном уровне, какую сложную процедуру должен пройти любой документ, рождаемый в недрах горадминистрации!» И представители СМИ заулыбались. Конечно, мол, знаем, как принимает решения Олег Васильевич, чего уж там.

При этом Саратов, как всегда, впереди планеты всей. В крупнейших городах страны от сноса киосков, торгующих газетами, отказались. Отчасти потому, что Россия далека от европейских стандартов, где соотношение таково – один газетный киоск на тысячу человек. В Саратове один киоск приходится на 7 тысяч человек.

– Мы в ларьках, которые собирались сносить, провели опрос граждан и собрали более четырех тысяч подписей за то, чтоб администрация оставила наши объекты в покое, – чуть не плакал Верник.

Но тут заговорили «специально приглашенные», которые стали утверждать, что Верник плохой, в распространении газет ничего не смыслит. В общем, правильно, что с ним так поступают.

Другие журналисты предложили муниципальным властям не сносить, а увеличить количество киосков. Мол, если Верник – неважный менеджер, то возьмите и покажите ему, как надо работать, создайте для реализации СМИ более выгодные условия, и тогда «Роспечать» сама исчезнет с рынка.

Замминистра информации и печати области Сергей Калюжнов рассказал, что с газетными киосками городская власть борется довольно часто, процесс этот перманентный и уходит корнями в махровые 90-е. И вот снова муниципалитет создает проблемы своим гражданам. Хотя, по логике, чиновники обязаны обеспечивать свободный доступ к получению информации. Но в данном случае (снос 30 с лишним ларьков – это, скорее всего, только первая ласточка) город ликвидирует один из каналов распространения этой самой информации.

Особенно удивляет замминистра категоричность принятия решения несмотря на общественное мнение, что неизбежно приведет к росту социальной напряженности накануне выборов президента Российской Федерации. Зачем это нужно городской власти?

Вице-президент ТПП Юлия Назарова говорила о том, что старые люди, не дружащие с интернетом, привыкли к киоскам и не хотят, чтобы они исчезали. Грищенко утверждает, что киоски не должны находиться в общественных местах. А где же еще им находиться? Назарова тоже полагает, что жесткие решения муниципалитета могут привести к недовольству граждан:

– Митингов протеста, понятно, не будет, но горадминистрация в очередной раз прославится.

Другой представитель ТПП Сергей Леонов напомнил, что весь бизнес попадает в ситуации, когда заканчивается срок аренды земли. Но, отказывая «Роспечати» в пролонгации договоров, муниципалитет снижает инвестиционную привлекательность. Эти странные инвесторы всё изучают, в том числе – как распространяются СМИ в регионе.

Здесь Калюжнов поинтересовался у Литневской, есть ли документ, которым отныне регламентируются требования к внешнему виду киосков. Но чиновница и на этот вопрос затруднилась ответить.

Вообще ситуация с ларьками «Роспечати» сложилась парадоксальная. С одной стороны, городская администрация демонстрирует готовность к диалогу, почти с удовольствием выслушивает заинтересованные стороны, участвует в таких вот круглых столах. А с другой – продолжает методично сносить киоски.

Впрочем, мы действительно знаем, как принимаются решения в горадминистрации. И не удивляемся.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №46 (446)
Автор статьи:  Владимир БАРЕНЦЕВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: